Духовно-нравственное становление обучающихся – проблема системы образования и воспитания, которая актуальна во все времена, т. к. культурным и образованным человеком нельзя стать, если не осознавать смысл литературных произведений, стать патриотом, если не знать истории своего Отечества, развить высоконравственную гражданскую позицию, не изучая основ государственности. Педагоги лишь способствуют развитию духовности, становлению духовно-нравственной личности ребенка посредством различных форм и способов работы, помогают обучающимся понять где добро, а где зло. Одним из таких средств, которые использую в своей работе, совместно с другими учителя является деятельность по интеграции учебных предметов, которая является основой воспитательной системы класса и занятий внеурочной деятельности, позволяющая максимально сблизить интересы школы, родителей и детей по формированию ценностных качеств личности ребенка.
«Интеграция учебных
предметов
как средство духовно
нравственного
становления школьников»
Цель духовнонравственного
воспитательного процесса в школе
создание эффективных условий для
формирования духовности и
нравственности школьников
Интеграция –
это объединение в целое разрозненных частей,
глубокое взаимопроникновение, слияние в одном
учебном материале обобщенных знаний в той или
иной области.
Преимущества интеграции
на уроке
• Мир, окружающий детей, познается ими в
многообразии и единстве, а зачастую предметы
школьного цикла, направленные на изучение
отдельных явлений этого единства, не дают
представления о целом явлении, дробя его на
разрозненные фрагменты.
Преимущества интеграции
на уроке
• Интегрированные уроки развивают потенциал
самих учащихся, побуждают к активному познанию
окружающей действительности, к осмыслению и
нахождению причинноследственных связей, к
развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей.
Преимущества интеграции
на уроке
• В большей степени, чем обычные, они способствуют
развитию речи, формированию умения сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Преимущества интеграции
на уроке
• Форма проведения интегрированных уроков
нестандартна, увлекательна.
Технологии
в интегрированном обучении
• Технология объяснительно
иллюстрированного обучения.
• Технология личностно
ориентированного обучения.
• Технология развивающего обучения.
Средство реализации идеи
интеграции в школьном
образовании
проведение интегрированных и бинарных уроков,
которые позволяют показать межпредметные и
внутрипредметные связи в обучении.
Интегрированный урок это учебное занятие, на
котором обозначенная тема рассматривается
с различных точек зрения, средствами нескольких
предметов (курсов).
Бинарный урок – это нестандартная форма обучения
по реализации межпредметных связей, урок ведут два
учителя.
Типы и формы
интегрированных уроков
• урок формирования новых знаний;
• урок обучения умениям и навыкам;
• применение знаний на практике;
• урок повторения,
• систематизации и обобщения знаний, закрепления умений;
• урок контроля и проверки знаний и умений;
• комбинированный урок
Структура интегрированных
уроков отличается от обычных
уроков следующими
особенностями:
• предельной четкостью, компактностью, сжатостью
учебного материала;
• логической взаимообусловленностью,
взаимосвязанностью материала интегрируемых
предметов на каждом этапе урока;
• большой информативной ёмкостью учебного материала,
используемого на уроке
Использование интеграции на
уроках
позволяет систематизировать и углубить знания
учащихся, показать взаимосвязь изучаемого материала
с жизнью, повысить интерес к изучению предмета