Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М. Раскатов.)
«Склонение личных местоимений»
1 особенность склонения | При склонении личных местоимений |
2 особенность склонения | Иногда в корне происходит чередование, например: |
3 особенность склонения | Местоимение 3-его лица изменяется по родам |
4 особенность склонения | При присоединении предлогов к местоимениям |
Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение Я в косвенном падеже». Укажите падеж местоимения.Образец: беспокоишься обо____ мне (о ком?) П. п.
Приблизился (к кому?),
беспокоился (о ком?),
соревновался (с кем?),
расстилалась (перед кем?),
не смейся (над кем?),
приготовить (для кого?).
Почему личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи?
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
…Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
(Н. Рубцов.)
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву.
( А. Ахматова.)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов…
«Склонение личных местоимений»
1 особенность склонения | При склонении личных местоимений |
2 особенность склонения | Иногда в корне происходит чередование, например: |
3 особенность склонения | Местоимение 3-его лица изменяется по родам |
4 особенность склонения | При присоединении предлогов к местоимениям |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.