Главной проблемой современной школы является низкая учебная мотивация подавляющего большинства обучающихся. Помимо учебных знаний на ребенка обрушивается большой поток лишней информации из СМИ, Интернета.
В настоящее время все чаще применяются творческие, инновационные подходы к преподаванию истории. Они способствуют развитию обучаемых. Особый интерес представляют нетрадиционные источники исторической информации.
Карикатура и анекдот, основанные на юморе и иронии, являются полноценными источниками, с помощью которых возможно понять историческую ситуацию и настроения людей. При работе с ними на уроках истории, у учеников создается эмоциональный образ изучаемой эпохи, появляется повод для размышления о том или ином историческом периоде.
Мастер – класс
«История в зеркале
иронии»
Нетрадиционные источники
исторической информации
Если бы первобытные люди умели
смеяться,
то история пошла совсем бы по другому
пути развития.
Оскар Уальд
Политика + культура = карикатура:
арифметика демократии.
Юджин Этерис
Карикатура - это рисунок, изображающий кого-
либо в намеренно преувеличенном, смешном,
искаженном виде. С итальянского дословно
карикатура переводится «нагружать,
преувеличивать».
Карикатура - это способ художественной
типизации, использование средств шаржа и
гротеска для критически целенаправленного,
тенденциозного преувеличения и подчёркивания
негативных сторон жизненных явлений или лиц.
Понятие «анекдот» появилось в Византии. Его
использовал византийский историк Прокопий (6 в.)
В переводе с греческого анекдот означает
«услышанное, рассказанное, неизданное». Анекдот
- краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
Как же можно использовать
анекдот на уроке?
Чаще всего сам учитель с целью дать
разрядку ученикам, вызвать положительные
эмоции, радость, рассказывает анекдот. Но
учитель-профессионал не останавливается на
этом. Это очень благодатный материал и было
бы не малой расточительностью
ограничиваться только этим.
Учитель дает задание учащимся перед тем,
как он расскажет анекдот или после рассказа.
Решение этой задачи должно способствовать
лучшему восприятию материала.
Алгоритм анализа карикатуры как
исторического источника:
1 этап. Описание карикатуры и распознавание
персонажей.
2 этап. Определение исторической тематики
карикатуры.
3 этап. Определение авторского мнения, идей.
4 этап. Психологические характеристики персонажей.
5 этап. Идентификация времени и места (страны)
создания карикатуры.
(Возможны и дополнительные вопросы: придумайте
свой заголовок к карикатуре, что имеет в виду один из
персонажей, утверждая, что …?, придумайте диалог
(реплики) между персонажами карикатуры и т.д.).
Фрагмент урока «Портретная
галерея политических деятелей
СССР: Сталин, Хрущев,
Брежнев».
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждой
группе предстоит дать оценку исторической
личности на основе комплексных источников
информации (карикатуры и анекдота). Для
оценки предлагаются три исторических
личности: Сталин, Хрущев, Брежнев.
Информационный материал для оценки
Сталина:
Анекдот 1.
На Ялтинской конференции утром:
Черчилль: - Мне приснилось, что я стал властелином всей
планеты.
Рузвельт: - А мне приснилось, что я стал властелином всей
Вселенной!
А Сталин в ответ: - А мне приснилось, что я никого на эти
посты не утверждал.
Анекдот 2.
Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в
Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:
– Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты
теперь?
– Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).
– А что это значит?
– Помните, мама, нашего царя?
– Конечно.
– Ну, так вот я теперь вроде него.
Информационные материалы для
оценки Хрущева:
Анекдот 1.
Ключевые слова.
Хрущев любил букву "к", и она
сопровождала его в течение всего "славного
десятилетия": культ личности, кукуруза,
коммунизм, Китай, Карибский кризис,
кузькина мать.
Анекдот 2.
– Как живете, товарищи колхозники? –
шутит Хрущев.
– Хорошо! – шутят в ответ колхозники.
Информационные материалы для
оценки Брежнева:
Анекдот 1.
– Почему в Москве произошло
землетрясение?
– Брежнев уронил свой мундир с орденами.
Анекдот 2.
– Можно ли завернуть паровоз в газету?
– Можно, если в ней напечатана речь
Брежнева.
В заключении обучаемым задается
вопрос: «Согласны ли вы с оценкой
художников-карикатуристов и авторов
анекдотов личностей Сталина,
Хрущева, Брежнева?»
Завершает урок дискуссия по проблеме
«В чем проявляются положительные и
отрицательные стороны карикатур и
анекдотов как источников
исторической информации?»
Социальная политика Н.С. Хрущева
Повышение минимальной зарплаты на 35%;
Увеличение размера пенсий в два раза и
снижение на 5 лет пенсионного возраста;
Развертывание массового
жилищного строительства;
Введение денежной оплаты
труда колхозников;
Установление 7-часового
рабочего дня;
Отмена платы за обучение.
Достижения СССР при Л. И. Брежневе:
- На протяжении пятилетки фиксировались рекордные
темпы экономического роста. В 1966—1970 гг.
среднегодовые темпы роста национального дохода в
СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, ФРГ 3,4 %, Франции
4,4 %, Великобритании 2,2 %).
- Высокими были темпы роста
жилищного строительства.
- Создание десятков территориально-
производственных комплексов- ТТК – по
добыче нефти, газа,
угля, цветных металлов.
- Строительства БАМа.
- В 1965 году Брежнев восстановил
празднование Дня Победы и сделал 9 мая
выходным днем.
«Разрядка» во внешней
политике
«Всеми возможными
способами нужно
Я. А. Коменский
воспламенять в детях
горячее стремление к
знанию и учению»