Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определенными
новообразованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные
условия развития, то возникает необходимость восполнения недостатков
предшествующего периода.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к
младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего
подростка.
Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в
обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость
может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во
внешнем облике и поведении.
Социально-моральная взрослость выражается:
1)в отношениях со взрослыми – в фактах серьезного участия подростка в заботах о
благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже их
поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Социально-
моральная взрослость в отношениях со взрослыми и товарищами выражается в наличии у
подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности
морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков.
2) взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется
наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном
содержании. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только
по школьной программе, но и за ее пределами.
3)взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола
выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форму, в
которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками
от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и
развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки, танцуют
дома и даже в общественных местах.
4)взрослость во внешнем облике и манере поведения-результат прямого
подражания подростков старшим. Это выражается в заботе о сходстве своего внешнего
облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают
взрослую манеру ходить и разговаривать, считая непременным атрибутов взрослости
употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.
Помимо чувства взрослости у пятиклассников существуют тенденция к взрослости-
стремление казаться и считаться взрослыми. Для этих ребят чрезвычайно важно
признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность
подростков отношением взрослых выражается в обидах и всевозможных формах
протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя
взрослым или уходом от общения с товарищами. Условиями формирования чувства
взрослости и тенденции к взрослости является как авторитарная система воспитания,
регламентация всего поведения и опека, так и значительная свобода и
самостоятельность.
Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами,
выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любимых
занятиях. Она бывает различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может
быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться ребенку взрослыми. Так,
самостоятельность в учении может быть действительной или существовать в виде
«свободы в учении», например при отсутствии контроля в семье. Самостоятельность во
взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени
может быть, с одной стороны, предоставлена ребенку взрослыми и выражать доверие к
нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного кон роля за этой
стороной жизни ребенка.
Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда
отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда
в семье существуют некоторое разделение труда, без мелочной опеки и контроля, в чем
выражается доверие к ребенку. Самостоятельность ребенка в любимых занятиях имеет
разный смысл: один-при довольно безразличном отношении взрослых и другой-при
активном содействии и уважении к его делу.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и
в первую очередь от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в
негативизме-стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм-
первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком
собственной уникальности, познании собственного «Я». Этому же способствует и
ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со
сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений,
усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-либо поведения,
социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого»,
похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные
проблемы. Именно в силу психологических ценности отношений со сверстника
происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности, что было характерно для
младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно
меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростка высока, но
способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные
эмоции; успех (или неуспех) существенно влияют на мотивацию ученика. Оценки играют
важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В
противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Для
большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны
частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание
неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и
неспособность конструктивно разрешить конфликт.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособиться к условиям средней
школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению
важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность
адаптации:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогом;
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
Навыки уверенного поведения;
Навыки совместной (коллективной) деятельности;
Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
Навыки само поддержки;
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач
развития пятиклассников:
1. Овладение базовыми школьными навыками и умениями;
2. Формирование умения учиться в средней школе;
3. Развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с
другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью
других;
5. Формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и
неудачам, развитие уверенности в себе;
6. Формирование представления о себе как об умелом человеке с большими
возможностями развития.
Анкета (в электронном виде на адрес:
july
_ houdini
@ mail
. ru)
1. ФИО ребенка _____________
2. Дата рождения____________
3. Национальность________________
4. ИИН_____________________
5. № свидетельства о рождении__________
6. Когда и кем выдано______________
7. ФИО (мамы)________________
8. Дата рождения (мамы)_______________
9. Образование(мамы)____________________
10.Место работы и должность (мамы)______________
11.ФИО (папы)________________
12.Дата рождения (папы)_______________
13.Образование (папы)____________________
14.Место работы и должность (папы)_______________
Презентация к родительскому собранию на тему "Адаптация пятиклассников"
Презентация к родительскому собранию на тему "Адаптация пятиклассников"
Презентация к родительскому собранию на тему "Адаптация пятиклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.