Презентация к докладу на ПЦК "Технология проблемного обучения"

  • Лабораторные работы
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на ПЦК колледжа по технологии проблемного обучения. Представлен урок в виде практической работы. Можно использовать при обучении по профессии, связанной с инструментами для резания,в данном случае, резания древесины. Проблемный подход представлен на примере измерения углов резца режущих инструментов - нож рубанка, стамеска.Доклад на ПЦК
Иконка файла материала Технология проблемного обучения.ppt
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение Московской области «Электростальский колледж  ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЦК Подготовила Харитонова Т.В. Преподаватель спец.дисциплин Г.Электросталь 2016 г.
ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЗВОЛЯЕТ: 1. Развивать творческие способности; 2. Способствует формированию  самостоятельного мышления, успешному  усвоению знаний; 3. Подходит для организации учебной  деятельности на любом предметном уроке.
СУТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПО  БЛОНСКОМУ П.П.: «Обучать ребёнка – значит не давать ему нашей  истины, но развивать его собственную истину  до нашей, иными словами, не навязывать ему  нашего мира, созданного нашей мыслью, но  помогать ему перерабатывать мыслью  непосредственно очевидный чувственный  мир»
ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ И  ФИЛОСОФЫ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕ  ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД К  ОБУЧЕНИЮ: 1. Сократ 2. Я.А.Каменский 3. Ф.А.Дистервег 4. Ж.Ж. Руссо 5. И.Г. Пестолоцци
БОЛЬШОЙ ВКЛАД ВНЕСЛИ  ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИ: 1. И.Я Лернер 2. М.К. Снаткин 3. А.Н. Матюшкин 4. М.И. Махмутов 5. Н.А. Мечинская 6. Е.Н. Кабанова ­ Меллер
ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Проблемная ситуация Проблема Поиск способов её решения Решение проблемы
ДОСТОИНСТВА ПРОБЛЕМНОГО  МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ  Формирование личностной мотивации  ученика;  Развитие мыслительной способности;  Развитие познавательной активности;  Формирование диалектического мышления.
ТРУДНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ  Требует дифференцированного подхода;  Уметь привести ученика к противоречию, а  ученик сам должен найти решение;  Уметь создать проблемную ситуацию;  Задания­ провести сравнение, сделать выводы  из проблемной ситуации, сформулировать  вопросы, сопоставить факты ( много времени  на подготовку к уроку).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  Критерии Традиционное обучение Проблемное обучение Методы  обучения Результаты  обучения Деятельность  учителя  Деятельность учащихся Мотивация Объяснительно­иллюстративные Активные  методы. исследовательские  Готовые знания знаний  Получение  развитие  способностей, мышления. через  творческих  Наглядно­иллюстративное  при  котором  знания, приводятся готовые примеры.  сообщаются  обучение,  готовые  Развитие исследовательской  деятельности на основе  самостоятельной работы.  Управление учебными  действиями учеников.  Носит репродуктивный характер: учебного  заучивание  материала,  выполнение  упражнений  на  закрепление  знаний,  воспроизведение  готовых знаний. готового  Формулирование  проблемы  и  поиск путей решения проблемы. Самоконтроль  и  самооценка  деятельности. Непосредственное  побуждение,  связанное  с  деятельностью  учителя.  Например,  изложение  учебного материала. интересное  Интеллектуальные мотивы. Ученики  удовлетворение  интеллектуального труда. испытывают  от
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ИМЕЕТ  СЛЕДУЮЩУЮ СТРУКТУРУ: I. Постановка учебной проблемы II. Постановка учебной задачи III. Поиск решения IV. Выражение решения V. Реализация продукта
ТЕМА УРОКА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ РЕЗЦОВ И УГЛОВ РЕЗАНИЯ  ПО НАТУРАЛЬНЫМ ОБРАЗЦАМ  СТОЛЯРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» определять элементы резцов и углы резания инструментов.  Цель: Формирование и развитие компетенций об определении и измерениях углов резцов;  В ходе внешнего осмотра ручных столярных инструментов и их резцов научиться  Задачи: Развитие речи, творческого, технического мышления, воображения, умения  работать с опорными карточками;  решение поставленной проблемы; воспитание  аккуратности при выполнении работ и интереса к предмету. Тип урока:  практическая работа. Метод обучения: фронтальный опрос, работа у доски, индивидуальная работа, работа в  парах. Применяемая пед. технология: технология проблемного обучения с элементами  групповой. Межпредметные связи:  с естественно­математическими и профтехническими  предметами. Наглядно­иллюстративный материал: схемы, карточки ­ задания, таблицы, плакат  № 1 «Углы резания и элементы резца». Материалы и инструменты: брусок­ длиной 400­450 мм, шерхебель, рубанок с  одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, полуфуганок, шлифтик, долото,  стамеска; угломер, транспортир, линейка
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО  ОБУЧЕНИЯ (ИЛЬНИЦКАЯ И.А., И.Я.ЛЕРНЕР,  М.И.МАХМУТОВ, ИЛЬИНА Т.А.)  1 этап: Постановка проблемного вопроса 2 этап: Проблемное задание 3 этап: Создание проблемной ситуации 4 этап: Осознание сущности затруднения  решения проблемы 5 этап: Поиск решения проблемы: 6 этап: Обоснование выбранного варианта  решения проблемы 7 этап: Проверка правильности решения 8 этап: Выводы по решению проблемы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ   Ф. И.______________________________ 1 этап: Постановка проблемного вопроса  Проблема:                _____________________________________   План   2 этап: Проблемное задание 1.Ответить на вопросы ( задание №1 – 5 баллов)­ 10 мин:  Назовите виды обработки древесины:  1)____________________________________  2)   Назовите инструменты для резания древесины: ______________________________________________________________ Назовите станки для резания древесины:  _________________________________  ___________________________    Назовите виды обработки древесины с нарушением волокон:   Назовите виды обработки древесины без нарушения волокон  ________________ ________
3 ЭТАП: СОЗДАНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ 3.Выполнение практической работы. (19 мин)  (задание №2) 3.1.Проблемная ситуация ­  Определение и  измерение углов резцов. 3.2. Определение элементов одного резца.( 5  мин.) 3.3.Вычертить схему резания древесины  рубанком с одиночным ножом (рис.2.1, стр. 71).  Обозначить  и назвать углы. (3 мин)
4 ЭТАП: ОСОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ  ЗАТРУДНЕНИЯ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ (решенная проблема определения элементов  переходит в проблему измерения углов) 3.4.Измерить транспортиром или угломером  углы резания резцов рубанков.(3 мин.) 3.5. У рубанка с одиночным ножом по данным  величин углов заострения и резания  определить передний и задний углы. ( 4 мин)
5 ЭТАП: ПОИСК РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ: На име нов ани е  инс тру мен та 3.6.Заполнить  таблицу.( 3  мин)  (задание   № 2) Зао стр ени я Виды углов Рез ани я Пе ред ний Пр име чан ие Зад ний
6 ЭТАП: ОБОСНОВАНИЕ  ВЫБРАННОГО ВАРИАНТА  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4.Обобщение знаний по вопросам (3  мин) –  контрольные вопросы (фронтальный опрос).  Назовите элементы резца.  Какие углы наиболее важны при резании?   Как изменится сила резания и качество  обработки поверхности с увеличением угла  резания?
7 ЭТАП: ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ  РЕШЕНИЯ 5.Закрепление знаний.  (6 мин) 5.2.Выберите причины,  влияющие на силу резания . ( задание № 4)– 2мин (1 уч. у  доски) 5.1.Решить  задачи( задание №  3) – 2 мин А) определить угол  резания, если  передний угол  40.____________ Б) чему равна сумма  углов заднего,  переднего и заточки?  __________  Направление резания  Скорость резания  Твёрдость древесины  Величина углов резания  Острота резца  Трение  Форма резца  Ширина лезвия  Теплопроводность древесины  Наличие сучков
8 ЭТАП: ВЫВОДЫ ПО  РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 6. Итоговая часть ( 5­7  мин) Таблица успеха 6.1.Вывод  практической  работы.(2 мин) 6.2.Заполнить  таблицу успеха  6.3. Оценки  за урок. 6.4.Рефлексия  урока. № задания Баллы 1 2 3 4 Дополнительно 5 7 2 5 1 Итого 19 ­ 20 Критерии оценок 19­20 баллов  «5» 17­18 баллов  « 4» 15­16 баллов  « 3»
ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  Каждый ученик охвачен учебной  деятельностью;  Формируется умение применять знания в  новой ситуации – решение учебной проблемы;  Активизируется мыслительная деятельность  каждого ученика;  Повышается эффективность закрепления  материала.
ПРЕИМУЩЕСТВА:  Усвоение обязательного программного минимума;  Каждый учащийся применяет ситуацию для себя;  Формируется навык выдвижения и отстаивания  собственной точки зрения на решение проблемы;  Можно диагностировать результаты обучения;  Проводится учёт выполняемой работы;  Учащийся видит свою работу и сам может её  оценить;  Создаётся ситуация успеха, повышается  самооценка у слабого;  Повышается уровень мотивации.
ЛИТЕРАТУРА  1. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство  развития интеллектуальной сферы школьников / К. А.  Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012.  — №8. — С. 290­294. 2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,  перспективы. ­ М.: «Знание», 1991. – 80 3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения /  М.: «Педагогика», 1981. – с 48. 4. Педагогика. Учебно­методическое пособие. Под ред. Э.Г.  Малиночки. – Краснодар, 1992 5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные  вопросы теории. ­ М.: Педагогика, 1975. ­ С. 246­258 6. Селевко Г.К. Современные образовательные  технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование,  1998. 7. http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы  создания проблемных ситуаций