Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 10 класс

Медиа
Презентации учебные
Русский язык
10 кл
13.03.2017
Данная презентация предназначена для обучающихся 10 класса и содержит материал по темам "Морфемика" и "Словобразование". Работа содержит теоретические сведения по темам и направлена на повторение изученных ранее лингвистических материалов. Теоретические сведения систематизированы и легко доступны для усвоения обучающимися 10-11 классов.

Презентация к уроку Морфемика и словообразование.ppt

Морфемика и  Морфемика и  словообразование словообразование Автор: Автор:   Соколова Соколова   Евгения Ивановна Евгения Ивановна
 Морфемика Морфемика­ раздел науки о языке,  ­ раздел науки о языке,  изучающий части слова (морфемы). изучающий части слова (морфемы).  Словообразование Словообразование­ раздел науки о языке,  ­ раздел науки о языке,  изучающий способы образования слов. изучающий способы образования слов.
Все слова русского языка можно  Все слова русского языка можно  разделить на две группы: разделить на две группы: Слова, имеющие   Слова, имеющие  формы  формы  словоизменения  словоизменения  (имеют две части­  (имеют две части­  основу и окончание  основу и окончание  (флексию))   (флексию))         река, хороший,  река, хороший,         работать… работать… Слова, не имеющие   Слова, не имеющие  форм  форм  словоизменения  словоизменения  (состоят только из  (состоят только из  основы)  основы)  около, почему, как,        около, почему, как,         но, ах…но, ах…
Основа  Основа   Основа Основа­ часть слова без формообразующих  ­ часть слова без формообразующих  аффиксов, выражающая его основное  аффиксов, выражающая его основное  лексическое значение (рек­а, заречн­ый,  рек­а, заречн­ый,  лексическое значение ( хорош­ий, работа­ть).). хорош­ий, работа­ть Основа может распадаться на отдельные   Основа может распадаться на отдельные  части: приставку, корень, суффикс. приставку, корень, суффикс. части:
Основа Основа рек­а); );  непроизводной ( (рек­а Если основа совпадает с корнем, то ее   Если основа совпадает с корнем, то ее  называют непроизводной называют  Если же кроме корня в основе есть и другие   Если же кроме корня в основе есть и другие  значимые части слова, или аффиксы, то  значимые части слова, или аффиксы, то  такая основа называется производной  такая основа называется  ойой)) производной ((речн­ речн­
Морфемы  Морфемы   Корень Корень­ общая значимая часть родственных  ­ общая значимая часть родственных  слов, в которой заключено лексическое  слов, в которой заключено лексическое  значение; он выделяется при сопоставлении  значение; он выделяется при сопоставлении  однокоренных слов. однокоренных слов. Рек­а, за­реч­ный, реч­ной, реч­ка  Рек­а, за­реч­ный, реч­ной, реч­ка
Морфемы  Морфемы  Аффиксы: Аффиксы:  Приставка Приставка (префикс)­ часть слова, которая   (префикс)­ часть слова, которая  находится перед корнем и служит для  находится перед корнем и служит для  образования новых слов  образования новых слов  шел – пришел  шел – пришел
Морфемы Морфемы Аффиксы: Аффиксы:  Суффикс Суффикс­часть слова, которая находится  ­часть слова, которая находится  после корня и служит для образования  после корня и служит для образования  новых слов  новых слов  река ­ речной  река ­ речной
Морфемы  Морфемы  Аффиксы: Аффиксы: Окончание (флексия)­ изменяемая значимая   Окончание (флексия)­ изменяемая значимая  часть слова, которая образует форму слова  часть слова, которая образует форму слова  и служит для связи слов в словосочетании и  и служит для связи слов в словосочетании и  предложении (рек­а, речн­ предложении ( Окончание может быть нулевым (дом  ,  дом  ,  человек  , кино  )  ) человек  , кино  Окончание может быть нулевым ( рек­а, речн­   ).    ). ой а
Основные способы образования  Основные способы образования  слов слов Морфологический   Морфологический  Неморфологический   Неморфологический
Морфологический  Морфологический  1. 1. Приставочный  Приставочный  Потемнеть   темнеть Потемнеть   темнеть При образовании слов приставочным   При образовании слов приставочным  способом приставка присоединяется к  способом приставка присоединяется к  исходному, уже готовому слову. При этом  исходному, уже готовому слову. При этом  новое слово относится к той же части  новое слово относится к той же части  речи, что и исходное. речи, что и исходное. Удача­ ненеудача, плохой­   Удача­  коекое­кто ­кто удача, плохой­ ненеплохой, кто­  плохой, кто­
Морфологический Морфологический 2. 2. Суффиксальный Суффиксальный Слабоватый   слабый Слабоватый   слабый Суффиксальный способ заключается в том,   Суффиксальный способ заключается в том,  что к сонове исходного слова прибавляется  что к сонове исходного слова прибавляется  суффикс. Слова, образованные  суффикс. Слова, образованные  суффиксальным способом, как правило,  суффиксальным способом, как правило,  являются другой частью речи. являются другой частью речи. Заготовить ­ заготовккаа  Заготовить ­ заготов
Морфологический Морфологический 3. 3. Приставочно­суффиксальный Приставочно­суффиксальный Наушник    ухо Наушник    ухо Приставочно­суффиксальный способ   Приставочно­суффиксальный способ  заключается в одновременном  заключается в одновременном  присоединении к основе исходного слова  присоединении к основе исходного слова  приставки и суффикса. приставки и суффикса. Ехать­ разразъехать , дар­ безбездардарнныйый  Ехать­  ъехатьсяся, дар­
Морфологический Морфологический 4. 4. Бессуффиксальный Бессуффиксальный Отгул   отгулять Отгул   отгулять Бессуффиксальный способ заключается в том, что   Бессуффиксальный способ заключается в том, что  от слова отбрасывается окончание, либо  от слова отбрасывается окончание, либо  одновременно отбрасывается окончание и  одновременно отбрасывается окончание и  отсекается суффикс. Таким способом образуются  отсекается суффикс. Таким способом образуются  отглагольные существительные и существительные  отглагольные существительные и существительные  от прилагательных. от прилагательных.  ОтлетОтлететьеть­ отлет, зелен ­ отлет, зеленыйый­ зелень ­ зелень
Морфологический Морфологический 5.   5.   Сложение  Сложение (соединение в одном слове двух  (соединение в одном слове двух  корней) корней) Сложение целых слов (диван­кровать диван­кровать););  Сложение целых слов ( Сложение основ слов без соединительных   Сложение основ слов без соединительных  гласных (физкультура физкультура);); гласных ( С помощью соединительных гласных О и Е   С помощью соединительных гласных О и Е  ((желез железообетон, отчетн бетон, отчетноо­выборный ­выборный);); Сложение основ с одновременным   Сложение основ с одновременным  присоединением суффикса  присоединением суффикса  ((водводоопровод проводчикчик););
Морфологический Морфологический 6.   6.   Аббревиация, или сокращение основ Аббревиация, или сокращение основ а) из начальных слогов целого словосочетания  а) из начальных слогов целого словосочетания  ((спецкор спецкор);); б) из начальной части одного слова и целого другого  б) из начальной части одного слова и целого другого  слова (стенгазета стенгазета);); слова ( в) из алфавитных названий начальных букв слов,  в) из алфавитных названий начальных букв слов,  составляющих словосочетание (СНГСНГ);); составляющих словосочетание ( г) из начальных звуков слов исходного  г) из начальных звуков слов исходного  словосочетания (ООНООН)) словосочетания (
Неморфологический  Неморфологический  2.   2.   Переход одной части речи в другую: с 1.   1.   Распадение многозначного слова на омонимы: Распадение многозначного слова на омонимы:   долг (задолженность) – долг (обязанность); долг (задолженность) – долг (обязанность); Переход одной части речи в другую: столовая     толовая     столовая комната  (  (переходя из одной части речи  переходя из одной части речи  столовая комната в другую, слово приобретает иное общее  в другую, слово приобретает иное общее  значение и теряет ряд своих грамматических  значение и теряет ряд своих грамматических  ехали шагом (слово  признаков. Например, ехали шагом  (слово  признаков. Например,  шагомшагом, являясь наречием, не изменяется)). , являясь наречием, не изменяется)). Слияние сочетания слов в одно слово: : сегодня  сегодня  (из сего дня), легкорастворимый (из легко  (из сего дня), легкорастворимый (из легко  растворимый). растворимый). 3.   3.   Слияние сочетания слов в одно слово
Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор  Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор ­ это   ­ это  выяснение, от чего и с помощью чего  выяснение, от чего и с помощью чего  образовано данное слово. При  образовано данное слово. При  словообразовательном разборе  словообразовательном разборе  устанавливается последовательность  устанавливается последовательность  присоединения суффиксов и приставок к  присоединения суффиксов и приставок к  данному слову в процессе образования  данному слову в процессе образования  слова. слова.
План разбора План разбора 1. Найти слово­родитель. 1. Найти слово­родитель. 2. Выявить средство образования. 2. Выявить средство образования. 3. Определить способ образования. 3. Определить способ образования. 4. Указать явления, происходящие в слове  4. Указать явления, происходящие в слове  (чередование, усечение). (чередование, усечение). Читальный   читать (суффиксальный) Читальный   читать (суффиксальный)
Морфемика и  Морфемика и  словообразование словообразование Автор: Автор:   Соколова Соколова   Евгения Ивановна Евгения Ивановна
 Морфемика Морфемика­ раздел науки о языке,  ­ раздел науки о языке,  изучающий части слова (морфемы). изучающий части слова (морфемы).  Словообразование Словообразование­ раздел науки о языке,  ­ раздел науки о языке,  изучающий способы образования слов. изучающий способы образования слов.
Все слова русского языка можно  Все слова русского языка можно  разделить на две группы: разделить на две группы: Слова, имеющие   Слова, имеющие  формы  формы  словоизменения  словоизменения  (имеют две части­  (имеют две части­  основу и окончание  основу и окончание  (флексию))   (флексию))         река, хороший,  река, хороший,         работать… работать… Слова, не имеющие   Слова, не имеющие  форм  форм  словоизменения  словоизменения  (состоят только из  (состоят только из  основы)  основы)  около, почему, как,        около, почему, как,         но, ах…но, ах…
Основа  Основа   Основа Основа­ часть слова без формообразующих  ­ часть слова без формообразующих  аффиксов, выражающая его основное  аффиксов, выражающая его основное  лексическое значение (рек­а, заречн­ый,  рек­а, заречн­ый,  лексическое значение ( хорош­ий, работа­ть).). хорош­ий, работа­ть Основа может распадаться на отдельные   Основа может распадаться на отдельные  части: приставку, корень, суффикс. приставку, корень, суффикс. части:
Основа Основа рек­а); );  непроизводной ( (рек­а Если основа совпадает с корнем, то ее   Если основа совпадает с корнем, то ее  называют непроизводной называют  Если же кроме корня в основе есть и другие   Если же кроме корня в основе есть и другие  значимые части слова, или аффиксы, то  значимые части слова, или аффиксы, то  такая основа называется производной  такая основа называется  ойой)) производной ((речн­ речн­
Морфемы  Морфемы   Корень Корень­ общая значимая часть родственных  ­ общая значимая часть родственных  слов, в которой заключено лексическое  слов, в которой заключено лексическое  значение; он выделяется при сопоставлении  значение; он выделяется при сопоставлении  однокоренных слов. однокоренных слов. Рек­а, за­реч­ный, реч­ной, реч­ка  Рек­а, за­реч­ный, реч­ной, реч­ка
Морфемы  Морфемы  Аффиксы: Аффиксы:  Приставка Приставка (префикс)­ часть слова, которая   (префикс)­ часть слова, которая  находится перед корнем и служит для  находится перед корнем и служит для  образования новых слов  образования новых слов  шел – пришел  шел – пришел
Морфемы Морфемы Аффиксы: Аффиксы:  Суффикс Суффикс­часть слова, которая находится  ­часть слова, которая находится  после корня и служит для образования  после корня и служит для образования  новых слов  новых слов  река ­ речной  река ­ речной
Морфемы  Морфемы  Аффиксы: Аффиксы: Окончание (флексия)­ изменяемая значимая   Окончание (флексия)­ изменяемая значимая  часть слова, которая образует форму слова  часть слова, которая образует форму слова  и служит для связи слов в словосочетании и  и служит для связи слов в словосочетании и  предложении (рек­а, речн­ предложении ( Окончание может быть нулевым (дом  ,  дом  ,  человек  , кино  )  ) человек  , кино  Окончание может быть нулевым ( рек­а, речн­   ).    ). ой а
Основные способы образования  Основные способы образования  слов слов Морфологический   Морфологический  Неморфологический   Неморфологический
Морфологический  Морфологический  1. 1. Приставочный  Приставочный  Потемнеть   темнеть Потемнеть   темнеть При образовании слов приставочным   При образовании слов приставочным  способом приставка присоединяется к  способом приставка присоединяется к  исходному, уже готовому слову. При этом  исходному, уже готовому слову. При этом  новое слово относится к той же части  новое слово относится к той же части  речи, что и исходное. речи, что и исходное. Удача­ ненеудача, плохой­   Удача­  коекое­кто ­кто удача, плохой­ ненеплохой, кто­  плохой, кто­
Морфологический Морфологический 2. 2. Суффиксальный Суффиксальный Слабоватый   слабый Слабоватый   слабый Суффиксальный способ заключается в том,   Суффиксальный способ заключается в том,  что к сонове исходного слова прибавляется  что к сонове исходного слова прибавляется  суффикс. Слова, образованные  суффикс. Слова, образованные  суффиксальным способом, как правило,  суффиксальным способом, как правило,  являются другой частью речи. являются другой частью речи. Заготовить ­ заготовккаа  Заготовить ­ заготов
Морфологический Морфологический 3. 3. Приставочно­суффиксальный Приставочно­суффиксальный Наушник    ухо Наушник    ухо Приставочно­суффиксальный способ   Приставочно­суффиксальный способ  заключается в одновременном  заключается в одновременном  присоединении к основе исходного слова  присоединении к основе исходного слова  приставки и суффикса. приставки и суффикса. Ехать­ разразъехать , дар­ безбездардарнныйый  Ехать­  ъехатьсяся, дар­
Морфологический Морфологический 4. 4. Бессуффиксальный Бессуффиксальный Отгул   отгулять Отгул   отгулять Бессуффиксальный способ заключается в том, что   Бессуффиксальный способ заключается в том, что  от слова отбрасывается окончание, либо  от слова отбрасывается окончание, либо  одновременно отбрасывается окончание и  одновременно отбрасывается окончание и  отсекается суффикс. Таким способом образуются  отсекается суффикс. Таким способом образуются  отглагольные существительные и существительные  отглагольные существительные и существительные  от прилагательных. от прилагательных.  ОтлетОтлететьеть­ отлет, зелен ­ отлет, зеленыйый­ зелень ­ зелень
Морфологический Морфологический 5.   5.   Сложение  Сложение (соединение в одном слове двух  (соединение в одном слове двух  корней) корней) Сложение целых слов (диван­кровать диван­кровать););  Сложение целых слов ( Сложение основ слов без соединительных   Сложение основ слов без соединительных  гласных (физкультура физкультура);); гласных ( С помощью соединительных гласных О и Е   С помощью соединительных гласных О и Е  ((желез железообетон, отчетн бетон, отчетноо­выборный ­выборный);); Сложение основ с одновременным   Сложение основ с одновременным  присоединением суффикса  присоединением суффикса  ((водводоопровод проводчикчик););
Морфологический Морфологический 6.   6.   Аббревиация, или сокращение основ Аббревиация, или сокращение основ а) из начальных слогов целого словосочетания  а) из начальных слогов целого словосочетания  ((спецкор спецкор);); б) из начальной части одного слова и целого другого  б) из начальной части одного слова и целого другого  слова (стенгазета стенгазета);); слова ( в) из алфавитных названий начальных букв слов,  в) из алфавитных названий начальных букв слов,  составляющих словосочетание (СНГСНГ);); составляющих словосочетание ( г) из начальных звуков слов исходного  г) из начальных звуков слов исходного  словосочетания (ООНООН)) словосочетания (
Неморфологический  Неморфологический  2.   2.   Переход одной части речи в другую: с 1.   1.   Распадение многозначного слова на омонимы: Распадение многозначного слова на омонимы:   долг (задолженность) – долг (обязанность); долг (задолженность) – долг (обязанность); Переход одной части речи в другую: столовая     толовая     столовая комната  (  (переходя из одной части речи  переходя из одной части речи  столовая комната в другую, слово приобретает иное общее  в другую, слово приобретает иное общее  значение и теряет ряд своих грамматических  значение и теряет ряд своих грамматических  ехали шагом (слово  признаков. Например, ехали шагом  (слово  признаков. Например,  шагомшагом, являясь наречием, не изменяется)). , являясь наречием, не изменяется)). Слияние сочетания слов в одно слово: : сегодня  сегодня  (из сего дня), легкорастворимый (из легко  (из сего дня), легкорастворимый (из легко  растворимый). растворимый). 3.   3.   Слияние сочетания слов в одно слово
Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор  Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор ­ это   ­ это  выяснение, от чего и с помощью чего  выяснение, от чего и с помощью чего  образовано данное слово. При  образовано данное слово. При  словообразовательном разборе  словообразовательном разборе  устанавливается последовательность  устанавливается последовательность  присоединения суффиксов и приставок к  присоединения суффиксов и приставок к  данному слову в процессе образования  данному слову в процессе образования  слова. слова.
План разбора План разбора 1. Найти слово­родитель. 1. Найти слово­родитель. 2. Выявить средство образования. 2. Выявить средство образования. 3. Определить способ образования. 3. Определить способ образования. 4. Указать явления, происходящие в слове  4. Указать явления, происходящие в слове  (чередование, усечение). (чередование, усечение). Читальный   читать (суффиксальный) Читальный   читать (суффиксальный)
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)