«Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество»
в ФГОС
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
«Качество есть существенная
определенность предмета, в силу которой
он является данным, а не иным предметом и
отличается от других предметов. Качество
предмета, как правило, не сводится к
отдельным его свойствам. Оно связано с
предметом как целым, охватывает его
полностью и неотделимо от него. Поэтому
понятие качества связывается с бытием
предмета. Предмет не может, оставаясь
самим собой, потерять свое качество»
На сегодняшний день известны несколько
подходов в определении качества образования, в
том числе системнодеятельностный подход. В
системнодеятельностном подходе «качество
образования» в широком смысле понимается как
сбалансированное соответствие образования
(как результата, как процесса, как
образовательной системы) многообразным
потребностям, целям, требованиям, нормам
(стандартам), условиям.
В данном подходе «образование» используется в
трех смыслах:
- как результат;
- как процесс;
- как образовательная система
Результат образования – это то, что
выпускник будет знать, понимать и (или)
в состоянии продемонстрировать;
сможет сделать; характеризует
конкретные измеряемые достижения и
описывается компетенциями
•
введение в действие государственных образовательных
•
•
•
•
•
•
•
•
стандартов и вариативного базисного учебного плана,
позволяющего учитывать особенности регионов и
вариативность общеобразовательных учреждений;
нагрузки учащихся;
обучения;
оптимизация учебной, психологической и физической
обеспечение дифференциации и индивидуализации
профильное обучение в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих
развитие дистанционного образования;
государственная поддержка одаренных детей;
создание эффективной государственно-общественной
системы экспертизы и контроля качества учебной
литературы;
образования и др.
создание государственной системы оценки качества
социализацию учащихся;
содержание образования в значительной мере
педагоги не всегда обеспечивают доступный
общеобразовательная школа не обеспечивает
устарело, не соответствует потребностям
современного общества;
современное качество подготовки в
коммуникативной сфере, в социально-
экономической области и информационных
технологиях
организация образовательного процесса не
всегда соответствуют требованиям укрепления
здоровья и психологической комфортности
учащихся
уровень качества преподавания, во многих
случаях не учитывают изменений, происходящих
в жизни и в образовании
фонды школьных библиотек недостаточно
большинство школ не обеспечено необходимым учебным
оборудованием, информационными ресурсами, не всегда
удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормативам
укомплектованы, практически не обновляются и не
пополняются
не создана инфраструктура информатизации, в частности,
разработки электронных цифровых учебных изданий
недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они
не обеспечены необходимой педагогической и
психологической поддержкой, информационной средой и
учебным оборудованием
не осуществляется комплексный мониторинг качества
образования; нуждается в совершенствовании система
лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений
Мы сегодня поговорим о
двух мероприятиях,
которые призваны
усовершенствовать
оценку качества
образования
Обязательным будет обучение по ФГОС: на
ступени основного общего образования с
2015-2016 учебного года; на ступени
среднего (полного) общего образования с
2020-2021 учебного года. Переход на ФГОС
может осуществляться и поэтапно, по
ступеням общего образования после
утверждения соответствующих Стандартов
и по мере готовности образовательных
учреждений к введению ФГОС: в 5 классах,
начиная с 2012-2013 учебного года, и в 10
классах - с 2013-2014 учебного года.
ориентация образовательного процесса на
духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достиже ние планируемых
результатов освоения основной образова тельной
программы начального общего образования;
обеспечение эффективной «обратной связи»,
позволяющей осуществлять регулирование
(управление) системы образования на
основании полученной информации о дости
жении системой образования, образовательными
учреждения ми, обучающимися планируемых
результатов освоения основ ной образовательной
программы общего образо вания в рамках сферы
своей ответственности
внешняя оценка (или оценку, осуществляемую
внешними по отношению к школе служба ми) и
внутренняя оценка (или оценку, осуществляемую
самой школой — обучающимися, педагогами,
администрацией). При этом именно внешняя
оценка задаёт общее понимание того, что
подлежит оценке: как, в каких форматах, с
помощью каких заданий наиболее целесообразно
вести оценку; какие ответы следует (или
допустимо) считать верными и т. д. Внутренняя
оценка строится на той же содержательной и
критериальной основе, что и внешняя, — на
основе планируемых результатов освоения
основной образовательной программы общего
образования.
оценка результатов деятельности образовательных
оценка результатов деятельности общероссийской,
региональной и муниципальной систем образования
с целью получения, обработки и предоставления
информации о состоянии и тенденциях развития
системы образования;
учреждений и работников образования с целью
получения, обработки и предоставления
информации о качестве образовательных услуг и
эффективности деятельности образовательных
учреждений и работников образования;
с целью итоговой оценки подготовки выпускников
оценка образовательных достижений обучающихся
Основным объектом оценки личностных
результатов служит сформированность
универсальных учебных действий,
включаемых в следующие три основных
блока:
самоопределение
смыслоообразование
морально-этическая ориентация
В планируемых результатах, описывающих
эту группу, отсутствует блок «Выпускник
научится». Это означает, что личностные
результаты выпускников в полном
соответствии с требованиями Стандарта не
подлежат итоговой оценке
Это оценка достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной
программы, представленных в разделах
«Регулятивные учебные действия»,
«Коммуникативные учебные действия»,
«Познавательные учебные действия»
междисциплинарной программы формирования
универсальных учебных действий у обучающихся
метапредметных результатов строится вокруг
умения учиться, т. е. той совокупности способов
действий, которая, собственно, и обеспечивает
способность обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Основное содержание оценки
представляет собой оценку достижения
Достижение этих результатов обеспечивается
обучающимся планируемых результатов по
отдельным предметам.
за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных
предметов, представленных в обязательной
части базисного учебного плана.
объектом оценки предметных результатов
служит в полном соответствии с требованиями
Стандарта способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические
задачи с использованием средств, релевантных
содержанию учебных предметов, в том числе на
основе метапредметных действий