В данной презентации содержится материал, обобщающий и систематизирующий знания, полученные учащимися в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия, а также материал, создающий условия для осознания значения войны в жизни человека. Здесь находятся иллюстрации по теме урока, а также выдержки из текста.
Толстой
Лев
Алексеев
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
ич
МОУ «Вёскинская СОШ»
Степанова О. А.
ТолстойЛев Алексеевич
Петя Ростов
в
партизанск
ом отряде
(Анализ
эпизода из
романа
Толстого
«Война и
мир»)
Когда пришло письмо от Николая о его
ранении, девятилетний Петя сурово
сказал сестрам: «Вот видно, что все вы,
женщины,—плаксы... Я так очень рад и,
право, очень рад, что брат так
отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на
месте Николушки, я бы еще больше этих
французов убил...»
Он с упоением
играл во взрослого
мужчину—эта игра
продолжалась до
самого 1812 года,
до наступления
новой войны.
Петя, младший сын в семье Ростовых (ему
было всего пятнадцать лет), поддавшись
патриотическому порыву, упросил родителей
отпустить его в армию. После долгих уговоров
и угроз сбежать родители согласились. Петя
еще не понимал, что его отъезд означает для
матери постоянное беспокойство и
ежедневную тревогу.
Он был весь охвачен
желанием воевать,
его вдохновлял
пример Николая,
старшего брата.
Петя и не мог
представить, что его
могут ранить или
убить: «Петя
находился в
постоянно
счастливо-
возбужденном
состоянии радости
на то, что он
большой, и в
постоянно
восторженной
поспешности не
Именно поэтому
Петя просит
генерала, у
которого он был
ординарцем,
отпустить его в
партизанский отряд
Денисова. Когда он
приезжает туда,
видит Денисова и
Тихона Щербатого,
он решает, что они
настоящие герои и
надо подражать им
во всем.
Душевное состояние
Пети в отряде Денисова
напоминает нам о том,
что испытывал его брат
Николай, когда он во
время войны 1805 года,
находясь в австрийской
деревне, чувствовал ко
всем братскую любовь и
кричал: «И да
здравствует весь свет!»
Петя тоже любит всех и
хочет всем сделать что-
то приятное: «Петя
находился в
восторженном детском
состоянии нежной любви
ко всем людям и
вследствие того
уверенности в такой же
Разговор Пети с офицерами отряда
Денисова за ужином показывает нам
милого, доброго ребенка, которому
захотелось поиграть в настоящую
войну. Петя умиляет не только
Денисова, который любит всю
«породу ростовскую», но и всех
присутствующих. Он просит Денисова
отправить его на задание: «Только вы
меня пустите в самую …в главную. Мне
Слова Пети
вызывают улыбку
Денисова. Петя
дарит одному из
офицеров свой
складной нож,
бежит за своей
торбой, чтобы
принести изюм: «У
меня изюм
чудесный, знаете,
такой, без
косточек. Я купил
десять фунтов. Я
привык что-нибудь
сладкое».
Предлагает свой
кофейник, кремни,
а потом замолкает,
боясь, что над ним
Еще лучше
характеризует Петю
его отношение к
мальчику-французу,
взятому в плен. Он
переживает, каково
ему, покормили ли
его, не обидели ли.
Сначала он думает
так: «Спросить бы
можно, да скажут:
сам мальчик и
мальчика пожалел»,
но все-таки
спрашивает, хотя
ожидает насмешки со
стороны офицеров.
Денисов вполне
серьезно относится
к вопросу Пети,
распоряжается
позвать пленного, и
Петя подбегает к
нему и целует, по-
детски выражая
свою радость, что
его поняли и не
смеются над ним.
Петя напрасно
переживает за
пленного мальчика:
солдаты уже
накормили его и
переименовали в
Весеннего. Петя
зовет его к столу,
пытаясь ободрить:
«Пете многое
хотелось сказать
Несмотря на то, что в романе Петя не главный
герой, Толстому удалось создать
замечательный образ мальчика, который
воплотил в себе лучшие черты семьи
Ростовых: доброту, чуткость, внимание к
другим, открытость, любовь к жизни и
людям. Такие люди, как он, призваны
приносить радость всем окружающим. Тем
трагичнее кажется судьба Пети, погибшего
при освобождении пленных.
Петя — ещё совсем мальчик, поэтому и отно шение к
войне у него особенное. Он не понимает, что война —
это, в первую очередь, смерть. Для него вой- на — это
геройство, приключения, испытания себя. Толстой
пишет: «Петя находился в постоянно счаст ливо-
возбуждённом состоянии радости на то, что он большой,
и в постоянно восторженной поспешности не пропустить
какого-нибудь случая настоящего герой ства». Это
состояние и привело его к гибели.
Гибель Пети — бессмысленная. Но на примере это го
героя Толстой показывает не только жестокость вой
ны, но и то, что даже на войне можно не терять че
ловеческих качеств. Денисов пытается уберечь
Петю от этой войны, вспоминая его «безумный
поступок в Вяземском сра жении». Но Петя не хочет
никого слушать и соверша ет эти «безумные
поступки», словно играет в какую- то свою игру.
Петя во всём хочет казаться взрослым и особенно
старается подражать Денисову и Долохову, быть
до стойным их общества. Мальчик пытается быть
наравне с ними: «Он может, и я могу!» Нельзя не
заметить, что особенно переживает за Петю
Денисов, который даже целую ночь не спит,
дожидаясь его возвращения из французского
лагеря. Денисов просит его только об одном: «…
слушаться меня и никуда не соваться», но ведь
Петя мечтает командовать!
А строчки о его гибели — особенно тяжёлые. Даже
для Денисова, который видел не одну смерть на
войне, эта смерть была особенным ударом.
Чувствуется огромная симпатия Толстого к этому
герою. Петя — очень добрый, искренний человек,
настоящий патриот.