Причины трудностей адаптации обучающихся в 5-м классе
• увеличение объема и разнообразие содержания образования;• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;• завершение перехода к кабинетной системе обучения;• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность
В адаптационный период (1-е полугодие) должно сформулироваться:
так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:1) по отношению к учебной деятельности;2) по отношению к школе и предметам;3) по отношению к одноклассникам;4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Виды школьной дезадаптации пятиклассников
1 . Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Родителям рекомендуется:
обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.
1. Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. 2. Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. 3. Запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. 4. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. 5. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. 6. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. 7. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. 8. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
отсутствие интереса к предмету,
страх перед учителем. (Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке),
низкая успеваемость по предмету;
занятие посторонними делами во время урока,
негативные реакции на замечания;
поиск предлога для привлечения внимания учителя;
возможны прогулы уроков.
Способы устранения этих причин:
коррекция Межличностных отношений в системе «учитель — ученик»;
повышение психологической компетентности педагогов.
Признаки нарушения взаимоадаптации между
учеником и учителем-предметником.
Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности : неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, не активность; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки. Пути устранения :
повышение уровня саморегуляции через коррекцию стиля семейного воспитания, использование коррекционных программ по развитию познавательных процессов, их произвольности.
Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными. Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины — формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.
Отсутствие мотивации достижения успеха:
предпочитает не браться за Решение трудных проблем,
всегда выбирает более легкие задачи,
не участвует в соревнованиях,
неуверенность в собственных силах сочетается с высокой тревожностью, низкой самооценкой.
Пути и способы устранения этих причин — формировать устойчивую мотивацию достижения успеха через эмоционально-положительное подкрепление успешной деятельности, коррекцию тревожности.
Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения характеризуется:
стремлением быть в центре внимания,
навязыванием другим,
«играет героя»,
«прикидывается дурачком»,
рискует без надобности,
хвастается, паясничает,
вызывающе одевается,
общается с детьми старше себя,
подражает хулиганским проделкам других,
повышенная тревожность,
очень охотно выполняет поручения и задания учителя,. Способы устранения сводятся к включению в группу тренинга общения, обучать умению демонстрировать свои позитивные качества, коррекция межличностных семейных отношений.
Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность) характеризуется такими признаками:
нежелание учиться, прогуливает занятия, работает только тогда, когда его контролируют или заставляют, избегает учителя;
не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых;
списывает домашние задания;
эгоистичен, враждебен к детям, любит интриги, «нечестный игрок», берет чужие вещи без разрешения;
обижает других, любит попугать, пристает к более слабым;
скрытен и недоверчив.
Способы устранения этих причин:
формирование соответствующих социальных норм через включение в группу функционально-ролевого тренинга; коррекцию стиля семейного воспитания; вовлечение в интересную деятельность; организацию успеха в учении.
Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность) характеризуется признаками
отсутствия интереса к учебному процессу, «уход в себя»;
занятие посторонними делами на уроках,
попытки «монополизировать» внимание учителя, постановка негативных вопросов;
неустойчивость отношений с одноклассниками, переходящая в конфликтность, изолированность.
Наряду с этими — быстрый темп обучения, высокая познавательная активность, оригинальность и самостоятельность суждений; музыкальные, художественные, математические и другие способности. Способы устранения:
найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику в соответствии с его способностями;
обеспечить изучение определенных школьных дисциплин по разным программам; создать условия для перевода из класса в класс;
способствовать посещению секций, кружков, факультативов.
Интеллектуальная недостаточность характеризуется
неуспеваемостью по многим предметам,
низким объемом знаний и представлений об окружающем мире,
бедностью интересов,
отсутствие высших потребностей,
низкий социальный статус, как правило, неблагоприятная или функциональная несостоятельность семьи.
Пути и способы устранения этих причин следующие:
консультация у соответствующего специалиста;
использование коррекционных программ, направленных на общее развитие ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.