На уроке подготовки к ОГЭ продолжаем учиться писать сочинение-рассуждение 15.2. и 15.3. Для этого необходимо вспомнить структуру и алгоритм работы над сочинением, повторить теоретический материал (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи, тезис, структура сочинения-рассуждения) с опорой на предложенный текст. Формы могут быть разными.Презентация.
ОГЭ 2015
Часть 3 КИМ
Выполняем задание
15.2, 15.3
(по тексту Б.Васильева
« Бабуля, это к тебе…»)
1
Цели урока:
•ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение
вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста;
обобщение и расширение сведений об особенностях текстов,
относящихся к разговорному стилю; совершенствование навыков
правописания.
•ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку;
способствование нравственному развитию личности учащихся,
определению ими истинных жизненных ценностей.
•РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои
мысли, используя литературный язык; развитие умения
аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и
распределения внимания во время слушания; развитие умения
выделять главное, сравнивать, обобщать.
2
Задачи урока:
• 1. Познакомить учащихся с текстом
Б.Васильева « Бабуля, это к тебе…»)
• 2. Применить полученные теоретические
сведения о лингвистическом анализе текста.
• 3. Показать учащимся, как лингвистический
анализ текста может помочь понять авторский
замысел.
• 4. Формировать языковую компетентность
Ключевые понятия
• Текст
• Тема текста
• Проблемы текста
• Стиль текста
• Тип речи
4
Перед вами громада русский
язык!
Наслаждение глубокое зовет
вас,
Наслаждение погрузиться во
всю неизмеримость его и
изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
5
18091852
А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за
строками, за
пределами слов…..
Чтение – прежде
всего сотворчество.
М. Цветаева
18921941
Написав сочинение за свою дочь, М. Е.
СалтыковЩедрин получил «2».
М. Зощенко получил «2» за выпускное
сочинение.
В. Катаев, написав сочинение за
племянницу на тему «Что хотел сказать
Катаев в повести «Белеет парус
одинокий», получил «3».
7
Борис Львович
Васильев
советский и российский
писатель. Лауреат
Государственной премии
СССР. Относится к
поколению юношей,
которым суждено было со
школьной скамьи шагнуть
в пекло войны. Воевал в
воздушнодесантных
войсках.
8
Ключевые понятия
• Текст
• Тема текста
• Проблемы текста
• Стиль текста
• Тип речи
9
Лексическое значение слов
• 1. Бесчеловечность
— это жестокость, свойство личности,
заключающееся в безразличии к страданиям
людей, животных или же в стремлении к их
причинению.(Толковый словарь)
• 2. Жестокость
жестокое обращение, жестокий поступок.
(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
11
Задание
Подберите синонимы к слову
бесчеловечность
(безжалостность, бессердечие,
жестокосердие)
Найдите антоним к этому слову
(человечность).
12
Главная мысль рассуждения?
• «Письма, пользуясь её слепотой, вынули
не из шкатулки – их вынули из её души,
и теперь ослепла и оглохла не только
она, но и её душа…»
13
Каким должен быть объём
сочинения?
• Минимальное количество слов в
сочинении должно быть 70.
• Необходимо строго следовать
минимальному пределу указанного
объёма! То есть в вашем сочинении
должно быть не менее 70 слов..
14
Задание
• 15.2 Напишите сочинениерассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «Письма, пользуясь ее слепотой,
вынули не из шкатулки их вынули из ее
души, и теперь ослепла и оглохла не только
она, но и ее душа…»
• Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения.
• Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
15
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это тип речи, в котором
автор размышляет, обдумывает чтото,
стараясь при этом установить связи между
явлениями, и приходит к какомулибо
выводу, суждению.
Основная коммуникативная цель –
убедить, объяснить.
16
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ
1.Вступление (зачин).
Сообщаются предварительные сведения о предмете
рассуждения. Выдвигается тезис, как
последовательность доказательства тезиса.
2.Основная часть:
Приведение аргументов
как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение (вывод).
17
основная
мысль
сочинения
должен быть
доказанным
должен быть чётко
сформулированным
18
При написании вступления можно
использовать речевые клише
• Текст заканчивается словами: "…". На
мой взгляд, речь идет о том, что …
• Я считаю, что мысль автора данного
текста, выраженная в выделенном
фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя
к размышлению над вопросом...
19
Вводные слова
• я думаю
• я считаю
• на мой взгляд
• по моему мнению
• мне кажется
Помните, что вводные слова всегда
выделяются запятой!
20
Варианты вступления
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я
понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если
бездушно украсть у него самое священное и дорогое.
Попробую доказать справедливость своего суждения.
Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу
Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не
ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно
это доказать?
Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно,
он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его
волнуют какието проблемы, и он призывает нас
поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами.
Предложенный для анализа текст Б.Л.Васильева
заканчивается фразой: «Письма, пользуясь её слепотой,
вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь
ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Как я её
понимаю?
21
КОМПОЗИЦИЯ
РАССУЖДЕНИЯ
2. Основная часть:
приведение аргументов
как последовательность
доказательства тезиса.
22
доказательства,
приводимые для
подтверждения
тезиса
должны быть
убедительными
яснее суждение
и бесспорнее
вывод
23
Как писать основную часть?
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему, идею. Как правило, идея
текста заключается именно в выделенном
фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном
отрывке идею своими словами и запишите её на
черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые
подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими
словами и запишите на черновике.
24
Как оформлять примеры в
сочинении?
1) цитировать предложение (если оно не
очень длинное).
2)В некоторых случаях цитировать можно не
всё предложение, а часть его, ставя на месте
пропущенных слов многоточие.
3) указывать номера предложений без
цитирования (это делается в том случае,
если предложение очень длинное).
25
При написании основной части
можно использовать речевые
клише
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …
предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из
…. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на
примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу
пример из … предложения прочитанного мною
текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
26
Шаблон написания основной
части сочинения
Вопервых, она означает, что
_______________, потому
что__________.
Я думаю, лучше всего эта точка
зрения выражена в предложении № __.
Вовторых, размышляя о
______________, автор говорит:
«___________________».
27
Пример основной части 15.2
Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына.
От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина
ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное
с фронта. Анна Федотовна очень дорожила им, что подтверждает
предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и
вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было
настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и
поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной
детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и
27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись
доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и
содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным
экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл
жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и
оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и
жестокость нашего времени непонимание, цинизм и равнодушие к чужому
горю и памяти.
28
КОМПОЗИЦИЯ
РАССУЖДЕНИЯ
• 3. Заключение (вывод).
29
Как писать заключение?
• Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог,
обобщить сказанное, завершить работу, еще
раз обратив внимание на самое главное.
• Вывод должен быть:
• коротким, но ёмким по содержанию;
• логически связан с предыдущим абзацем;
• не должен противоречить по смыслу тезису и
аргументам.
30
Вводные слова
• итак
• следовательно
• значит
• таким образом
• мы пришли к выводу
• подводя итог сказанному
Помните, что вводные слова всегда
выделяются запятой!
31
Шаблон написания заключения
Таким образом, … заставил меня
задуматься о _______________. Я не
могу не согласиться с ним, ведь
_________________________
32
Образец заключительной части
сочинениярассуждения
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что
осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской
черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь
уже погиб навсегда». Поэтомуто и «ослепла и оглохла
не только она, но и ее душа…». Бесценные письма сына
были для Анны Федотовны знаком незримого
присутствия родного человека – голоса в душе матери.
33
Домашнее задание
• 15.3 Как Вы понимаете значение слова
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинениерассуждение на тему: «Что такое
человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примерааргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один примераргумент приведите из
прочитанного текста,
• а второй – из Вашего жизненного опыта.
• Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
34
Материал по теме
Человечность – гуманность, человеческое отношение к
окружающим.
(Толковый словарь русского языка Ушакова )
Человечность – моральное качество, выражающее
принцип гуманизма применительно к повседневным
взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных
качеств благожелательность, уважение к людям,
сочувствие и доверие к ним, великодушие,
самопожертвование ради интересов др., а также
предполагает скромность, честность, искренность.
(Философский словарь )
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм,
доброта, отзывчивость.
35