Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности.
Учитель начальных
классов МБОУ
Голицынской СОШ
№ 2
Светлана
Валентиновна
Пашкова
Дети быстро взрослеют. Но жить
самостоятельно и успешно они
смогут, если сегодня мы поможем
развиться их способностям и
талантам. А талантлив по-своему
каждый ребенок.
Работу с одарённым
ребёнком начинаю с
выявления этого
ребёнка в детском
коллективе. Основной
формой диагностики в
начальных классах
является наблюдение.
Для выявления уровня
одарённости можно
использовать
различные формы:
анкеты для родителей,
опросники, методику
«Карта одарённости»,
методику оценки
общей одарённости и
др.
Эти дети имеют более
высокие по сравнению с
большинством
интеллектуальные
способности,
восприимчивость к учению,
творческие возможности и
проявления;
доминирующую активную,
ненасыщенную
познавательную
потребность; испытывают
радость от добывания
знаний, умственного труда.
В учебной
деятельности работа с
одарёнными детьми
основывается на
дифференцированном
подходе, что
способствует
расширению и
углублению
образовательного
пространства предмета.
Поэтому работа с
одарёнными детьми
состоит как из урочной,
так и из внеурочной
деятельности.
Работа с одарёнными
детьми на уроках
включает
использование
современных
образовательных
технологий и методов:
Здоровьесберегающие
технологии
Технологии
развивающего и
проблемного обучения
Информационно-
коммуникативные
технологии
Технология
дифференцированного и
индивидуального
подхода к каждому
ребёнку
Деятельностный метод
Проектная и
исследовательская
деятельность учащихся
Работа на уроке
«консультантов»
(мотивированные
учащиеся в
определённой
образовательной области
курируют остальных)
На уроках
литературного чтения
веду диалог с
учащимися, подталкивая
их к размышлению.
Учитель и ученик
выступают как
равноправные партнеры,
носители разнородного,
но необходимого опыта.
Дети не боятся
высказывать своё
собственное мнение о
прочитанном
произведении, так как
ни одно из них не
называю ошибочным.
Все детские версии
обсуждаются в
равноправном диалоге.
Основная задача
литературного чтения
– формирование
читательских умений
и привитие интереса к
чтению. Ещё один вид
самостоятельной
работы, который
нравится учащимся,
написание отзывов на
прочитанное
произведение,
оформляемых в виде
статьи или
презентации.
На уроках
математики
использую
дифференцированные
задания трёх разных
уровней сложности.
Причём, учащиеся
сами выбирают
соответствующий
уровень, создавая тем
самым
положительный
настрой на работу, её
успешное
выполнение.
В стремлении
создать условия для
успешного познания
окружающего мира
учащимся с разным
типом восприятия,
предоставляю
возможность более
самостоятельно
«открывать» новые
знания, новые
способы
взаимодействия с
учебным материалом.
По результатам
собственных
наблюдений и с
помощью
дополнительной
литературы дети
составляют проекты,
пишут сообщения,
рисуют рисунки,
изготавливают
модели, создают
презентации.
Для поддержания
интереса к учёбе
использую в своей
работе различные
виды уроков: урок-
путешествие, урок-
проект, урок-игра,
урок -
интеллектуальный
марафон.
Внеурочную
деятельность в работе
с одарёнными детьми
составляют:
Внеклассная работа по
учебным предметам
Выставки творческих
работ обучающихся
Участие в школьных
предметных
олимпиадах, конкурсах
Активное и
результативное
участие во
всероссийских,
международных
интеллектуальных
конкурсах
Активная проектная
и исследовательская
деятельность
обучающихся на уроках
и во внеурочной
деятельности,
представление и
защита работ на
научном обществе
младших школьников и
школьной конференции
Развитие творческой
одарённости через
систему
дополнительного
образования.
• Для развития интереса
к чтению, организую в
своём классе конкурсы
чтецов, используя
пособие "Учимся
успешному чтению.
Портфель читателя"
авторов Т.Г.
Галактионовой,
С.О.Саввиновой, Я.Г.
Назаровой, С.Г. Жук,
содержащее
творческие,
увлекательные задания
для самостоятельной
работы.
• Курс внеурочной
деятельности "Развитие
познавательных
способностей"
направлен на развитие
логического мышления.
При его подготовке и
проведении использую
пособия Натальи
Борисовны Истоминой
"Учимся решать
логические задачи",
"Учимся решать
комбинаторные задачи"
(Математика и
информатика).
При подготовке учащихся к
предметным олимпиадам
использую материалы
следующих пособий:
"Типовые задачи по
формированию
универсальных учебных
действий" Татьяны Петровны
Хиленко
"Русский язык с
увлечением" Людмилы
Николаевны Коваленко
"Интеллектуальный
марафон" Татьяны
Николаевны Максимовой
"Наглядная геометрия"
Натальи Борисовны
Истоминой
•
•
Одна из форм
работы с детьми,
имеющими
повышенный
познавательный
интерес в моём
классе –
использование
дополнительных
платных
образовательных
услуг.
Мои ученики
активные участники,
призёры и победители
дистанционных
Всероссийских
Олимпиад, победители
творческих конкурсов
школьного, городского
и муниципального
уровней, принимают
активное участие в
школьных и
муниципальных
научно-практических
конференциях,
постоянные участники
интеллектуальных игр
и конкурсов .
Чтобы лучше освоить
методику работы с
одарёнными детьми я
закончила курсы :
"Методика формирования
информационной
грамотности в начальной
школе"
в Академии повышения
квалификации и
профессиональной
переподготовки
работников образования по
темам
"Технологии работы с
одарёнными учащимися в
начальной школе"
"Проблемно-диалогическое
обучение: теория,
технология, применение"
в ГОУ Педагогическая
•
•
академия:
Выявление и
воспитание одаренных,
талантливых детей –
чрезвычайно важный
вопрос. Основная наша
задача – так построить
учебную и внеурочную
деятельность, чтобы
любые индивидуальные
особенности детей,
таящие в себе зерно
опережающего
развития в той или
иной сфере, не прошли
мимо нашего внимания,
реализовались и
выращивались в нашей
педагогической
деятельности.