Презентация "Использование нетрадиционных источников информации на уроках истории"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной проблемой современной школы является низкая учебная мотивация подавляющего большинства обучающихся. Помимо учебных знаний на ребенка обрушивается большой поток лишней информации из СМИ, Интернета. В настоящее время все чаще применяются творческие, инновационные подходы к преподаванию истории. Они способствуют развитию обучаемых. Особый интерес представляют нетрадиционные источники исторической информации. Карикатура и анекдот, основанные на юморе и иронии, являются полноценными источниками, с помощью которых возможно понять историческую ситуацию и настроения людей. При работе с ними на уроках истории, у учеников создается эмоциональный образ изучаемой эпохи, появляется повод для размышления о том или ином историческом периоде.
Иконка файла материала анекдот.pptx
Мастер – класс «История в зеркале иронии» Нетрадиционные источники исторической информации
Если бы первобытные люди умели смеяться, то история пошла совсем бы по другому пути развития. Оскар Уальд  Политика + культура = карикатура: арифметика демократии. Юджин Этерис
Карикатура - это рисунок, изображающий кого- либо в намеренно преувеличенном, смешном, искаженном виде. С итальянского дословно карикатура переводится «нагружать, преувеличивать». Карикатура - это способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц. Понятие «анекдот» появилось в Византии. Его использовал византийский историк Прокопий (6 в.) В переводе с греческого анекдот означает «услышанное, рассказанное, неизданное». Анекдот - краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
Как же можно использовать анекдот на уроке?  Чаще всего сам учитель с целью дать разрядку ученикам, вызвать положительные эмоции, радость, рассказывает анекдот. Но учитель-профессионал не останавливается на этом. Это очень благодатный материал и было бы не малой расточительностью ограничиваться только этим. Учитель дает задание учащимся перед тем, как он расскажет анекдот или после рассказа. Решение этой задачи должно способствовать лучшему восприятию материала.
Алгоритм анализа карикатуры как исторического источника: 1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей. 2 этап. Определение исторической тематики карикатуры. 3 этап. Определение авторского мнения, идей. 4 этап. Психологические характеристики персонажей. 5 этап. Идентификация времени и места (страны) создания карикатуры. (Возможны и дополнительные вопросы: придумайте свой заголовок к карикатуре, что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что …?, придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.).
Фрагмент урока «Портретная галерея политических деятелей СССР: Сталин, Хрущев, Брежнев». Учащиеся делятся на 3 группы. Каждой группе предстоит дать оценку исторической личности на основе комплексных источников информации (карикатуры и анекдота). Для оценки предлагаются три исторических личности: Сталин, Хрущев, Брежнев.
Информационный материал для оценки Сталина:
Анекдот 1.  На Ялтинской конференции утром: Черчилль: - Мне приснилось, что я стал властелином всей планеты.  Рузвельт: - А мне приснилось, что я стал властелином всей Вселенной!  А Сталин в ответ: - А мне приснилось, что я никого на эти посты не утверждал.             Анекдот 2. Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:  – Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты теперь?  – Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).  – А что это значит?  – Помните, мама, нашего царя?  – Конечно.  – Ну, так вот я теперь вроде него.
Информационные материалы для оценки Хрущева:
Анекдот 1. Ключевые слова. Хрущев любил букву "к", и она сопровождала его в течение всего "славного десятилетия": культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать.       Анекдот 2. – Как живете, товарищи колхозники? – шутит Хрущев. – Хорошо! – шутят в ответ колхозники.
Информационные материалы для оценки Брежнева:
Анекдот  1. – Почему в Москве произошло землетрясение? – Брежнев уронил свой мундир с орденами.          Анекдот  2. – Можно ли завернуть паровоз в газету? – Можно, если в ней напечатана речь Брежнева.
В заключении обучаемым задается вопрос: «Согласны ли вы с оценкой  художников-карикатуристов и авторов анекдотов личностей Сталина, Хрущева, Брежнева?» Завершает урок дискуссия по проблеме «В чем проявляются положительные и отрицательные стороны карикатур и анекдотов как источников исторической информации?»
Социальная политика Н.С. Хрущева Повышение минимальной зарплаты на 35%; Увеличение размера пенсий в два раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста; Развертывание массового жилищного строительства; Введение денежной оплаты труда колхозников; Установление 7-часового рабочего дня; Отмена платы за обучение.
Достижения СССР при Л. И. Брежневе: - На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1970 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). - Высокими были темпы роста жилищного строительства. - Создание десятков территориально- производственных комплексов- ТТК – по добыче нефти, газа, угля, цветных металлов. - Строительства БАМа. - В 1965 году Брежнев восстановил празднование Дня Победы и сделал 9 мая выходным днем.
«Разрядка» во внешней политике
«Всеми возможными способами нужно Я. А. Коменский воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению»
Спасибо за внимание!