Педагогические приемы формирования (развития) УУД, БУД у обучающихся с ОВЗ. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Презентацию подготовила
Т В Чащина, методист
ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1»
Цель семинара
Актуализация опыта проектирования современного урока на основе формирования (развития) УУД, БУД у обучающихся с ОВЗ
Задачи работы
Рассмотреть педагогические приемы формирования (развития) УУД, БУД у обучающихся с ОВЗ, основы проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Актуализировать опыт ГКОУ СО «КУШКОЛА №1» в части обучения детей с ОВЗ в 1-4, 5 классах на основе формирования (развития) УУД, БУД
Повысить мотивацию педагогических и руководящих работников к совершенствованию образования детей с ОВЗ средствами современных подходов к его реализации.
Ожидаемый результат:
Осознание педагогическими и руководящими работниками необходимости совершенствования образования школьников с ОВЗ;
Готовность участников семинара к использованию педагогических приемов формирования (развития) УУД, БУД у обучающихся с ОВЗ
АООП, ООП НОО
Целевой раздел (1.2, 1.3) – планируемые результаты, система оценки, в т ч результаты КР
Содержательный раздел (2.1, 2.2, 2.5)- ПфУУД, ПоУП, ПКР + УП ОО –кол-во часов на изучение предмета, РП педагога – тематический план
Основные положения, которым должен соответствовать урок
учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески
на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося,
учитель специально планирует коммуникативные задачи урока
учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающимся, собственную позицию
стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта
На столе папка (памятки по предметам, цветовой спектр, карточки).
Использовать схему «СНАЧАЛА – ПОТОМ».
На парте карточки «Я все сделал!», «Я злюсь», «Я хочу перерыв», «Я устал» и т.п.
Позитивный настрой на урок.
Четкая тема урока.
Предоставление задания на выбор (даже если одно и то же задание немного по-другому оформлено).
Заинтересованность заданием.
На задании сверху можно сделать пометки: «Это интересно!», «А сейчас игра!», «Ты знаешь, что…» и т.п.
Четкие и краткие указания (если необходимо, с последующим повторением).
В инклюзивном классе
Разбивать задания на несколько частей (поэтапно, пошагово).
Хвалить хотя бы за часть выполненного задания.
Использовать много наглядного материала.
Чередовать время занятий и отдыха.
Не забывать включать ребенка в физкультминутки, по возможности работа в парах (группах).
Некоторые задания разрешать выполнять на отдельной доске.
Делать упор на сильные стороны ребенка.
Не акцентировать внимание на ребенке во время урока с напоминаниями о задании, а придумать жест (знак). Если ребенок отвлекается, то назвать его имя и показать жест (знак), означающий продолжение работы.
В инклюзивном классе
Упражнение «Дай пять»
Улыбки, музыка, игры
Предоставление ребенку доступа к предпочитаемым видам деятельности (перемена, вставание на первое место в очереди и т.д.)
Использование жетонной системы поощрений
Похвала
Наклейки, звездочки и т.д.
Воодушевлённый тон голоса специалиста
Использование разнообразных подкреплений…..
Использование поощрений в инклюзивном классе
Главное условие организации урока – системно - деятельностный подход
Целе
полага
ние
Плани
рование
Организация+
деятельность
Контроль
Анализ
научность сообщаемых знаний;
доступность знаний (учет возрастных особенностей, потенциальных возможностей);
индивидуальный и дифференцированный подход;
связь с жизнью;
межпредметные связи;
практикоориентированные задания;
развитие навыков самоконтроля, самостоятельности;
коррекция речи обучающихся;
наглядность (коррекционно-развивающая роль).
Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
Взаимоуважение и доброжелательность
Соблюдение этапов урока, учитывая кризисы внимания
Во время кризисов внимания проводить упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику
Задействовать все центры восприятия
Этапы урока
0-2 – оргмомент
2-11 – продуктивность 90 %
11-15 – первый кризис внимания
15-22 – продуктивность 60 %
22-25 – второй кризис внимания
25-34 – продуктивность 30 %
34-40 – продуктивность 4 %
ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ УРОКА
образовательная
должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными УУД (ФГОС)
коррекционно-развивающая
воспитательная
должна определять задачи формирования
базовых национальных ценностей, совершенствования
моделей поведения, овладения детьми
коммуникативными умениями,
развития социальной активности
Задачи коррекционной работы
Корректировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в составлении целого» (в ходе урока дается задание собрать «осколочные» картинки)
Корректировать вербальную память на основе упражнений в запоминании слов (в ходе урока дается упражнение на развитие способности запомнить словесный ряд или пары слов)
Корректировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении
Корректировать зрительное восприятие на основе упражнений во внимании
Развивать (корректировать) когнитивную сферу, временные представления посредством….
Задачи коррекционной работы
Формировать навык соотносительного анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения, классификации объектов, навык группировки на основе овладения основными родовыми понятиями, умение устанавливать причинно-следственные связи и др.
Развивать пространственные и временные представления посредством…
Формировать пространственную ориентировку: умения ориентировки в схеме собственного тела; ориентировки в ближайшем окружении (группе); умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)
Развивать …(вид) памяти с применением….
Развивать произвольность внимания в процессе….
Развивать умения ориентировки в задании
Формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму
Развивать инициативное сотрудничество через…..
Развивать умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Отрабатывать навыки диалогической и монологической речи.
Задачи коррекционной работы
Развивать моторную сферу на основе….
Стимулировать познавательную активность в процессе….
Развивать и отрабатывать средства коммуникации, приемы конструктивного общения и средств взаимодействия через…
Развивать контроль, самоконтроль, оценивание и самооценивание, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности и поведения посредством….
Формировать способность к организации собственной деятельности и осознание возникающих трудностей на основе….
Формировать социально активную позицию, нравственные и общекультурные ценности, навыки социально активной позиции в процессе….
Развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики, упражнений на фонетический и фонематический слух и восприятие
Развивать навыки звукового анализа и синтеза через….
Задачи коррекционной работы
Развивать грамматический строй речи посредством…
Расширять и активизировать словарный запас (номинативная, предикативная, аддиктивная лексика) через…
Корректировать нарушения письма посредством упражнений…
Корректировать нарушения чтения через….
Развивать (корректировать) ЭВС, произвольную регуляцию деятельности в процессе….
Развивать базовые психические процессы, обеспечивающие речевую деятельность посредством…
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал
- тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания)
обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного
через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий обучающиеся смогут поверить в свои возможности, испытать чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться
при организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо
обеспечить субъективные переживания успеха на фоне определённой
затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий
следует увеличивать пропорционально возрастающим
возможностям ребёнка.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий;
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания;
«Лепестки» на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока);
Работа с бланковыми методиками;
Восприятие материала с закрытыми глазами;
« Найди ошибку»;
Использование наглядного материала для смены вида деятельности;
Активные методы рефлексии.
Использование активных методов обучения для стимуляции познавательной активности:
психотехнические приемы коррекции внимания
словарный диктант с комментированием;
обнаружение ошибок в тексте («В тетради Раи хорошие отлетки», «Зимой цвела в саду яблоня»);
упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале (174325958693; 36879437247);
корректурные задания на распределение внимания, переключение внимания
Методы коррекции психических процессов:
психотехнические приемы коррекции памяти:
графическое изображение понятия;
зрительный диктант (поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые затем воспроизводятся по памяти в тетради);
«Снежный ком» (постепенное формирование последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово).
психотехнические приемы коррекции мыслительных операций:
задания с палочками;
«Четвертый лишний»;
«Поиск аналогов»;
«Способы применения предметов»;
«Продолжи логический ряд»
«Дорисуй девятое»
растяжки
«Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед — назад, направо — налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.
массаж и самомассаж
«Мытье головы». (пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее)
Нейропсихологическая коррекция:
движение тела и пальцев;
дыхательные упражнения
Учителю необходимо:
- после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
-поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
-разрешать (приучать) обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
-требовать структурирования действий (например, при делении и умножении чисел), многократного повторения ребенком
нового правила, шага.
Особенности организации урока
1 Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Краткое описание этапов урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. | - самоопределение (Л); |
УУД при включении в учебную деятельность
Деятельность педагога
Нацеливает обучающихся на освоение новых знаний, способов деятельности, компетенций с позиции их практического значения.
Ставит вопросы:
- Над чем работаем на уроке?
Для чего работаем на уроке?
Как сегодня будем работать?
К какому результату должны прийти?
Деятельность обучающихся
Воспринимают информацию педагога, осмысливают значимость изучаемого материала для себя
Складывается отношение обучающегося к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала
Задают вопросы, связанные с освоением данного материала
Показатели выполнения образовательных задач урока:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
Кратковременность, эмоциональная насыщенность этапа
Готовность всех учащихся к учебному занятию.
Быстрое и дружное включение в деловой ритм
Формирование целевых установок учебного занятия и плана работы.
Условие выполнения образовательных задач:
Собранность учителя
Содержательность требований и последовательность их применения.
Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих учащихся работать на уроке.
Спокойная и уверенная манера учителя держаться в классе.
игровая ситуация (либо связана с жизнью), психогимнастика с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики, с применением кинезитерапии, цветотерапии (восприятие, внимание, потребность)
Методические приемы и способы организации работы обучающихся на уроке, в ДНР и В, ВДприемы коррекционно-развивающей работы
«Фантастическая добавка»
«Эмоциональное вхождение в урок»
«Театрализация»
«Пословица-поговорка»
«Высказывания великих»
«Эпиграф»
«Проблемная ситуация»
«Проблема предыдущего урока»
«Интеллектуальная разминка»
«Необъявленная тема»
«Зигзаг»
Методические приемы и способы организации работы обучающихся на уроке, в ДНР и В, ВДприемы коррекционно-развивающей работы
«Нестандартный вход в урок»
«Ассоциативный ряд»
«Тема-вопрос»
«Работа над понятием»
«Ситуация яркого пятна»
«Подводящий диалог»
«Группировка»
«Исключение»
«Домысливание»
Линия времени»
«Генераторы – критики»
Актуализация опорных знаний и способов действий
Краткое описание этапов урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания (актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); |
упражнения, практические задания на применение ранее изученного с опорой на схемы, таблицы, модели, опорные фразы, памятки, правила, алгоритмы (внимание, память, мотивация)
Методические приемы и способы организации работы обучающихся на уроке, в ДНР и В, ВДприемы коррекционно-развивающей работы
«Интеллектуальная разминка»
«Отсроченная отгадка»
«Игра в случайность»
«Лови ошибку!»
«Идеальный опрос»
«Конкурс шпаргалок»
«Я беру тебя с собой!»
«Корзина идей»
«Ориентировка на цели»
«Разбросаем по колонкам»
«Диктант с проблемой»
«Перепутанные логические цепочки»
| С терапевтической точки зрения | С психолого-педагогической точки зрения | С точки зрения социальной адаптации |
Лимонный | Укрепляет иммунитет, стимулирует работу кровеносной и эндокринной систем | Развивает коммуникативные навыки, творчество | Вызывает положительные эмоции, чувство легкости в общении, раскрепощает, помогает подобрать нужные слова и шутки |
Желтый | Стимулирует работу эндокринных желез | Стимулирует творчество, концентрацию внимания, умственные способности, логическое мышление, способствует академическим достижениям | Развивает организованность, повышает самооценку, связан с администрированием, искренностью, способствует гибкости, адаптации |
Оранжевый (цвет счастья и общения) | Повышает частоту пульса (более устойчивый, но позже проявляющийся эффект чем при красном цвете) | Развивает коммуникативные способности, гибкость мышления, концентрацию внимания, развивает интуицию | Способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию, переменам, энтузиазму, развивает добросердечие, терпимость |
Золотистый | Сглаживает стрессы | Развивает концентрацию внимания | Укрепляет уверенность в себе |
Красный | Активизирует кровообращение, работу сердца, повышает давление (в начале возбуждает, но быстро теряет эффект) | Концентрация внимания, активизация действий | Мотивирует достижение и осуществление целей, помогает в преодолении инерции, депрессии, страха, меланхолии |
Зеленый | Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, оказывает успокаивающее и гармонизирующее действие на весь организм | Профилактика умственного переутомления | Способствует самообладанию, внутренней гармонии, вызывает чувство оздоровления |
ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Образовательные задачи этапа:
Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
Определить причины затруднения совместно с учащимися.
По возможности устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Обеспечить рефлексию у учащихся по поводу своих способов учебной деятельности в процессе выполнения домашнего задания и своих затруднений.
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи этапа:
Этап актуализации опыта обучающихся
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи этапа:
3 Постановка учебной задачи
Деятельность педагога
Помогает сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания, умения, способы деятельности, компетенции
Помогает поставить учебную задачу, вопрос, моделировать ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся приходят к осознанию дефицита знаний, умений, способов деятельности
Предъявляет содержание и операциональный состав действия, характеристику материала, средств действия и средств контроля
Деятельность обучающихся
Формулируют цель урока,
выдвигают гипотезу о способах решения учебной задачи,
предлагают различные варианты ее решения,
выбирают оптимальный вариант,
составляют план действий
Краткое описание этапов урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
3. Выявление места и причины затруднения | |
На данном этапе учащиеся должны: | волевая саморегуляция (Р); |
Техника постановки вопросов на уроке:
Методы и приемы устранения трудностей в овладении способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности
Методы и приемы устранения трудностей в овладении способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности
Методические приемы и способы организации работы обучающихся на уроке, в ДНР и В, ВДприемы коррекционно-развивающей работы
«Яркое пятно»
«Актуальность»
«Список покупок»
«Дерево ожиданий»
«Что у меня на сердце»
«Разноцветные листы»
«Лицензия на приобретение знаний»
«Ключевые слова»
Инсерт - таблица «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше…»
Подводящий к теме диалог, побуждающий от проблемной
ситуации диалог
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Образовательные задачи этапа:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материла.
Содействовать усвоению учащимися способов деятельности, умению работать с различными источниками информации.
Обеспечить усвоение учащимися приемов правильного, полного, осознанного воспроизведения изученного материала.
Содействовать предметному и мировоззренческому осмыслению учащимися изучаемых вопросов.
Обеспечить осознание своих способов переработки учебной информации, в том числе приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение сравнение), а также критическую оценку эффективности их выполнения
Краткое описание этапов урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
4. Построение проекта выхода из затруднения | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.