Несмотря на сложность понимания данного произведения семиклассниками, автор учебника не предлагает вопросов для анализа произведения, а рекомендует учащимся самостоятельно дать характеристику рассказа и выйти на его основную мысль, учитывая способы раскрытия образов и роль художественно-выразительных средств. Очевидно, что такая задача по силам лишь отдельным ученикам; рассказ требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея произведения была понята семиклассниками правильно.
Чехов
(1860 1904)
Антон Павлович
Тогда человек станет
лучше, когда вы покажете
ему, каков он есть.
А.П.Чехов
...Он всюду и всегда видел
материал для наблюдений.
М.
Горький
ЦЕЛИ:
продолжить знакомство с самобытным
творчеством А.П. Чехова;
выявить, кто виноват в смерти
Червякова;
развивать навыки выявления авторской
позиции в литературном произведении;
формировать коммуникативные навыки
учащихся и умение аргументировано
доказывать свою точку зрения;
оценить степень актуальности
творчества А.П.Чехова в современной
жизни.
ЮМОР
вид смеха, может быть дружеским,
ласковым. Изображение героев в
смешном виде. Это смех веселый,
доброжелательный.
ИРОНИЯ
в переводе с греческого «насмешка»,
«осмеяние».
САТИРА
беспощадное, уничтожающее
осмеяние, критика действительности,
человека, явления.
«Толковый словарь живого великорусского языка»
В.И.Даля
Экзекутор
Судебный исполнитель. В Российской империи
чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения,
наблюдавший за порядком в канцелярии
"Корневильские
колокола"
"Аркадия"
Полицмейстер
Комическая опера 17 века французского
композитора Робера Планкета
театр – мифическая страна счастья.
в Российской империи начальник
полиции во всех крупных городах.
Тайный советник Должность (чин) в Русском царстве и
Российской империи, с 24 января (4
февраля) 1722 года — гражданский чин 4го
класса в Табели о рангах (в 1724 году был
перемещён в 3й класс табели).
«Толковый словарь живого великорусского языка»
В.И.Даля
Сконфузиться смутиться, прийти в замешательство
Статский генерал
гражданский (статский) чин V класса в
российской Табели о рангах до 1917 года.
Статский советник в Российской империи
соответствовал должности вицедиректора
департамента, вицегубернатора.
Ваше превосходительство
До революции: форменный фрак
гражданских чиновников.
Вашество (сокр.)
Вицмундир
Проситель
Лицо, обращающееся с просьбой,
прошением к комунибудь или куда
нибудь.
Апартаменты (фр.)
Фанфарон
палаты, покои.
– бахвал, хвастун, лгун, пускающий
пыль в глаза.
Анекдот (греч.) – короткий
занимательный рассказ о
неожиданном событии с
непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в
назидательной форме,
претендующий на
общечеловеческое обобщение.
Рассказ – эпический жанр
малого объёма, требующий не
экономии.
менее двух событий и
ударной концовки. Для
рассказа характерен режим
Этапы развития сюжета
Этапы развития сюжета
1.Экспозиция
1.Экспозиция
2.Завязка
2.Завязка
Этапы развития сюжета
Этапы развития сюжета
3.Развитие действия
3.Развитие действия
Червяков извиняется перед
генералом
Этапы развития сюжета
Этапы развития сюжета
4. Кульминация
4. Кульминация
5. Развязка
5. Развязка
СОГЛАСНЫ ВЫ С ТАКОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ РАССКАЗА?
Это рассказ о страхе. Генерал был крупный
чиновник, а Червяков – мелкий чиновник.
Такой был строй жизни, такая была система,
что младшие до ужаса боялись старших. Он
десять раз извинялся, тот на него накричал,
Червяков испугался и умер.
М.Рыбникова
КАК РЕАГИРУЕТ ГЕНЕРАЛ НА
НАЗОЙЛИВОСТЬ ЧИНОВНИКА?
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,
ПОКАЗЫВАЮЩИЕ ГНЕВ ГЕНЕРАЛА:
*Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней
губой;
*состроил плаксивое лицо;
*сказал он, скрываясь за дверью;
*гаркнул;
*повторил, затопав ногами.
Какой приём использует здесь автор,
показывая, как нарастает гнев генерала?
Приём градации –
последовательно усиливается гнев
генерала изза назойливости
Червякова.
Возрастающая градация обычно
используется для эмоциональной
выразительности и воздействующей
силы текста.
Художественная деталь
один из приёмов писателя,
который помогает
представить изображаемую
картину, предмет, характер в
его неповторимой
индивидуальности.
«ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ»
Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине
плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое
животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью,
болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать
(Даль).
Вывод
Стараясь убедить генерала в том,
что его проступок случаен,
Червяков начинает свое
преследование с целью извинения.
Он пристает к генералу,
надоедает ему в последующие
дни, не желая понимать
простейших человеческих слов.
В конце концов он так надоел
генералу, что вывел его из себя.
Чтото не так с самим Червяковым?
О КАКОЙ ДЕТАЛИ ИДЁТ РЕЧЬ?
«На другой день Червяков надел
новый вицмундир, подстригся и
пошёл к Бризжалову
объяснить…»
«Придя машинально домой, не
снимая вицмундира, лег на диван
и... помер».
ВЫВОДЫ
• В рассказе умирает, по сути, не человек, а
носитель чина, винтик бюрократической
машины.
• Автор использует здесь ядовитую иронию:
поведения героя лишено логики.
• Гипербола «лег на диван и... помер»
подчёркивает весь ужас добровольного
холопства.
• Душа Червякова омертвела, он утратил
человеческие качества, превратился в
добровольного, жалкого, ничтожного раба.
выводы
выводы
• Свое человеческое достоинство Червяков
унижает только сам.
• Червяков – чиновник не по роду службы
или должности, но по натуре. Этот тип
существует в любой среде и в любом
народе.
• Герой «Смерти чиновника» умер оттого,
что не был понят и удовлетворён в праве
на пресмыкательство.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА?
Произведение Чехова — это рассказ не
об исчезновении человеческой жизни, а
о прекращении функционирования
чиновника, некоего бездушного
механизма.
В рассказе умирает не столько
человек, сколько его внешняя
оболочка.
Домашнее задание
Написать небольшое сочинениерассуждение
1. Почему рассказ Чехова называется «Смерть
чиновника», а не «Смерть человека» или
«Смерть Червякова»?
или
2. Что делать, чтобы не остаться «маленьким
человеком»?
УРОКИ А.П. ЧЕХОВА
Берегите в себе человека!
А.П. Чехов
Ничтожество своё сознавай, знаешь где?
Перед Богом, пожалуй, перед умом,
красотой, природой, но не перед людьми.
Среди людей нужно сознавать своё
достоинство.
А.П.Чехов
Из письма брату Михаилу.