Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"
Оценка 4.6

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
русская литература
10 кл
20.06.2017
Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"
задания для групп 10 кл.doc
1 группа            Учеба И.А.Гончарова Расскажите о годах обучения И.А.Гончарова в коммерческом училище и Московском университете по  плану: ­ Где и когда учился ­ Почему Иван Александрович Гончаров не любил вспоминать года (8 лет), проведенные в училище?  ­ Как вы думаете, почему И.А.Гончаров поступает на словесное отделение филологического  факультета Московского университета? Важные факты этого периода запишите на отдельный лист в виде схемы (кластера, таблицы и  т.д.) Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Получили  типичное дворянское воспитание (иностранные языки, чтение, арифметика). Положительному и деловому  Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, в 1820 г. Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года. Летом 1822 г. его взяли оттуда, и он был отправлен в Москву и определен в Коммерческое училище. Выбор  оказался неудачным: возглавлявший училище Тит Алексеевич Каменецкий, карьерист и некультурный  человек, заботился не столько об образовании учеников, сколько о «благопристойности» их поведения.  Гончаров вспоминал: «По милости Тита Алексеевича мы кисли там восемь лет, восемь лучших лет без  дела! Да, без дела. А он еще задержал меня четыре года в младшем классе, когда я был там лучше всех, потому только, что я был молод, т.е. мал, а знал больше всех». Покинул училище в сентябре 1830 года,  «не окончив курса учения в училище преподаваемого», как значилось в свидетельстве. Отметки: по русскому  и иностранным языкам, географии и истории – «очень хорошие», в коммерческой арифметике –  «средственные». В 1831 году осенью Гончаров без особого труда выдержал вступительные экзамены и был зачислен на  филологический (или как его тогда называли «словесный») факультет Московского университета. Учеба в  университете сыграла огромную роль в жизни Гончарова. МУ привил ему широту взгляда, вооружил  обширными познаниями, впервые пробудил интерес к литературной деятельности. Гончаров очень ценил  годы, проведенные на историко­филологическом факультете. У Гончарова в эти годы обширнейший круг чтения: от Гомера, Вергилия, Тацита, Данте до Шекспира и  Вальтера Скотта. Но «живее и глубже всех поэтов поражен и увлечен был поэзией Пушкина в самую свежую  и блистательную пору сил и развития великого поэта и в поклонении своем остался верен ему навсегда». Гончаров получил в МУ подчеркнуто «филологическое» образование. Его мало интересовали политические  проблемы, а также вопросы общего мировоззрения, связанные с философскими исканиями. В студенческой среде Гончаров держался обособленно; во всяком случае, он не сблизился ни с одним  представителем тогдашней передовой молодежи. Из трех лет, проведенных в университете, наиболее плодотворным был второй по счету, 32/33 уч.год; сам  Гончаров называл его своим «золотым веком». 27 сентября 1832г. лично видел Пушкина. Когда он вошел,  «для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я  питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как  благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся  поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование».  В июне 1834 г. Гончаров окончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий  искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова. Расскажите о службе И.А.Гончарова  Важные факты этого периода запишите на отдельный лист в виде схемы (кластера, таблицы и  т.д.) 2 группа   Служба После окончания университета Иван Александрович ненадолго возвращается на родину, где служит  секретарем у симбирского губернатора Александра Михайловича Загряжского. Служить ему было  необходимо: правительство с подозрением взирало на всякого, кто уклонялся от своего «долга». Заниматься,  по примеру родителей, торговлей Гончаров не желал, к армейской карьере он не чувствовал никакой  склонности. Перед молодым человеком раскрылась неприглядная жизнь чиновничества: все сколько­нибудь  значительные чиновники брали взятки, брал их и сам губернатор. Гончаров понимал, что в этой атмосфере  ему не ужиться. Родные мечтали о том, чтобы он был дома, сам Гончаров мечтал о столице. Зима 1834­35 гг.  не представляла такой возможности, писатель погружался в провинциальный быт. Но весной 1835 г. Гончаров сопровождал в Петербург Загряжский, который хотел добиться оправдания в обвинениях, которые против  него возводились. Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией  Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров  (своеобразный литературный салон).  Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова. 18 мая 1835 года Гончаров был определен в число канцелярских чиновников министерства финансов,  по департаменту внешней торговли, переводчиком. Здесь ему открылся мир коммерческий и  бюрократический. Здесь подготовлялось понимание типа Адуева­старшего, понимание всемирной торговли,  сказавшиеся потом во «Фрегате Паллада», созревали у Гончарова мысли об Андрее Штольце. После кругосветного путешествия он приезжает в министерство финансов, но вскоре уходит оттуда и  определяется в Петербургский цензурный комитет на должность цензора. Эта работа вынуждала прочитывать тысячи страниц (следствием этого стали проблемы со здоровьем). В 1860 году уходит в отставку и уехал на  Родину. Октябрь 1862 года возвратился к служебной деятельности в качестве члена совета Главного  управления по делам печати, работает 5 лет и окончательно уходит в отставку (1867 г.) со стажем 30 лет. 5 группа      Портреты писателя. Внимательно рассмотрите портреты Гончарова. Сравните портреты. Прокомментируйте образ  И.А.Гончарова на каждом портрете.  Портрет – изображение внешности, черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов,  походки, манеры говорить и держаться. Существует несколько портретов И.А.Гончарова разных художников. а) Портрет кисти Горбунова(1842г.) изображает писателя в возрасте 30 лет. б) Украшением музея Гончарова является портрет работы его друга, художника Н.А.Майкова, написанный в  1859года.  в) В 1874 году И.А.Гончаров позировал художнику И.Н.Крамскому. 3 группа Творчество И.А.Гончарова Расскажите о творчестве И.А.Гончарова ­ Когда и какие произведения были написаны. ­ Какую роль сыграло кругосветное путешествие (в жизни Гончарова, в его творчестве)? Важные факты этого пункта запишите на отдельный лист в виде схемы (кластера, таблицы и т.д.) Иван Александрович Гончаров пришел в литературу зрелым человеком и сразу же предстал перед читателями  тоже вполне сложившимся зрелым мастером. В 1847 г. выходит «Обыкновенная история», но этот роман не первый  литературный опыт писателя. В 1838 г. выходит повесть «Лихая болезнь», в 1839 г. – повесть «Счастливая ошибка».  Можно сказать, что 1830­е гг. были для Гончарова временем учения на литературном поприще. Первое упоминание  «Обыкновенной истории» относится к 1844 году. Когда роман был завершен, Гончаров попросил М.Я. Языкова, зная  его близкие отношения с Белинским, передать последнему рукопись, предварительно просмотрев ее и решив, стоит ли  передавать. Языкову она почему­то не понравилась, в результате отправилась в его ящик. Через год или меньше Языков вспомнил про рукопись и передал Некрасову. Тот сразу увидел талант Гончарова и отдал рукопись Белинскому,  который был в восторге «от нового таланта», проявившего себя так «блистательно», благословил вступление Гончарова в литературу. «Обыкновенная история» была напечатана в трех номерах «Современника» за 1847 год, и уже 17 марта  Белинский писал Боткину: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мнения слились в  ее пользу…» Так родился новый русский писатель – И.А. Гончаров. Писатель, который на склоне лет сказал о себе так: «Я  откровенно люблю литературу, и если бывал счастлив в жизни, так это своим призванием…» Еще общество продолжает обсуждать «Обыкновенную историю», а Гончаров задумывает одновременно два новых  романа. В октябре 1848 года был написан, а в марте 1849 года опубликован в «Литературном сборнике с  иллюстрациями» (издание «Современника») «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».  Закончен он будет только через десять лет, и все это время будет происходить постоянная работа над ним. На какое­то время писатель отвлекается на другой роман – «Обрыв» («В 1849 году, на Волге, когда я, после 14­летнего отсутствия,  в первый раз посетил Симбирск, свою родину, родился план романа «Обрыв»… когда в то же время оканчивался  обработкой у меня в голове роман «Обломов». В 1852 году отправился в кругосветное путешествие, которое изначально предлагалось А.Н.Майкову, но который  отказался. На фрегате «Паллада» секретарем при начальнике экспедиции адмирале Ефиме Васильевиче Путянине.  Морское путешествие длилось два года, началось с Англии, завершилось на Дальнем Востоке – на Аяне, откуда до  Питера еще 10 тысяч верст. По возвращении Гончаров быстро завершает очерки, которые печатаются во многих изданиях: в  «Отечественных записках», «Современнике», «Морском сборнике». Читатели встречают их с неизменным интересом,  хвалит и критика. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Сам писатель указывал, что  видит «не три романа, а один… Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от  одной эпохи русской жизни… к другой». В этом смысле произведения Гончарова можно назвать трилогией. Лучшим романом критики считают роман «Обломов». После этого в его жизни личная драма. Он испытывает безответное чувство к Елизавете Васильевне Толстой,  приятельнице семейства Майковых. «Я болен ею…» ­ признавался Гончаров. История тоже обыкновенная… он  мечется, страдает, пишет ей удивительные письма. На душе тяжко, рука не держит перо. В 1857 году Толстая вышла замуж, и Гончаров взял четырехмесячный отпуск по службе, уехал в Мариенбад  подлечиться. Но там начинается работа над «Обломовым» взахлеб: «…я приехал сюда 21 июня нашего стиля, а сегодня 29 июля, у меня закончена первая часть «Обломова», написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что уже  лес редеет, и я вижу вдали… конец». Это произведение называют «мариенбадским чудом». В январе 1859 года вышел из печати первый номер «Отечественных записок» с началом романа. В апреле  публикация была завершена. Все бросились читать новый роман Гончарова. «Обломов» победоносно овладел общим  вниманием. Впереди высилась глыба нового романа – «Обрыв». Роман был задуман почти за 20 лет до того, как Гончаров  приступил к окончательной работе над ним. Работа шла постоянно – отрывки печатались в журналах, читались друзьям. Но роман шел туго. Ему приходилось служить в Петербургском цензурном комитете, где он помог Тургеневу,  Островскому, Некрасову, Достоевскому. Ссора с Тургеневым. В 1867 г. он всё же уходит в отставку, и появляется  больше свободного времени для работы над «Обрывом». Сам Гончаров называл его «переношенное дитя». Наконец, в 1867 году «Обрыв» был практически завершен, а с января 1869 года его начали публиковать в  «Вестнике Европы». Читатели с интересом встретили новый роман Гончарова, но критики отнеслись к нему  недоброжелательно. В русском обществе была идейно­эстетическая борьба, а Гончаров не принадлежал ни к одному  стану, поэтому ему досталось ото всех. Идейные противники Гончарова не захотели увидеть в романе никаких  достоинств. Но и некоторые братья­писатели не нашли добрых слов для «Обрыва». Неодобрительно отозвались о нем  Тургенев и Достоевский. Больше за большие полотна он не брался. Но в последний период жизни, в эти два десятилетия были написаны  очерки «Слуги старого века», «на родине», «В университете», литературно­критические статьи, очерк о Белинском.  Написаны «Литературный вечер», «Необыкновенная история» и еще ряд произведений. 4 группа    Современники о Гончарове. Внимательно прочитайте текст и расскажите, как современники относились к творчеству и личности  Гончарова. (Можно сравнить, найти сходства и различия)  Важные факты этого пункта запишите на отдельный лист в виде схемы (кластера, таблицы и  т.д.) Первый серьезный критический отклик на роман – статья Добролюбова Николая Александровича «Что такое  обломовщина?» Либеральная критика (Дружинин Александр Васильевич «Обломов. Роман Гончарова» увидела в Обломове  чуть ли не былинного героя, спящего до времени Илью Муромца, а в Обломовке – утраченный  патриархальный рай. Дмитрий Иванович Писарев «Обломов. Роман И.А.Гончарова». Михаил Матвеевич Стасюлевич – историк, профессор Петербургского университета, публицист, издатель –  редактор журнала «Вестник Европы». Знакомы с 1860­х гг. «в своей частной жизни И.А. Гончаров  восполнил свое одинокое существование, взяв на свое попечение случайно оставшихся на его руках чужих  детей по смерти их отца, находившегося у него в домашней службе, вырастил их и дал им хорошее  воспитание. Покойный не только делал добро, но и умел его делать». Иван Александрович Гончаров пришел в литературу зрелым человеком и сразу же предстал перед  читателями тоже вполне сложившимся зрелым мастером. Белинский называл его талант «сильным,  замечательным», указывал на «необыкновенное мастерство» Гончарова в обрисовке характеров, на его  «чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся» язык. Петр Дмитриевич Боборыкин, писатель, сотрудничал во многих либеральных и народнических журналах, с  Гончаровым знаком с 1870 г. писал: « Для него стоило великих усилий решиться на что­нибудь такое, что может поставить его в неловкое положение». «Ему было уже под шестьдесят. Ходил он бодро,  крупной походкой, сохранившейся до глубокой старости, седины очень мало, умеренная полнота,  чистоплотно и старательно одетый. Профессиональным писателем он совсем не смотрел, и только его разговор, даже касаясь предметов обыденных, мелких подробностей заграничной жизни, облекался в  очень литературную форму, полон был замечаний, тонко продуманных и хорошо выраженных». «Когда  Гончарову было уже 68 лет, он не смотрел дряхлым старцем. Все тот же крупный, энергетический  шаг. Только голос стал слабее, и тогда начал жаловаться на катаральное состояние дыхательных  путей, жаловаться и на болезнь глаза, которая в скором времени обострилась, и кончилась потерею  зрения в этом больном глазе». Николай Иванович Барсов – духовный писатель, автор ряда статей по истории религии и раскола: «Я  никогда не слыхал такого прекрасного рассказчика, он рисовал ряд живых картин, пересыпая их то  шутками и каламбурами, то совместными с собеседниками рассуждениями… Так незаметно прошло  часа два…» «А отчего то все ваши сочинения начинаются непременно слогом «об»? Гончаров  расхохотался. А в самом деле! Ну, я об этом, признаюсь, не думал!» Виктор Иванович Бибиков, писатель: «Отличительной чертой характера Гончарова является  скромность, кроющаяся, разумеется, в сознании своих сил. Никогда Гончаров не писал никаких писем  личного характера в газеты или журналы, никогда он не принадлежал ни к какой литературной партии,  никогда и никакими другими путями, кроме чистого творчества, он не искал популярности. Боязнь всего, что может походить на рекламу, доходит в нем до крайности». Анатолий Федорович Кони – видный юрист, прогрессивный общественный деятель, литератор, член  Государственного совета, почетный академик. «Произведения Гончарова – прежде всего изображение и отражение его житейских переживаний. Он сам сказал: «Что не выросло и не созрело во мне самом,  чем я сам не жил, то недоступно моему перу; я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».  Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства  независимо от того или иного общественного положения. Поэтому, вероятно, Гончаров менее других  выдающихся русских писателей был понятен иностранцам. К условиям его творчества относились  медлительность, тяжесть самого труда, как орудия творчества. Сомнения автора касались не только  существа его произведений, но и самой формы в ее мельчайших подробностях, а также отсутствие  полной свободы для литературных занятий. Наконец, на творчество его влияли и физические недуги»

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"

Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Биография и творчество Гончарова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017