В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно.
Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:
Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.
Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления
“Кого бы вы взяли с собой в поход?”.
Добровольцы выбирают по одному
человеку в свою команду. Тем, кого
выбрали, задается следующий вопрос:
1.“Кому бы вы доверили нести
рюкзак?”.
2. “С кем бы вы поделились яблоком?”,
3.“Кому бы вы доверили свою тайну?”
4. «С кем хотели бы породниться?»
1.Каждой группе дается рисунок (друдлы),
дать описание, что изображено на рисунке?
Друдлы
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в
которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла
могут быть каракули и кляксы.Друдл - это не законченная картинка, которую
нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому
приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным.
Особенно ценится оригинальность и юмор.
На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному
интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с
названием друдлы (droodle).
Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что
здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда - какие то линии,
треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в
непонятных закорючках очертания реального предмета.
Любители головоломок-друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл
головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций.
Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто
придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее
необычный ответ.
Анализируем, сравниваем свои описания с
предложенными
Умеем ли мы мыслить не шаблонно, креативно?
https://www.youtube.com/watch?
v=-T7siv0rQ_M
Как вы думаете, о чём мы будем
сегодня говорить?
Тест способности к креативному мышлению при
помощи скрепок для бумаги
Все очень просто:
Чтобы понять, насколько вы креативны, подсчитайте,
сколько способов использования скрепок для бумаги
вы можете придумать за три минуты.
особенно
если
число
способности,
Меньше 10? Ваш уровень креативности ниже среднего
9-10-11-12? Это – средний уровень креативности.
Все то, что больше 12, уже указывает на хорошие
креативные
использования
скрепок приближается к 20.
Вам может показаться, что этот тест слишком прост,
чтобы быть
серьезным. Если так, то вы неправы. Данный тест был
изобретен
в 1967 году Д.П.Гилфордом и представляет собой меру
дивергентного мышления, которое необходимо для
методов
https://www.youtube.com/watch?v=WWPXC9R9awE
Стратегия «Чтение с остановками»
Просмотр видеосюжета: «Как сохранить
креативность?» останавливаем видео и вопрос:
«Почему?» (0.55сек) Выслушиваем мнения и
смотрим фильм до конца.
«Дивергентное мышления от Кена Робертсона»
Думаю,
анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму
– не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу студенту…Прыгает, прыгает – не достать,
ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще
подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».
старый
такой
что
вам
знаком
Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное
мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны.
Конвергенция не поможет, процедура нарушена.
Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря
или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть
ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше –
оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так
работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.
Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно
уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.
Конвергентное и
дивергентное мышление
Стратегия «В чужой обуви»
Упражнение на развитие ДМ с присутствующими: «В чужой обуви»
Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и
представить, как эти другие решали бы ее. Важно не просто побыть в другой
роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы
сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои
ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и
соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь
отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом,
учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой
человек.
Ситуация: Ребенок вернулся из школы и сообщает всем членам семьи, что
получил «2», реакция мамы, папы, бабушки, старшей сестры. (Возможная
ситуация: Папа может себя вести агрессивно, не контролируя свои эмоции, мама
очень расстроена, не дает волю своим эмоциям и удерживает агрессию папы,
бабушка ведет себя добродушно, сглаживает агрессию папы и пытается утешить
внука, старшая сестра ведет себя вполне равнодушно, как будто ничего и не
произошло).
Каждая группа должна инсценировать данную ситуацию: А теперь поменяйте
«обувь» и папа выступает в роли сына, сын в роли папы, маму одеть в «обувь»
дочери, а внучка меняется с бабушкой.
Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать
изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в
интернете. К примеру, решите задачу«Лампочка». Вообразите, что у вас
перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло?
Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы
увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на
выполнение – 5 мин.
«Профессиональный фотограф». Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и
профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к
первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором
фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя
удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в
постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор,
пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.
Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и
каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать,
какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-
то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.
Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не
позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте
«искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит
продолжить поиски».
КМ и ДМ
В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как
правило, связаны друг с другом неразрывно.
Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных
шага:
Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения
задачи;
Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и
выбрать оптимальное для данной ситуации;
Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного
решения.
Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу
памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй
– задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на
процесс конвергентного мышления
Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши
возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что
наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения,
основанный на новой, пока неизвестной нам информации.
Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B» не всегда верный
путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы
существовали только однозначные решения.
Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об
этом в следующих тренингах
Обратная связь
Прикрепить стикеры к островам:
Остров Недоумения
Остров Радости
Остров Просветления
Остров Понимания
Бермудский треугольник