Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.
Французские ученые считают, что когда мы объясняем, мы мешаем понимать. Мастер не преподносит готовые знания, а даёт возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск на изучение и познание. Он создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи, это, прежде всего, позиция консультанта и советника. Мастер не призывает: «Делай как я», он говорит: «Делай по-своему». Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий. Самое важное в мастерской - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастерская способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, находят наиболее эффективные пути для их достижения.Презентация к сообщению на методическом совете "Технология педагогических мастерских"
Педагогическая
мастерская как
технология обучения
Педагогическая мастерская
это такая форма обучения, которая создает
условия для восхождения каждого участника к
новому знанию и новому опыту путем
самостоятельного или коллективного открытия.
Целевые ориентации
Мыслить
раскованно,
творчески
культура достоинства
культура полезности
самопознание
саморазвитие
понимание других
Основные методы работы
педагогической мастерской
Проблемный
Исследовательский
метод
метод
Типы педагогических мастерских
разделены в зависимости от:
• состава участников;
• целей и способов деятельности;
• темы и содержательной наполненности встречи
Мастерские отношений и ценностных ориентаций
Мастерские творческого письма
Мастерские построения знаний
Мастерские самопознания
Мастерская как мастеркласс и т.д.
Принципы и правила
ведения мастерской:
1. Принцип свободы и равенства
2. Принцип неопределенности
3. Принцип диалога
4. Принцип организации пространства
Основные этапы мастерской
•
Индуктор (индукция – способ рассуждения от
частных фактов к общим выводам) – первое
задание, мотивирующее дальнейшую деятельность
участников.
Во – первых, задание должно актуализировать личный
опыт участников, связанный, так или иначе, со
смыслом дальнейшей деятельности.
Во – вторых, задание должно предоставить выбор,
что создает интерес, иногда раздражение.
•
•
Основные этапы мастерской
• Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность
выполнить задание имеющимися средствами. На этом
этапе ставится проблема и отделяется известное от
неизвестного. Создаётся информационный запрос.
• Осуществляется работа с информационным
материалом: словарями, учебниками, компьютером,
текстом, моделями, звуками, веществами.
Основные этапы мастерской
• Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта
решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза,
способы ее решения. Идёт работа по выполнению заданий,
которые даёт учитель.
• Создаются творческие работы: рисунки, рассказы,
загадки, проекты, тексты.
Основные этапы мастерской
• Социализация – на этом этапе даётся одно задание на весь
класс, или на микрогруппы, ответы сообщаются всему
классу. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в
одинаковом темпе для всех групп. Происходит
представление всем промежуточных и окончательных
результатов труда, чтобы оценить и откорректировать
свою деятельность.
• На этом этапе учащиеся учатся говорить,
формулировать свои мысли, идеи.
Основные этапы мастерской
• Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация
творческого процесса, новое выделение учеником
предмета и осознание неполноты своего знания,
побуждение к новому углублению в проблему.
• Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Основные этапы мастерской
• Афиширование – это вывешивание, наглядное
представление результатов деятельности мастера и
учеников.
• Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с
ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают,
выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои
творческие работы.
Основные этапы мастерской
• Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной
деятельности, это анализ учеником осуществлённой им
деятельности (авторефлексия), это обобщение чувств,
возникших в мастерской, это отражение достижений
собственной мысли, собственного мироощущения.
• Может быть промежуточной и заключительной
Алгоритм проведения
мастерской построения знаний
Первый этап
Цель: формирование информационного голода, запроса.
•
•
•
•
•
Слово мастера
Индуктор
Создание творческого продукта
Социализация
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности
Второй этап
Цель: формирование новых знаний.
•
•
•
•
Обращение к новой информации и ее обработка.
Корректировка творческого продукта или создание нового варианта
Социализация
Общая рефлексия
творческих успехов
творческих успехов
Желаем
Желаем
в работе!
в работе!