На уроке подготовки к ОГЭ продолжаем учиться писать сочинение-рассуждение 15.2. и 15.3. Для этого необходимо вспомнить структуру и алгоритм работы над сочинением, повторить теоретический материал (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи, тезис, структура сочинения-рассуждения) с опорой на предложенный текст. Формы могут быть разными.Презентация.
открытый урок 9 кл(презентация).ppt
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
ОГЭ 2015
Часть 3 КИМ
Выполняем задание
15.2, 15.3
(по тексту Б.Васильева
« Бабуля, это к тебе…»)
1
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Цели урока:
•ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение
вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста;
обобщение и расширение сведений об особенностях текстов,
относящихся к разговорному стилю; совершенствование навыков
правописания.
•ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку;
способствование нравственному развитию личности учащихся,
определению ими истинных жизненных ценностей.
•РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои
мысли, используя литературный язык; развитие умения
аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и
распределения внимания во время слушания; развитие умения
выделять главное, сравнивать, обобщать.
2
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Задачи урока:
• 1. Познакомить учащихся с текстом
Б.Васильева « Бабуля, это к тебе…»)
• 2. Применить полученные теоретические
сведения о лингвистическом анализе текста.
• 3. Показать учащимся, как лингвистический
анализ текста может помочь понять авторский
замысел.
• 4. Формировать языковую компетентность
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Ключевые понятия
• Текст
• Тема текста
• Проблемы текста
• Стиль текста
• Тип речи
4
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Перед вами громада русский
язык!
Наслаждение глубокое зовет
вас,
Наслаждение погрузиться во
всю неизмеримость его и
изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
5
18091852
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за
строками, за
пределами слов…..
Чтение – прежде
всего сотворчество.
М. Цветаева
18921941
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Написав сочинение за свою дочь, М. Е.
СалтыковЩедрин получил «2».
М. Зощенко получил «2» за выпускное
сочинение.
В. Катаев, написав сочинение за
племянницу на тему «Что хотел сказать
Катаев в повести «Белеет парус
одинокий», получил «3».
7
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Борис Львович
Васильев
советский и российский
писатель. Лауреат
Государственной премии
СССР. Относится к
поколению юношей,
которым суждено было со
школьной скамьи шагнуть
в пекло войны. Воевал в
воздушнодесантных
войсках.
8
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Ключевые понятия
• Текст
• Тема текста
• Проблемы текста
• Стиль текста
• Тип речи
9
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Словари
10
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Лексическое значение слов
• 1. Бесчеловечность
— это жестокость, свойство личности,
заключающееся в безразличии к страданиям
людей, животных или же в стремлении к их
причинению.(Толковый словарь)
• 2. Жестокость
жестокое обращение, жестокий поступок.
(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
11
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Задание
Подберите синонимы к слову
бесчеловечность
(безжалостность, бессердечие,
жестокосердие)
Найдите антоним к этому слову
(человечность).
12
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Главная мысль рассуждения?
• «Письма, пользуясь её слепотой, вынули
не из шкатулки – их вынули из её души,
и теперь ослепла и оглохла не только
она, но и её душа…»
13
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Каким должен быть объём
сочинения?
• Минимальное количество слов в
сочинении должно быть 70.
• Необходимо строго следовать
минимальному пределу указанного
объёма! То есть в вашем сочинении
должно быть не менее 70 слов..
14
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Задание
• 15.2 Напишите сочинениерассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «Письма, пользуясь ее слепотой,
вынули не из шкатулки их вынули из ее
души, и теперь ослепла и оглохла не только
она, но и ее душа…»
• Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения.
• Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
15
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это тип речи, в котором
автор размышляет, обдумывает чтото,
стараясь при этом установить связи между
явлениями, и приходит к какомулибо
выводу, суждению.
Основная коммуникативная цель –
убедить, объяснить.
16
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ
1.Вступление (зачин).
Сообщаются предварительные сведения о предмете
рассуждения. Выдвигается тезис, как
последовательность доказательства тезиса.
2.Основная часть:
Приведение аргументов
как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение (вывод).
17
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
основная
мысль
сочинения
должен быть
доказанным
должен быть чётко
сформулированным
18
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
При написании вступления можно
использовать речевые клише
• Текст заканчивается словами: "…". На
мой взгляд, речь идет о том, что …
• Я считаю, что мысль автора данного
текста, выраженная в выделенном
фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя
к размышлению над вопросом...
19
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Вводные слова
• я думаю
• я считаю
• на мой взгляд
• по моему мнению
• мне кажется
Помните, что вводные слова всегда
выделяются запятой!
20
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Варианты вступления
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я
понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если
бездушно украсть у него самое священное и дорогое.
Попробую доказать справедливость своего суждения.
Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу
Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не
ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно
это доказать?
Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно,
он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его
волнуют какието проблемы, и он призывает нас
поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.
Предложенный для анализа текст Б.Л.Васильева
заканчивается фразой: «Письма, пользуясь её слепотой,
вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь
ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Как я её
понимаю?
21
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
КОМПОЗИЦИЯ
РАССУЖДЕНИЯ
2. Основная часть:
приведение аргументов
как последовательность
доказательства тезиса.
22
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
доказательства,
приводимые для
подтверждения
тезиса
должны быть
убедительными
яснее суждение
и бесспорнее
вывод
23
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Как писать основную часть?
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему, идею. Как правило, идея
текста заключается именно в выделенном
фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном
отрывке идею своими словами и запишите её на
черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые
подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими
словами и запишите на черновике.
24
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Как оформлять примеры в
сочинении?
1) цитировать предложение (если оно не
очень длинное).
2)В некоторых случаях цитировать можно не
всё предложение, а часть его, ставя на месте
пропущенных слов многоточие.
3) указывать номера предложений без
цитирования (это делается в том случае,
если предложение очень длинное).
25
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
При написании основной части
можно использовать речевые
клише
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …
предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из
…. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на
примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу
пример из … предложения прочитанного мною
текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
26
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Шаблон написания основной
части сочинения
Вопервых, она означает, что
_______________, потому
что__________.
Я думаю, лучше всего эта точка
зрения выражена в предложении № __.
Вовторых, размышляя о
______________, автор говорит:
«___________________».
27
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Пример основной части 15.2
Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына.
От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина
ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное
с фронта. Анна Федотовна очень дорожила им, что подтверждает
предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и
вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было
настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и
поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной
детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и
27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись
доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и
содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным
экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл
жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и
оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и
жестокость нашего времени непонимание, цинизм и равнодушие к чужому
горю и памяти.
28
Как писать заключение?
• Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог,
обобщить сказанное, завершить работу, еще
раз обратив внимание на самое главное.
• Вывод должен быть:
• коротким, но ёмким по содержанию;
• логически связан с предыдущим абзацем;
• не должен противоречить по смыслу тезису и
аргументам.
30
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Вводные слова
• итак
• следовательно
• значит
• таким образом
• мы пришли к выводу
• подводя итог сказанному
Помните, что вводные слова всегда
выделяются запятой!
31
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Шаблон написания заключения
Таким образом, … заставил меня
задуматься о _______________. Я не
могу не согласиться с ним, ведь
_________________________
32
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Образец заключительной части
сочинениярассуждения
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что
осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской
черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь
уже погиб навсегда». Поэтомуто и «ослепла и оглохла
не только она, но и ее душа…». Бесценные письма сына
были для Анны Федотовны знаком незримого
присутствия родного человека – голоса в душе матери.
33
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Домашнее задание
• 15.3 Как Вы понимаете значение слова
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинениерассуждение на тему: «Что такое
человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примерааргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один примераргумент приведите из
прочитанного текста,
• а второй – из Вашего жизненного опыта.
• Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
34
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Материал по теме
Человечность – гуманность, человеческое отношение к
окружающим.
(Толковый словарь русского языка Ушакова )
Человечность – моральное качество, выражающее
принцип гуманизма применительно к повседневным
взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных
качеств благожелательность, уважение к людям,
сочувствие и доверие к ним, великодушие,
самопожертвование ради интересов др., а также
предполагает скромность, честность, искренность.
(Философский словарь )
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм,
доброта, отзывчивость.
35
Презентация к открытому уроку по подготовке к ОГЭ
Желае
м
удачи!
36
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.