Сегодня учитель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям
к-т пед. н-к В. Д. Лобашев
«Дидактические функции учебных текстов»
.
Чтобы выжить,
надо быстро изменяться
Л. Кэррол
Общие проблемы:
невысокий уровень познавательного интереса учащихся;
большая перегрузка учащихся;
разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся внутри класса;
недостаточное развитие аналитических способностей, и, как следствие, низкий уровень работы с текстом как с источником информации.
Задачи работы
Формировать умение опознавания и определения информации
Формировать умение организации информации
Формировать умение обработки информации
метапредметные
предметные
умение выбирать и устанавливать критерии для отбора информации
умение точно интерпретировать и детализировать вопрос
умение идентифицировать термины и понятия
умение классифицировать информацию
умение использовать схемы для структурирования информации
умение исключить несоответствующую и несуществующую информацию
для учителя биологии: повышение уровня предметной усвояемости учащихся и мотивационной составляющей
для учителя информатики (пропедевтическая цель): формирование навыков работы в текстовом редакторе
Общие проблемы
ПРОБЛЕМА | РЕШЕНИЕ |
Низкий уровень познавательного интереса учащихся | Применение ИТ и метода парного или микрогруппового взаимодействия традиционно активизирует познавательную активность учащихся |
Большая перегрузка учащихся | Возможности текстового редактора визуализации информации: схемы, таблицы, списки, графы для быстрого и более качественного усвоения материала |
Разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся | Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход, разноуровневое обучение. |
Недостаточное развитие аналитических способностей | Применение сравнительно-аналитического метода |
новизна
интеграционная составляющая, построенная на межпредметных связях двух предметов;
бинарное участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению;
данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но проводит урок только учитель биологии. Роль учителя информатики – в разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором.
Условия использования персонального компьютера для работы учащихся без участия учителя информатики
первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся;
ограниченное количество компьютеров в классе (15 штук) предполагают использование парного или микрогруппового метода проведения урока;
каждой группе выдается детальный алгоритм действий для работы с текстовым редактором;
учитель биологии является уверенным пользователем персонального компьютера, при необходимости возможна помощь учителя.
Работа с электронной информацией как метод обучения
учитель определяет порядок работы;
учитель раздает папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе;
учащийся (группа учащихся) открывают рабочую папку, выполняют задания;
в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги деятельности учащихся.
Данный метод обучения можно применять:
на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;
при закреплении изученного материала;
в качестве самостоятельных и проверочных работ.
приемы работы:
|
|
определение значимой информации (работа с терминологией, отделение значимой информации от второстепенной) | выделение фрагментов текста |
составление логически структурированного текста | расстановка абзацев, копирование/вырезание фрагментов текста |
структурирование и визуализация информации | составление таблиц, списков с учетом уровня детализации, схем |
составление формально-логической модели | работа с графическими объектами текстового редактора |
риски и пути их минимизации
группы рисков | пути минимизации рисков |
риски групповой работы | - распределение учителем объема работы между учащимися; |
риск незавершенной работы | - подбор небольших по объему текстов; |
технические риски | - проверка оборудования перед каждым уроком |
прогнозируемые результаты
формирование информационных компетенций школьников;
формирование учебных действий и навыков, необходимых для проектно-исследовательской деятельности;
повышение мотивационной и когнитивной составляющей при изучении предметов биологии и информатики;
для практической педагогики, озабоченной проблемой перегрузки детей, важно сосредоточить внимание на тех способах работы с информацией, которые могут рационализировать учебный процесс.
возможность распространения опыта
применим не только на уроках биологии;
возможность использования алгоритмов работы с текстовым редактором на уроках любого естественно-гуманитарного цикла;
возможность апробировать данную методическую разработку для учащихся 5, 6 классов.
объекты контроля и оценки
знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала; полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач);
умения (как интеллектуальные, так и практические);
навыки самостоятельной работы;
способы познавательной деятельности.
перспективы
Разработан материал для учащихся 8 класса по использованию электронных таблиц при изучении темы «Пищеварение. Обмен веществ» ( будет апробироваться в 2012/13 уч. г.)
Находится в разработке материал по использованию возможностей базы данных при изучении темы «Многообразие растений» для учащихся 6 класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.