Работа посвящена истории исследования старинной куклы, принадлежащей в начале 20 века семилетней девочке Нине. Из воспоминаний прабабушки, ученица 1 класса Лиза узнала, что Нинина кукла была самосшитой, но бюстик изготовлен из твердого материала (типа глины).
Цель работы: исследование истории куклы начала 20 века.
Задачи : из различных источников найти прообраз куклы 20-30-х годов ХХ века,
изготовить куклу, прообраз той, с какой играли девочки 80 лет назад в Вятской губернии России,
изготовить буклет, рассказывающий о жизни детей-сверстников Лизы в начале 20 века
Презентация проекта Кукла.doc
Социальноориентированный проект
«Василеостровские чтения»
Кукла
Раздел: Социальноориентированный проект
Номинация: Забытые страницы
Место учебы автора: ГБОУ гимназия № 642 «Земля и вселенная», 1альфа класс
Руководитель проекта: Некипелова Галина Егоровна, ГБОУ гимназия № 642 «Земля и
Вселенная», учитель начальных классов,
Независимый эксперт: Тюменцева Н.В., искусствовед, сотрудник Петербургского музея
кукол
Контактная информация автора:
«24» января 2017 г. СанктПетербург
2017 г.
2 Оглавление
Паспорт проектной работы...........................................................................................................3
Введение.........................................................................................................................................4
Глава 1. Интервью.........................................................................................................................5
Глава 2. Расследование..................................................................................................................7
2.1. Идем в музеи!..............................................................................................................7
2.2. Вперед — в библиотеки!............................................................................................8
Глава 3. Куклы.............................................................................................................................11
Заключение..................................................................................................................................12
Список литературы.....................................................................................................................13
Приложение 1..............................................................................................................................14
Приложение 2..............................................................................................................................17
Приложение 3..............................................................................................................................19
Приложение 4..............................................................................................................................20
Приложение 5..............................................................................................................................21
Приложение 6..............................................................................................................................22
Приложение 7 (Буклет)
Введение
Жилабыла бабушка. Это была самая обычная бабулька, таких много вокруг. У нее
есть обычная семья, сын, внук, правнуки и правнучки. Она жила тихо, никому не мешая, в
своей маленькой комнатке в квартире сына. Любила смотреть сериалы, с закрученными
сюжетами, читать книги, а потом, глядя в окно на проходящих мимо людей, думать над
прочитанным и увиденном и удивляться, неужели и вправду так бывает? Довольно часто
бывало, что в квартиру врывались маленькие правнуки, тогда становилось шумно, они
носились по длинному коридору, играя с дедом в футбол, а бабушка выходила из своей комнатки и, стоя в дверях и улыбаясь, любовалась на детей. Именно об этой тихой, милой
и симпатичной бабушке и пойдет речь в этой работе. А точнее о ее детстве.
Итак, я Палагина Елизавета, мне 7 лет. Я учусь в 1 альфа классе гимназии № 642
«Земля и Вселенная». У меня самая лучшая семья во Вселенной мама, папа, кот Тайфун и
брат Максим. И, конечно же, мои бабушки и дед. А у них тоже есть мамы, правда, я не
видела их пап. Все мои прабабушки очень хорошие и довольно старенькие и живут в разных
городах. Так случилось, что бабушка моей мамы живет в городе Выборге, а одна из
бабушек моего папы вообще в другой стране, в городе с интересным названием Пярну. А
вот третья прабабушка, бабушка Нина, мама моего любимого деда, живет здесь, в городе
СанктПетербурге, в одной квартире с бабушкой и дедом. Поэтому ее мы видим частенько.
Бабушка Нина очень старенькая, она родилась в 1927 году и сейчас ей уже 89 лет! Когда
мама рассказала мне о проекте, я сразу подумала, что именно у нее можно узнать много
всего интересного о ее детстве, играх и о том, как она и другие детки жили в те времена.
Тем более дед както говорил, что память у бабушки отличная, она помнит самые мелкие
подробности событий ее жизни, помнит даже убранство избы, в которой жила, свою
деревню и людей, которые там жили. Узнав, что мы с мамой начинаем работать над этим
проектом, дед очень обрадовался, ведь мы поможем ему в составлении записей об истории
нашего рода, возможно, мы сможем в разговоре узнать какието ценные сведения и
подробности, о которых бабушка не рассказала ему. Вот почему к проекту я отнеслась со
всей ответственностью — сведения эти будут полезны не только деду, не только для
проекта, они откроют для меня мир, отличный от нашего, о котором мне ничего неизвестно
сейчас, но который был когдато и в котором росла моя прабабушка.
Таким образом, целью данного проекта стал поиск всевозможной информации про
самую главную игрушку бабушкиного детства, а, возможно, такой же игрушки; изучение
быта, интересов, игр и игрушек прабабушки Нины.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
узнать, какие игры и игрушки были в детстве прабабушки;
найти информацию о них в музеях и библиотеках;
сравнить игрушки 2030хх годов ХХ века и современных, а также отношения к
игрушкам детей того времени и современных;
смастерить своими руками кукол, аналогичных куклам прабабушки и ее
подруги;
изготовить буклет с рисунками историй из детства маленькой девочки Нины на
основании интервью.
Основными методами для решения задач стали:
интервью с бабушкой;
посещение музеев;
посещение библиотеки и поиск книг;
изучение техник изготовления кукол и изготовление кукол, изготовление
буклета.
4 Глава 1. Интервью
Мы неоднократно беседовали с нашей бабушкой Ниной, но ни разу не записывали ее
рассказы. Теперь, приступая к работе над проектом, мы решили записать ее воспоминания.
Мы составили список вопросов. С этими списком вопросов и отправились навестить
прабабушку:
Рисунок 1.Список вопросов.
Много рассказывала бабушка о себе, маленькой. Даже песню спела и загадки
загадала. Загадки были такие сложные, что ни на одну из них я не смогла ответить! Хотя
загадки я очень люблю. Кстати, мама тоже не ответила ни на одну из них. Мама очень
обрадовалась, узнав, что девочка Нина любила такие же конфетки, какие кушала она в
своем детстве — конфеткигорошки, желтенькие. Они и сейчас продаются, я видела и
теперь обязательно попробую. А вот шоколада не было и леденцов тоже. Сахар был
крупными комьями — колотый сахар, это была самая популярная сладость, пили чай и
кушали сахар «вприкуску».
О быте и традициях того времени известно довольно много, есть книги, снимали
фильмы, у многих детей есть такие же прабабушки и прадедушки, даже старше моей
бабушки Нины, которые, наверняка, многое рассказывали про свое детство. Но меня очень
заинтересовала кукла, про которую бабушка Нина рассказывала, гордо подняв голову и
счастливо улыбаясь. Было видно, что эта кукла многое для нее значила, тем более, что это
наверняка был предмет зависти ее подружек, ведь куклато на деревне была одна! Мне
сложно такое представить. В моей комнате на полках и в коробках лежит целое множество
самых разных кукол. Конечно, самые любимые Винкс и Феи, они такие красивые, у них
блестящие платья и модные аксессуары. А еще волшебные крылья. И необычно слышать,
что были куклы с глиняными головами и пришитыми тетушкамирукодельницами
туловищами, набитыми соломой или опилками. Бабушка рассказала, что у ее подруги,
Таисии, тоже были куклы, только она их сама мастерила — из кусочков ткани, соломы и из
куска полена. Я бы никогда не подумала, что такие куклы могут быть лучше моих Винкс,
такие, которые делаешь сама. Надо попробовать!
Обсудив с мамой этот разговор, поискали в сети Интернет фотографии таких кукол
и, к нашему большому удивлению, нашли так мало фотографий и еще меньше информации
про них. И тогда у нас созрел план. Мы решили во что бы то ни стало отыскать такую
куклу и все, что возможно, выяснить про нее. Вот бабушка обрадуется! Она не видела ее
столько лет — лет 7080!
Для начала мы заглянули в карту нашей страны в сети Интернет (Яндекс карты),
задав в поиске «село Новоселово, Кировская область» и нашли одно село на югозападе
области с таким названием и даже маленькой, но историей и достопримечательностями
(Википедия). Но это было не наше село. Тогда решили проверить окрестности в пределах
20 км от села Лойно, которое сохранилось и является на данный момент даже
административным центром Лойнского сельского поселения (Википедия). Но, к сожалению, ничего не нашли. Бабушка упоминала, что дом свой целиком они перевезли в
Лойно после войны, возможно, другие семьи поступили также, переехав в ближайшие
крупные деревни. Тогда на месте бабушкиной деревни уже вырос лес или, может,
построили новое село с новым названием. И речку, которая называлась бабушкой «ручьем с
двумя жердочкамимостком», мы так и не смогли определить — местность в том районе
довольно болотистая, маленьких речушек много, на карте тоненькие синие линии, как
змейки, вьющиеся среди зеленых и белых пятен. Некоторые названия рек бабушка
вспомнила и даже перечислила, но среди них не было ее речки. Наверное, это
действительно был безымянный ручеек.
(Приложении №2. Карта Кировской области, расположение на ней искомых села
Новоселово и села Лойно).
2. Расследование
2.1. Идем в музеи!
Поразмыслив хорошенько, мы решили, что самое верное место, где мы точно
отыщем куклу — это СанктПетербургский Музей игрушки или Музей кукол на
Васильевском острове. Но, к сожалению, в последнем старинные куклы были экспонатами
временных выставок и в тот момент находились в кладовых музея, к которым нам, увы, не
было возможности попасть.
6 Тогда мы поехали в СанктПетербургский музей игрушки на Петроградской
стороне, на набережной реки Карповки, 32. Сколько же там было удивительных кукол и
игрушек! Куклы из разных стран, разных времен. Многие были потрепаны, у некоторых
отсутствовали части, но рядом с ними стояли и сидели вполне целые и хорошо
сохранившиеся друзья по полкам, смешные, удивительные, необычные. В самом центре при
входе в витрине высился большущий старинный дом, с мебелью, предметами обихода, все
сделано в мельчайших подробностях. Мы стояли довольно долго, рассматривая его со всех
сторон и не переставали восхищаться. Вот повезло девочкам, которые в него играли! У
меня тоже есть дом для кукол, он яркий, красивый, но с уже покосившимся вторым
этажом, хотя ему всего три года и мебель, конечно, есть, но совсем не такая, проще.
Пройдя в зал советской куклы, мама внимательно стала осматривать витрины, загадочно
улыбаясь. Она сказала, что нашла «свои» игрушки, я думаю, в этот момент она была
счастлива. Подошла добрая бабушкасмотритель музея, спросила: «Может, вам помочь?» и
мы рассказали ей о наших поисках. Тогда она
повернула нас к самой крайней витрине и показала, с
сомнением сказав: «Возможно, такие?», на три веселые
головки, стоящие на подставке в центре витрины (см.
рис. 2). Мы удивленно спросили: «Неужели это
куклы?» На что женщина кратко сказала, что да, такие
были, куклыбюсты, делали их из глины, папьемаше,
целлулоида и других материалов, потом к ним
пришивали текстильные туловища, набитые соломой
или опилками. Это было похоже на описание куклы,
которое дала бабушка Нина, и мы, довольные
открытием, сфотографировав эти веселые головки и подпись к ним, отправились домой.
Позже, дома, мы поискали в сети Интернет всевозможную информацию про головки
бюсты, заводы, места, материалы. Но нашли только обрывки из статей и обсуждений
коллекционеров и несколько фотографий похожих кукол. Скачав и
распечатав фотографии, мы отправились к бабушке на опознание.
Рисунок 2. Головки-бюсты
из музея
Бабушка у нас видит не очень хорошо. Надев очки, она стала
внимательно рассматривать фотографии. Сначала не признала ни одной.
Но, пересмотрев повторно листы, дошла до последней страницы, ткнув
пальцем в одну из картинок, сказала: «Похожа!». Потом отложив
фотографии, посмотрела в окно и сказала: «Давно это было, точно не
помню я ее, но эта да, очень похожа. Давно это было...». Не знаю, кто из
нас больше обрадовался, мы с мамой или бабушка Нина, но теперь мы
знали, кого ищем (см. рис.3). Ведь куклы, хоть и похожие внешне друг
на дружку, были разных материалов, производителей. Нас интересовала
именно эта, наша, российская кукла с глиняной головой. Кукла из
бабушкиного детства, купленная непонятно где и неизвестно подлинно
кем.
Рисунок 3.
Кукла
В Приложении №3 к проекту можно увидеть те самые фотографии. Мы узнали, что
изготовлена выбранная кукла была в 1920х годах в Петровском уезде Саратовской
губернии (надпись под экспонатом в СанктПетербургском музее игрушек).
Так случилось, что в начале декабря мы всей семьей поехали в Москву на выходные.
В самом начале наших поисков мы нашли несколько крупных или просто известных музеев
в нашей стране, где могут выставляться похожие куколки. В их числе был Музей
Уникальных Кукол в Москве. Там находится коллекция, ставшая на сегодняшний момент
самой значимой в мире. И, сделав вывод, что «наша» кукла самая что ни на есть уникальная, мы отправились туда. Музей находится в самом центре столицы, поэтому
попутно мы посмотрели Красную площадь и Кремль, красивейший Храм Василия
Блаженного, ГУМ, Охотный ряд и Большой театр, Храм Христа Спасителя и даже, на
обратном пути, Памятник Петру Первому, недалеко от знаменитого парка Горького. В
музее нас ждало разочарование, но не от выставленной коллекции кукол, нет. Несмотря на
поистине огромную коллекцию красивейших кукол всех времен и народов, там не
оказалось ни одной похожей на «нашу» куклы, а сама смотритель музея посоветовала
обратиться с вопросами о них к знаменитым коллекционерам. Что мы делать не стали,
решив, что информацию можем еще почерпнуть в библиотеках.
2.2. Вперед – в библиотеки!
Что же, впереди нас ждали библиотеки. Наверняка, там, в книгах, можно
почерпнуть много интересного о куклах того времени, заводах, изготавливающих такие
куклыбюсты, найти хоть чтонибудь про бабушкину необычную куклу.
Мы отправились в Центральную районную библиотеку имени Ломоносова на улице
Нахимова, д.8, корп. 3. Библиотека для взрослых, было интересно даже просто там
побывать. Мама объяснила библиотекарю, что мы хотим найти. Предварительно
приготовив список книг, опять же найденный гдето в сети Интернет, мама с
библиотекарем стали смотреть по специальной базе наличие таких книг. И ничего не
нашли! Тогда библиотекарь предложила поискать просто книги о куклах России начала ХХ
века. Нашлось несколько книг, одна из которых находилась в читальном зале. Мы пошли
туда, захватив две книги, которые позже читали дома.
Книжка, найденная в читальном зале, называлась просто «Куклы», автор Нина
Юрина. Это книжка с красивыми картинками, интересным, но кратким рассказом про
самых разных кукол. Полистав ее, мы нашли только общую информацию, но она тоже
оказалась полезной. Я узнала много интересного об обрядах наших предков, связанных с
куклами. А также историю кукол от самых древних до почти современных. Даже мама
призналась, что не знала о том, что изначально куклы были придуманы для обмана богов,
которым в жертву приносили до этого женщин, чтобы умилостивить богов, и они дали
хороший урожай или уберегли от бед. Таким куклам не делали лиц, боясь того, что злой
дух поселится в них. Таких первых куколобманок называли Коллодией. Были и другие
куклычучела, которые тоже жертвовали другим богам. У каждой было имя — Морена,
Купава, Кострома. Нарядных кукол, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на
руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после «отдавали» богам — сжигали,
кидали в реку или рвали и раскидывали по полю. А взамен просили хорошего урожая,
теплого лета, счастливой любви.[4] Согласитесь, всем придет на ум наша традиционная
Масленица, с сожженным на костре чучелом зимы. Вот ведь откуда все началось! Бережно
и уважительно относились к кукле еще долго после того, как она перестала быть
предметом обряда или оберегом. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они
верили, что чем усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье, а если с
куклами плохо обращаться — неприятностей не миновать. Довольно долго русские куклы
оставались самодельными.
А первые куклы, изготовленные мастерами появились в подмосковном Сергиевом
Посаде еще в ХIV веке, это были деревянные игрушки, их вырезал великий русский
подвижник Сергий Радонежский и дарил детям приходивших богомольцев. Со временем на
месте затерянной обители образовался большой монастырь — ТроицеСергиева лавра. А у
монахов появилась традиция изготавливать поделки для детей.[4] Кстати, сейчас в
8 Сергиевом Посаде находится самый большой музей игрушки в стране и единственный в
нашей стране Институт игрушки, где придумывают ее новые виды. К началу ХIX века
русская кукла окончательно превратилась в игрушку. Ушел в прошлое суеверный запрет
рисовать лицо кукле, а также появился новый материал для изготовления кукол — папье
маше. Производство кукол развернулось вовсю.[4] Стоит отметить, что в те годы
преимущественно кукол делали так называемые кустари, люди, изготавливающие
небольшие партии игрушек своими руками. Такое производство кукол называлось
кустарным. А уже в 192030е годы производство кукол было сосредоточено в артелях на
местах кустарного производства и артелях, организованных выходцами из дворянской
среды. Материалы, которые использовались тогда — мастика, глина, дерево, текстиль,
папьемаше — были хрупкими и недолговечными и почти не сохранились.[4] Конечно
стоит упомянуть о довольно большом заводе кукол, существовавшем тогда — завод
Дунаева, который образовался в 1893 году как обычная мастерская, выпускавшая
фарфоровые изделия. Довольно скоро эта мастерская разрослась до небольшого завода, на
котором работали почти все жители ближайшей деревни, они занимались лепкой заготовок.
В начале ХХ века завод выпускал до 2000 наименований изделий из фарфора и глины,
включая игрушки. Завод изготавливал также и кукольные головки. До этого они
поставлялись в Россию изза границы и уже тут к ним пришивали тряпичные туловища,
готовых кукол наряжали и упаковывали. Потом производство кукольных головок было
начато и на фабрике С. Г. Дунаева. После его смерти завод в Хотьково перешел к его сыну
Александру. Фарфоровые кукольные головки, как собственного дизайна, так и
скопированные с немецких болванок, стали маркироваться "Дунаев", "Хотьково", "Дунаев
А. С. Хотьково".[5] Мы предположили, что «наша» куколка была изготовлена на этом
заводе, однако так и не нашли фото такой же, как указала бабушка Нина, куклы ни в
ассортименте завода, ни на сайте самого завода, ни в найденных бумажных источниках.
Основные области страны, где наиболее известны производства глиняной игрушки
— в Кирове, Каргополе, в Тульской области. Кировская область образована в 1936 году
при выделении Удмуртской АССР из состава Кировского края (который был образован в
1934 году на части территории Вятской губернии, переданной в Нижегородскую область в
1929 году) (Википедия). Она расположена на северовостоке Европейской части России.
На территории области имеется обширная минеральносырьевая база, насчитывающая
более 20 видов полезных ископаемых, в том числе глины кирпичные (37 месторождений),
глины тугоплавкие (3 месторождения). [6] Вятский край славится художественными
промыслами: дымковской расписной глиняной игрушкой, изделиями из капакорня,
соломки, лозы, дерева, кукарскими кружевами, керамикой. Узнали из брошюры музея
игрушек и книг, взятых в библиотеке о том, что кроме крупных артелей и заводов в разных
областях страны, изготовлением подобных глиняных головокбюстов и кукол занимались и
кустари, производя немного экземпляров кукольных головок.[2][4] Затем ремесленники
отвозили их в крупные города, например, в Сергиев Посад, там местные умельцы так же,
как в случае с иностранными головками, пришивали к ним туловища и продавали на
рынках в городах и деревнях. Продавали также и просто головы, без туловища. Тогда мамы
маленьких девочек сами шили туловища, набивая соломой или другими материалами, и
пришивали их к голове. Таким куколкам не ставили штампы и вообще никакие пометки, и
поэтому определить конкретного производителя становилось невозможно. Следует
отметить, что Первая Мировая война и последовавшие революции и гражданская война
привели страну к нищете и единственное требование к игрушке тех времен было —
дешевизна. Выбирались дешевые материалы, кукла становилась недолговечной, большинство из них не дожило до наших времен. Художественный уровень оставался очень
низким, даже по сравнению с дореволюционными экземплярами.[2] Мы предположили, что
«наша» кукольная головка могла быть сделана такими мастерамиремесленниками,
полистав книги, нашли фотографии сохранившихся глиняных кукол тех годов, созданные
кустарями, и, на мой взгляд, это были совсем не такие красивые куклы, какие производили
на специальных заводах.
Несмотря на то, что бабушка утверждала об их зажиточности, так как тетка ее была
единственной в деревне швеей, игрушек у девочки Нины было мало. Единственная игрушка
это та самая куколка. В разговоре бабушка Нина упоминала свою близкую подругу
Таисию, ровесницу и одноклассницу, с которой они вместе играли, катая своих куколок в
лаптях, как на санках. Она точно описывала, какими были куклы ее подруги —
самодельные, соломенные, были еще куколки из полена и из тряпок. Куклы мастерились из
всего, что можно было найти в окружении. В играх в ход шли листья, прутья, кора,
стеклышки, бусинки, фарфоровые черепки и ненужные старые вещи, дырявые лапти,
например. Мы читали о таких народных куклах в книге Г.Л. Дайн «Русская народная
игрушка». Автор довольно подробно описывала быт и традиции русских крестьянских
семей. Но важно то, что она очень понятно и логично объясняла, почему родители тех
детей ограничивали количество игрушек. Бабушка сама много раз в разговоре
подчеркивала, что работала она с малолетства, игратьто было некогда. Игрушки
самоделки изготавливались самими мамами, а когда ребенок подрастал, годам к пяти, то
мог самостоятельно мастерить себе кукол. Это было выражением и развитием детской
фантазии. А также сказались народные представления о порядке и умении обходиться в
быту малым количеством вещей и приобщение ребенка к самостоятельному труду.[3] Что
же, может, стоит попробовать и мне? Решили, для начала, самостоятельно смастерить
кукол из природных материалов, наподобие тех, в какие играла Таисия. И, конечно же,
куклу бабушки Нины, это сложнее, но не менее интересно.
3. Куклы
Наверное, для нас это самый интересный этап работы. Мы размышляли, как будем
делать кукол, из чего и какую технику лучше выбрать для бабушкиной кукольной головки
бюста. Тогда на помощь пришла моя учительница. Она предложила сделать голову из
папьемаше. До этого мы никогда не пробовали такую технику и с радостью и волнением
приступили к работе. Было решено потренироваться на самостоятельно изготовленной
«болванке», сделали ее из пластилина, максимально подогнав под фотографию. Высохшая
бумажная голова повеселила не только нас, дед, например, похвалил, но заметил, что нос
ее похож на нос бабы Яги. Мы отшлифовали и покрасили ее акварельными красками, глаза
и губы подвели ручкой. Конечно, вышло, на мой взгляд, замечательно, но не идеально.
Тогда занялись поиском современной куклы с похожим лицом. И это оказалось не простым
делом. У всех моих подружек, также как и у меня, не нашлось ни одного маленького пупса
с нужной головой! Может, обычные пупсы перестали быть интересными семилетним
девочкам и лежат в пыльных коробках гденибудь в гаражах или на чердаках дачных
домов, или вообще не были куплены. Но в итоге, у подруги моей мамы отыскалась такая
кукла, пупс ее детства, и она была весьма похожа на нашу. Что же, знакомые теперь с
техникой папьемаше, мы смастерили замечательный бюстик, добавив всетаки бумажных
«волос» кукле. Дальше была сделана выкройка туловища и куплен специальный материал.
Мама сказала, что шить туловище будет она, как мамы маленьких девочек в крестьянских
10 семьях, а вот наряды моя забота. «С этим не будет проблем», подумала я, и вскоре
необычная, хрупкая, нарядная кукла была у меня в руках. Конечно, она не походила на
покупных гладких кукол, да, она была слегка нелепая и совсем не грациозная, как мои
Винкс. Но это была моя кукла, я делала ее сама и теперь буду хранить ее и беречь. Кстати,
бабушке кукла очень понравилась, она, правда, сначала не поняла, кто это, но мы ей
пояснили.
Чтобы довести эксперимент до конца, нам надо было смастерить кукол девочки
Таисии, из подручных и природных материалов. Ткань и веревки у нас есть, а вот солома и
полено, это точно не городские позиции. Пришлось маме ехать на берег залива и искать там
тростник. Как нам показалось, он похож на солому. С поленом сложнее. Поэтому, было
решено использовать похожий на полено кусок пластиковой трубы. И вот материалы все
есть, желание и настрой есть. Мы сели делать кукол. Из книги «Кукольный сундучок» [1],
найденной в библиотеке, мы взяли подробные инструкции и схемы (см. Приложение №5),
поэтому создание Таисиных кукол не заняло много времени, но создало веселое настроение
и азарт. Хочу заметить, что в этих творческих мероприятиях участвовал мой младший брат
и даже кот. Кот грыз солому и никак его было не отогнать. А у брата получилась маленькая
соломенная куколка, завязанная зеленым шнурком. Он, я и мама все мы были очень
довольны. Куклы, сделанные нами, можно посмотреть, как на фото в Приложении №4, так
и «вживую». Также, впечатлившись рассказом бабушки Нины и прочитанной литературой,
мы подготовили буклет с рисунками — Приложение №7. Так я вижу свою прабабушку, ее
занятия, увлечения.
Заключение
Работа начиналась как приключение, было весело и интересно воображать себя
журналистом, ездить с мамой по музеям и побывать во взрослой библиотеке! Многие
моменты из быта того времени остались для меня непонятными, видимо, пока не
испытаешь на себе — не поймешь. Возможно, я и не поняла до конца всю важность этого
расследования, но точно это поняла моя мама, и я ей верю. Она много раз повторяла, что у
нас есть уникальная возможность узнать такое далекое прошлое, еще и в таких
подробностях, со слов очевидца. Сам очевидец поначалу с неохотой, а потом уже с
воодушевлением делился с нами воспоминаниями. Благодаря проекту, мы как будто снова
познакомились с бабушкой, узнали столько новой и интересной информации о куклах с
головкамибюстами, что они вообще когдато существовали. Как оказалось, даже многие
взрослые никогда о таких куклах не слышали, так что я считаю это нашим маленьким
открытием. На данном этапе мы имеем лишь предположение о месте производства и
изготовителе бабушкиной куклы. Было очень интересно читать про историю куклы,
традиции и обряды. Теперь я смогу поделиться со своими друзьями рассказами об этом.
Уверена, что немногие из современных детей задаются вопросом, а с чего началась история
куклы и какие они были в том же прошлом веке.
Сейчас я, как любая семилетняя девочка вокруг, считаю замечательным, что есть у
нас много кукол и разнообразных игрушек. Что мы имеем возможность заниматься
спортом, искусством, ходить в школу и читать много разнообразных книг, чего, как было
рассказано бабушкой, не было у детей ее детства. Мы благодарны в меру своего понимания
этого, потому что отказаться от спорта, музыки и школы я не могу и не хочу. Также как и
от современных игрушек и игр. Но совершенно точно могу сказать, когда из бумаги,
большого пучка соломы, груды тряпок и ниток, мы соорудили неуклюжих и таких простых
кукол, я поняла одну простую вещь. Сейчас я не хочу другой куклы, мне нужна моя,
самодельная Мария, потому что у этой куклы есть ДУША. Список литературы
Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла
своими руками Издательство Белый город, 2013 г.
Брошюра СанктПетербургского музея игрушки.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность,
1981.
Юрина Н.Г. Куклы. Научнопопулярное издание для детей. Издательство
СЛОВО/SLOVO, 2002г.
Антикфорум коллекционеров антикварных кукол. Тема «Завод Дунаева и
СергиевоПосадские куклы». http://www.antikforum.ru/forum/showthread.php?
t=138205
Федеральный портал PROTOWN.RU
http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3382.html
12
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Презентация исследовательской работы "Кукла"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.