Презентация к занятию по внеурочной деятельности Узелковый батик "Шибори" (7 - 9 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание занятия по внеурочной деятельности •история батика; •виды батика; •материалы и инструменты для выполнения узелкового батика; •технология выполнения узелкового батика; •результаты работы. Цель • Познакомить обучаающихся с техникой батика, с видами, инструментами для батика; • Научиться выполнять роспись по ткани; • Развивать творческое воображение обучающихся, воспитывать интерес к декоративному искусству
Иконка файла материала МО 29 12.ppt

Узелковый батик
«шибори»

Перепелюк Ирина Викторовна
учитель технологии
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 4» г. Чебаркуль

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  
как отец, мать он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет любви к делу. 
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам он совершенный учитель.            
                                                                        
Л.Н. Толстой

Содержание

•история батика;
•виды батика;
•материалы и инструменты для узелкового батика;
•технология выполнения узелкового батика;
•результаты работы.

Цель


Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика;
Научиться выполнять роспись по ткани;
Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием клеющих составов.
(МОЖЕТ БЫТЬ КЛЕЙ «КОНТУР» ИЛИ КЛЕЙ « ПВА»)


 История возникновения батика
Зарождение искусства батика
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, на основе использования традиций древней росписи тканей. Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.

Существует красивая легенда о батике - «искусстве, радующем глаз и освежающем душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей - ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор - тик, тик, тик. До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.

Эксперты считают, что батик изначально было искусством предназначенным исключительно для Яванской знати. Принцессы и благородные женщины проявляли свое вдохновение для создания изысканных рисунков.
Способ окраски ткани индонезийцы хранили как великую тайну, распространялись только готовые изделия.

История батика в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».
Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к 10 веку.

В XX веке, вместе с всеобщим увлечением стилем модерн, батик получает новое рождение. В этот же период батик появляется и в России. Развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. У истоков развития батика в нашей стране стояли такие великолепные художники, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и многие другие.

Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова - монументальный батик. Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик; Виктория Кравченко - «офортный» батик; Юрий Булычев - «традиционный» батик: Виктор Парийский - «живописный» батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин - «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев - «экспериментальный» батик.

Оборудование

• Хлопковая ткань
• Краски для батика и кисти
Вода
• Скобы-скрепки для стопок бумаг
• Баночка для воды
Картон обклеенный скотчем
Нитки и иголка, швейная машинка
Выкройка для квадратной декоративной подушки
Холофайбер

В этом мастер-классе по батику мы распишем и сошьем декоративную подушечку в одной из японских техник узелкового, точнее складного батика - шибори. Что касается цветового решения выберем смежную палитру четырёх цветов: жёлтого, зеленого,
синего, аквамарин.

Берем хлопковую ткань в ширину
30 сантиметров. В длину две ширины плюс ширина запаха,
а так же по несколько сантиметров на обработку краев. Подшиваем края будущей наволочки с двух сторон.

Перед тем как окрашивать ткань необходимо выстирать или намочить и выжать, если она уже была постирана.

Разложим будущую наволочку
лицевой стороной в верх.

Сложим пополам, затем каждую половинку еще раз пополам.

Возьмем за один из уголков получившейся ленты,
и сложим его с одной из сторон,
образуя равнобедренный треугольник.

Перевернем всю ленту, отогнем обратно получившийся треугольник к противоположной стороне.
Снова переворачиваем, и складываем треугольники – «гармошкой» пока хватает ленты.

На полученную стопку из треугольников кладем картонку обклеенную скотчем,
чтоб не впитывала краску.

Такую же картонку кладем с другой стороны и зажимаем все вместе скобкой для бумаг, оставляя зазор для того, что могла пройти кисть и окрасить ткань под ней.

Берем кисть и хорошо пропитываем ткань с одного из углов,
жёлтой краской.

Другой угол пропитываем
краской цвета «аквамарин».

А третий угол – зелёной.

Кончик аквамаринового угла,
слегка пропитаем синей краской.

И оставим всю конструкцию сохнуть около суток. После чего снимаем зажим, убираем картонки.

Разворачиваем.
Если ткань не высохла до конца, подсушиваем ее феном.

Проглаживаем ткань с двух сторон, при температуре для глажки хлопка, по несколько минут для закрепления красок, начиная с изнанки.

После того как краска хорошо закрепилась на ткани, на всякий случай заготовку можно простирать в теплой воде с мылом, что бы выстиралась лишняя краска. После чего ее снова надо прогладить.

Складываем подушечку: кладем ткань лицевой стороной к себе, загибаем запах, складываем пополам.
Заколем булавками края, которые будем прошивать на машинке.

Выворачиваем подушечку на лицевую сторону.
Набиваем холофайбером.

Любуемся работой.

Успехов в творчестве!