Под адаптацией к школе ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы "ребёнок-взрослый", "ребёнок-ребёнок" к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.Презентация к материалу о школьной дезадаптации
Под адаптацией к школе ребёнка следует
понимать:
• Физиологическую
адаптацию, как
процесс
приспособления
функций
организма
ребёнка к
условиям
обучения в школе;
• Социально-
психологическую,
как процесс
активного
приспособления
системы
"ребёнок-
взрослый",
"ребёнок-
ребёнок" к новым
условиям
взаимодействия.
Презентация к школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации(ДА)
Субъективные причины дезадаптации:
• Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе.
Негативное отношение к школе, первичными причинами которого
могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных
учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев
и сестёр и т.д. Вторичное разрушение мотивации происходит
непосредственно в процессе обучения.
• Несформированность элементов и навыков учебной деятельности,
причиной которой могут быть как индивидуальные особенности
развития интеллекта, так и педзапущенность.
• Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания,
учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная
семейная обстановка, неправильные методы воспитания,
неправильная организация режима дня ребёнка, а также
последствия осложнений при беременности и родах у матери.
• Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это
бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой
физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Презентация к школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации,
имеющие объективный характер:
• Неправильное отношение учителя
к ученику.
• Неправильная организация
учебного процесса.
Презентация к школьной дезадаптации
"Скрытые" формы ДА:
1-я степень – начальная форма
2-я степень – прогрессирующая
"скрытой" ДА.
• Характеризуется средним
уровнем работоспособности,
сниженным эмоциональным
тонусом, частичной
расторможенностью,
плаксивостью. Повышенной
утомляемостью. Желание
ходить в школу неустойчиво.
Старателен, но медленно
включается в учебный процесс,
активность сменяется
пассивностью, адекватно
реагирует на замечание. В
поведении наблюдается
тревожность, неуверенность.
форма "скрытой" ДА.
• Характеризуется низкой
работоспособностью, высокой
утомляемостью, ребёнок не
может сосредоточится, плаксив,
обидчив, раздражителен. Иногда
жалуется на головную боль,
тошноту, боли в животе.
Отношение к школе негативное,
пассивен на уроке, на просьбу
отвечать - молчит, равнодушен к
неудачам. Нуждается в
постоянном контроле и помощи
учителя. Эпизодически
наблюдается агрессивность к
детям как защитная реакция
организма.
Презентация к школьной дезадаптации
"Открытые" формы ДА
3-я степень - начальная
форма "открытой" ДА.
• Характеризуется средне-
низким уровнем
работоспособности,
импульсивностью,
расторможенностью,
внимание неустойчиво,
снижен аппетит,
беспокойный сон. На уроке
не собран, быстро теряет
интерес к заданиям, в
учебной деятельности
иногда создаёт
конфликтную ситуацию.
"открытой" ДА.
• Характеризуется низкой
4-я степень - прогрессирующая форма
работоспособностью, высокой
утомляемостью, импульсивностью,
расторможенностью,
раздражительность переходит в
агрессивность. Негативное
отношение к школе, учителю, быстро
теряет интерес к заданиям,
отказывается их выполнять,
равнодушен к неудачам, негативно
относится к замечаниям, мешает на
уроке, нуждается в постоянном
контроле. Отмечается спад в
успешности обучения, в общении с
учителем проявляется
демонстративность. Кривляется,
отказывается выполнять требования
учителя, создает конфликтную
ситуацию. В общении с детьми
агрессивен, обзывает детей,
жалуется учителю.
Презентация к школьной дезадаптации
Психолого – педагогическая
диагностика личности учащегося и
коллектива.
Чтобы воспитать человека во всех
отношениях, нужно знать его во всех
отношениях.
К.Д. Ушинский
Презентация к школьной дезадаптации
Используя диагностические методики,
классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно
предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику
личности учащегося и коллектива, учитель
руководствуется принципом «не навреди».
Результаты исследования не могут обсуждаться с
людьми, не имеющими отношения к делам
учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической
диагностики являются основанием для
корректирования и планирования воспитательной
деятельности классного руководителя.
Презентация к школьной дезадаптации
Педагогическая
диагностика
Выявление доминирующего мотива учения
• Диагностическая методика «Мое учение»
Изучение воспитанности школьников
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
• Методика неоконченных предложений.
• Методика «Мишень»
• Микропрактикум «Мой класс»
(для учащихся 5-х классов)
Изучение взаимоотношений в коллективе
Анкеты для детей
• Анкета «Вот я какой!»
• Анкета «Мое мнение о классе»
Тесты
• Тест «Как к вам относятся окружающие?»
• Тест «Вы – лидер?»
• Тест, помогающий учащимся оценить уровень своего физического развития
• Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Презентация к школьной дезадаптации
Тест «Вы – лидер?»
Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от
других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань
вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.
• 1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы
будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно
лучше, чем ваша?
А) Встревожитесь
Б) Смутитесь
В) Заинтересуетесь
• 2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы
оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?
А) Ваши хуже
Б) Ваши лучше
В) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше
• 3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
важное другим?
А) Вас не слушают
Б) Bас слушают, но им «слабо понять»
В) Обычно вас слушают и понимают
Презентация к школьной дезадаптации
• 4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор
не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете
делать?
А) Будете обескуражены и все забросите.
Б) Оставите это дело и перейдете к другому.
В) Закончите дело, потому что считаете нужным.
• 5. Bас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве
рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?
А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете
себя неудобно.
Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным.
В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.
• 6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?
А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем
никуда не годитесь.
Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.
В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
• 7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы
будете вести его?
А) Предоставите большую часть работы остальным.
Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано
правильно.
В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и
навыками каждого.
Презентация к школьной дезадаптации
• 8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка
отличается от вашей?
А) Неловкость.
Б) Чувство своего превосходства или неполноценности.
В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
• 9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…
А) Недовольство собой.
Б) Гнев.
В) Стремление поправить дело.
• 10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как
вам хотелось бы?
А) Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если
бы…
Б) Обвиняете во всем других.
В) Ищите пути для продвижения дальше.
Подсчитайте количество ответов «А», «Б», «В».
7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете
лидером, надо выработать уверенность в себе.
7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете
лидером, надо учиться больше доверять другим.
7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый
взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим
позволяют вам быть лидером.
Презентация к школьной дезадаптации
Тест «Как к вам относятся окружающие?»
• Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет:
1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения
своих собственных проблем?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь
другого?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести
знакомство?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою
работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
а) Часто б) Иногда в) Никогда
Подсчитайте баллы:
80-100: Это очень высокий результат. Если вы
отвечали честно, то вы цените и уважаете
людей, а они в свою очередь считают вас
надежным человеком. Вы не свернете со своего
пути ради похвалы и награды, но ваши поступки
принесут вам первое и второе.
45-75: Людям, которые попали в этот диапазон,
обычно помогают при условии, что они расширят
сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их
любили, но они ничего для этого не делают,
предпочитая отгородиться от мира.
0-40: люди, которые попали в эту группу,
настолько стеснительны, что просто боятся быть
на виду. Но как только они вылезают из своей
скорлупы, то еще больше привлекают к себе
Презентация к школьной дезадаптации
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.