Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам,
как отец, мать он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет любви к делу.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам он совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием клеющих составов.
(МОЖЕТ БЫТЬ КЛЕЙ «КОНТУР» ИЛИ КЛЕЙ « ПВА»)
История возникновения батика
Зарождение искусства батика
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, на основе использования традиций древней росписи тканей. Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Существует красивая легенда о батике - «искусстве, радующем глаз и освежающем душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей - ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор - тик, тик, тик. До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.
Эксперты считают, что батик изначально было искусством предназначенным исключительно для Яванской знати. Принцессы и благородные женщины проявляли свое вдохновение для создания изысканных рисунков.
Способ окраски ткани индонезийцы хранили как великую тайну, распространялись только готовые изделия.
История батика в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».
Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к 10 веку.
В XX веке, вместе с всеобщим увлечением стилем модерн, батик получает новое рождение. В этот же период батик появляется и в России. Развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. У истоков развития батика в нашей стране стояли такие великолепные художники, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и многие другие.
Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова - монументальный батик. Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик; Виктория Кравченко - «офортный» батик; Юрий Булычев - «традиционный» батик: Виктор Парийский - «живописный» батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин - «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев - «экспериментальный» батик.
В этом мастер-классе по батику мы распишем и сошьем декоративную подушечку в одной из японских техник узелкового, точнее складного батика - шибори. Что касается цветового решения выберем смежную палитру четырёх цветов: жёлтого, зеленого,
синего, аквамарин.
Такую же картонку кладем с другой стороны и зажимаем все вместе скобкой для бумаг, оставляя зазор для того, что могла пройти кисть и окрасить ткань под ней.
После того как краска хорошо закрепилась на ткани, на всякий случай заготовку можно простирать в теплой воде с мылом, что бы выстиралась лишняя краска. После чего ее снова надо прогладить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.