Данный материл урока литературы разработан для учащихся 6 класса в соответствии с программой В.Я Коровиной. Это первый из уроков по сказу Лескова "Левша". На данном уроке изучаются биография писателя, материал по теории литературы (особенности сказа), сравниваются образы царей :Николая Павловича и Александра Павловича.
Презентация к уроку по сказу
Н.С.Лескова «Левша»
Учитель ГОУ «Ардатовский детский дом
—школа» Клюшенкова Татьяна Петровна
Познакомить учащихся с фактами и
творчества Н.С.Лескова.
Дать представление о жанре сказа.
Расширить представление об
исторической эпохе царствования
Александра I и
Николая I.
Заинтересовать учеников
необычностью повествования.
Назовите трехсложные размеры
стиха.
Какой размер называется дактилем?
Какой размер называется
амфибрахием?
Какой размер называется анапестом?
«Один из
лучших
писателей
наших… ».
М.Горький
• Происхождение Лескова.
• Учёба Лескова.
• Служба чиновником в уголовной палате.
• Начало литературной деятельности.
• Герои произведений Лескова—люди
• Особенности языка лесковских
русской земли.
произведений.
В 1974 году дом на
В 1974 году дом на
бывшей Третьей
бывшей Третьей
Дворянской улице
Дворянской улице
стал музеем Н.С.
стал музеем Н.С.
Лескова.
Лескова.
В рабочем кабинете Лескова –
В рабочем кабинете Лескова –
многочисленные
старинные
старинные
многочисленные
часы, бесчисленные портреты,
часы, бесчисленные портреты,
картины в снимках и оригиналах,
картины в снимках и оригиналах,
на столах множество ламп, масса
на столах множество ламп, масса
безделушек.
безделушек.
Памятник
Памятник
Н.С.Лескову.
Н.С.Лескову.
Четырехметровая
Четырехметровая
фигура писателя,
фигура писателя,
отлитая в бронзе,
отлитая в бронзе,
установлена на
установлена на
постаменте из
постаменте из
полированного
полированного
серого гранита.
серого гранита.
А вокруг памятника,
А вокруг памятника,
поднятые на высоту
поднятые на высоту
человеческого роста,
человеческого роста,
оживают герои
оживают герои
лесковских
лесковских
произведений. Среди них
произведений. Среди них
тульский оружейник
тульский оружейник
«косой левша, на щеке
«косой левша, на щеке
пятно родимое, а на
пятно родимое, а на
висках волосья при ученьи
висках волосья при ученьи
выдраны.
выдраны.
Жанр эпоса, опирающийся на
народные предания и легенды.
Повествование ведется от лица
рассказчика, человека с особым
характером и складом речи.
Платов Матвей
Иванович
• Какую роль играл при
государе казак Платов?
• С какой целью
отправились в
странствие государь и
Платов?
• Что хотели доказать
англичане русскому
императору, показывая
свои заводы?
• Чем хотели англичане
• Почему пистолет вызвал
поразить русского
императора?
такой интерес
Александра I ?
• В каких словах
прозвучала обида
императора за русских
мастеров, не умеющих
делать такие
пистолеты?
государь в микроскоп?
• Что рассматривал
• Найдите описание блохи.
• Какие чудеса она
• Сколько заплатил
выделывала?
государь за блоху и
бриллиантовый футляр?
• Какие слова сказал
Александр I английским
мастерам на прощание?
• В чём расходились мнения
Платова и Александра I на
случившееся?
• Как аглицкая
блоха попалась на
глаза новому царю
Николаю
Павловичу?
• Кто рассказал
императору
историю блохи?
• Какое поручение
дал Николай
Павлович Платову?
Почему Лескову
потребовалось
вводить в
повествование
искажённые слова?
Кислярка
Мелкоскоп
Аболон
Полведерский
Керамиды
Канделабрия
Мерблюзьи
Нимфозория
Верояции
Каково отношение Александра
Павловича и Николая Павловича к
русским людям?
1. Пересказать эпизод «Царь
Александр I и Платов в Англии»
2. Прочитать главу 5-10
3. Письменно ответить на вопрос:
«Как отстаивал Платов в поездках
по Европе честь России?»