Данная презентация упрощает проведение очередного урока по творчеству В. Пелевина "Проблема верволка в средней полосе". Считаю, что во время изучения произведений данного автора, ребята вынуждены задумываться о назначении человека на земле, о нравственном выборе, о достойном поведении, о вечных вопросах.Данная презентация дает возможность провести урок по современной литературе (В. Пелевин. Проблема верволка в средней полосе.) проследить связь открытий героя с проблемами героев других авторов (Астафьев. Людочка, Платонов. Юшка и т.д.
Проблема
верволка
в средней полосе
(1998)
ВИКТОР ПЕЛЕВИН
Ю. Карякин,
из книги «Многоликий Достоевский»
Раньше у нас действительно была в
запасе вечность, и мы жили как бы по
песочным часам: проходил день, год,
век — мы переворачивали их, и время
начиналось заново, текло, как прежде.
А теперь оно стало словно вытекать из
бытия, вытекать, как кровь из раны...
Будущего может и не быть. XXI век
может и не наступить. И XX век может
закончиться до двухтысячного года .
1. «Пелевин — пеленки компьютерного
подсознания. Желаю партии любителей
Пелевина стать круче, чем партия любителей
пива».
Поэт А. Вознесенский
2. «Я не могу читать книги Пелевина, ибо
люблю писателей, имеющих свой стиль».
Писатель Егор Радов
3. «Наиболее авторитетный приговор
наиболее авторитетных людей состоит в
том, что Пелевин этот — он для черни
непосвященной».
И. Роднянская, лит. критик
«Пелевин возвращает русской
литературе главное достоинство:
ЧИТАТЕЛЯ.
Пелевина читают люди, которые:
а) не брали в последние годы
никаких книг, кроме телефонных;
б) являются социально и
эстетически активными членами
общества...
Привет Пелевину — ясному
солнышку нашей литературы.
Вяч. Курицин, лит. критик
«Тексты Пелевина, с их четырежды
руганным, а по мне — отвечающим внутренней
задаче языком, спокойно встраиваются в... ряд
великих, значительных... сочинений...
изъясняющих то, что с нами происходит...
И вот в чем я уверена: он — писатель
некоммерческий... Пелевин, сколько бы ни
выискивались источники его „коллажей“,
думает сам, своей головой, и, главное, думает
первым делом для себя, а потом уже для нас,
для тех, в кого целит».
И. Роднянская, лит. критик
ПОСМОДЕРНИЗМ
Теоретические установки постмодернизма.
Идея – мир несовершенный текст,
нет иерархии смысла,
не нужен автор и текст.
Если нет смысла, наступает бессмыслица.
«Дискус»- основной термин. Произведение
не подвластно авторской воли. Происходит
выискивания сюжета, ремейка классики.
Словарь:
Дискус - одна из самых красивых аквариумных рыб. от др.-греч.
σύν вместе, φύσις «природа» и ὀδούς «зуб». Термин относится к
нескольким зубам над местом, где срастаются две половинки
челюсти.
КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЮТ У ВАС
СЛОВА ВЕРВОЛК, СРЕДНЯЯ ПОЛОСА В
НАЗВАНИИ РАССКАЗА В. ПЕЛЕВИНА
«ПРОБЛЕМА ВЕРВОЛКА В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ»?
Верволк
(Вервольф) оборотень, человек,
который способен «превращаться
в волка», «...русский парень
указывает на происхождение
феномена, а романоязычная
приставка помещает его в
общеевропейский культурный
контекст»
загадка
Средняя
полоса
Российская
глубинка,
провинция,
центр России
реальность
Соединяя в названии
несоединимые вещи
(оксюморон), автор
погружает нас в мир
абсурда, нелепости.
Загадочность, неясность
происходящего в рассказе
НА СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ МОЖНО
РАЗДЕЛИТЬ РАССКАЗ?
ОЗАГЛАВЬТЕ ИХ.
НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ
«Воображение и реальность»
«Выбор дороги»
«Превращение»
«Верволки в средней
полосе»
«Зов судьбы»
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Название
глав и
главная
мысль
Воображени
е, загадка
Реальность
1
2
3
4
5
1. ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Загадка
«Жидкий лес, какой-то нездоровый,
как потомство алкоголика... Все
росло как бы с натугой и надрывом...
будто выросло, испугавшись чьих-то
окриков... Неприятные места, словно
подготовленные к сносу с лица
земли»
1. ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Реальность
«Завалинка», на которой
«мирно сидят выжившие из
ума старухи», «кругом растет
подсолнух», старики «тихо
играют в шахматы».
1. ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Гл. мысль
Мысли о вырождении
русских деревень, о
пустоте, наполняющей их,
о небытии, в которое
превращается бытие,
«раненное нами», людьми.
2. ВЫБОР ДОРОГИ
Загадка
Странно то, о чем они говорят. Они
говорят о «зове», который якобы
услышал Саша.
Сополагая сцену поиска дороги
главным героем с разговором на поляне,
можно предположить, что Саша выбрал
«не ту дорогу» (а тогда какую же?), шел
через черный, страшный лес, «следуя
зову», который он услышал,
почувствовал, понял.
2. ВЫБОР ДОРОГИ
Реальность
«Мужчина в кроссовках», девочка в
спортивном костюме «с
адидасовской лилией на груди».
Люди из нашего с вами мира.
2. ВЫБОР ДОРОГИ
Н. Гоголь. «Мертвые души»;
Н. Некрасов. «Кому на Руси жить
хорошо»
Н. Лесков. «Очарованный странник»
Значит, главный герой пришел туда,
куда он должен был прийти, а вовсе
не заблудился
3. ПРЕВРАЩЕНИЕ
Загадка.
Главное — «метаморфоза... в
самосознании... Изменение в
самосознании касалось смысла жизни:
он подумал, что люди способны только
говорить о нем, а вот ощутить смысл
жизни, так же как ветер или холод, они
не могут. А у Саши такая возможность
появилась, и смысл жизни чувствовался
непрерывно и отчетливо, как некоторое
вечное свойство мира...»
3. ПРЕВРАЩЕНИЕ
Реальность
Люди на поляне, отхлебнув из
баночки («в таких продают
майонез») эликсир, превращаются в
волков.
3. ПРЕВРАЩЕНИЕ
Гл. мысль
Герой превратился в волка, ощутил
«вкус жизни», «вкус», людьми
утерянный.
«темная и пустая дорога» ПОЛНА
Став волком, человек стал ощущать
ЖИЗНИ
смысл жизни
4. ВЕРВОЛКИ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ
Загадка
Саша-волк жалеет «старого волка,
которого он загрыз в люди».
Загрызть можно насмерть, но
«загрызть в люди»?
4. ВЕРВОЛКИ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ
Реальность
люди владеют «домиками,
курятниками, гаражами из
ворованной жести».
4. ВЕРВОЛКИ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ
Гл. мысль
Верволки ощущают, чувствуют
смысл жизни. Они живут и
наслаждаются этой жизнью.
А люди?
А люди владеют «домиками,
курятниками, гаражами из
ворованной жести».
5. ЗОВ СУДЬБЫ
загадка
«Если ты посмотришь на свою тень,
ты увидишь, что она человеческая. А
если ты своими волчьими глазами
посмотришь на тени людей, ты
увидишь тени свиней, петухов,
жаб...»
5. ЗОВ СУДЬБЫ
Реальность
На улицах деревень нет людей, лишь
«прошла бабка в черном»,
«веснушчатая пухлая рука»
невидимой кассирши отсчитывает
сдачу в кассе деревенского клуба;
дед, свистевший «соловьино-
разбойничьим посвистом» в
полупустом зале; пьяные голоса
местной молодежи.
5. ЗОВ СУДЬБЫ
Гл. мысль
Что стало с людьми, что случилось с
безымянными деревнями?
Человек из Нomo sapiens
превращается в верволка. Что дает такое
превращение человеку, от чего он бежит?
Он бежит от цивилизации в природу, к
свободе, любви, к ощущению смысла
жизни; он бежит от «фонаря под
жестяным конусом» к мелодии, которая,
казалось, «исходила прямо от Луны...».
Можно ли назвать рассказ В.
Пелевина «Проблема верволка в
средней полосе» рассказом-
антиутопией, «алармистским»
сочинением, рассказом-
предупреждением о том, что с нами,
людьми, будет, если не
прислушаемся мы к голосу сердца
нашего, к душе нашей?
И эпиграф, и название,
и рассказ «кричат о
нашей с вами жизни»,
«раненном нами бытии».
И если следующий век
не наступит, то не
наступит он из-за нас.
Какие авторы в своих
Докажите.
произведениях
поднимают ту же
проблему?
из книги «Многоликий Достоевский»
Раньше у нас действительно была в
Ю. Карякин,
запасе вечность, и мы жили как бы по
песочным часам: проходил день, год,
век — мы переворачивали их, и время
начиналось заново, текло, как прежде.
А теперь оно стало словно вытекать из
бытия, вытекать, как кровь из раны...
Будущего может и не быть. XXI век
может и не наступить. И XX век может
закончиться до двухтысячного года .
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ М. ЦВЕТАЕВА.
О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О, Чехия в слезах!
Испания в крови!
О, черная гора,
Затмившая весь
свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть
билет.
Отказываюсь —
быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз — по теченью
спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.