В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно.
Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:
Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.
Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления
тренинг 17.02.2018.pptx
Презентация "Креативный подход в обучении"
Презентация "Креативный подход в обучении"
“Кого бы вы взяли с собой в поход?”.
Добровольцы выбирают по одному
человеку в свою команду. Тем, кого
выбрали, задается следующий вопрос:
1.“Кому бы вы доверили нести
рюкзак?”.
2. “С кем бы вы поделились яблоком?”,
3.“Кому бы вы доверили свою тайну?”
4. «С кем хотели бы породниться?»
Презентация "Креативный подход в обучении"
1.Каждой группе дается рисунок (друдлы),
дать описание, что изображено на рисунке?
Презентация "Креативный подход в обучении"
Друдлы
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в
которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла
могут быть каракули и кляксы.Друдл - это не законченная картинка, которую
нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому
приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным.
Особенно ценится оригинальность и юмор.
На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по разному
интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с
названием друдлы (droodle).
Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что
здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда - какие то линии,
треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в
непонятных закорючках очертания реального предмета.
Любители головоломок-друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл
головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций.
Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто
придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее
необычный ответ.
Презентация "Креативный подход в обучении"
Анализируем, сравниваем свои описания с
предложенными
Умеем ли мы мыслить не шаблонно, креативно?
Презентация "Креативный подход в обучении"
https://www.youtube.com/watch?
v=-T7siv0rQ_M
Как вы думаете, о чём мы будем
сегодня говорить?
Презентация "Креативный подход в обучении"
Тест способности к креативному мышлению при
помощи скрепок для бумаги
Все очень просто:
Чтобы понять, насколько вы креативны, подсчитайте,
сколько способов использования скрепок для бумаги
вы можете придумать за три минуты.
Презентация "Креативный подход в обучении"
особенно
если
число
способности,
Меньше 10? Ваш уровень креативности ниже среднего
9-10-11-12? Это – средний уровень креативности.
Все то, что больше 12, уже указывает на хорошие
креативные
использования
скрепок приближается к 20.
Вам может показаться, что этот тест слишком прост,
чтобы быть
серьезным. Если так, то вы неправы. Данный тест был
изобретен
в 1967 году Д.П.Гилфордом и представляет собой меру
дивергентного мышления, которое необходимо для
методов
Презентация "Креативный подход в обучении"
https://www.youtube.com/watch?v=WWPXC9R9awE
Стратегия «Чтение с остановками»
Просмотр видеосюжета: «Как сохранить
креативность?» останавливаем видео и вопрос:
«Почему?» (0.55сек) Выслушиваем мнения и
смотрим фильм до конца.
Презентация "Креативный подход в обучении"
«Дивергентное мышления от Кена Робертсона»
Думаю,
анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму
– не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу студенту…Прыгает, прыгает – не достать,
ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще
подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».
старый
такой
что
вам
знаком
Презентация "Креативный подход в обучении"
Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное
мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны.
Конвергенция не поможет, процедура нарушена.
Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря
или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть
ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше –
оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так
работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.
Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно
уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.
Презентация "Креативный подход в обучении"
Презентация "Креативный подход в обучении"
Конвергентное и
дивергентное мышление
Презентация "Креативный подход в обучении"
Стратегия «В чужой обуви»
Упражнение на развитие ДМ с присутствующими: «В чужой обуви»
Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и
представить, как эти другие решали бы ее. Важно не просто побыть в другой
роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы
сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои
ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и
соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь
отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом,
учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой
человек.
Ситуация: Ребенок вернулся из школы и сообщает всем членам семьи, что
получил «2», реакция мамы, папы, бабушки, старшей сестры. (Возможная
ситуация: Папа может себя вести агрессивно, не контролируя свои эмоции, мама
очень расстроена, не дает волю своим эмоциям и удерживает агрессию папы,
бабушка ведет себя добродушно, сглаживает агрессию папы и пытается утешить
внука, старшая сестра ведет себя вполне равнодушно, как будто ничего и не
произошло).
Каждая группа должна инсценировать данную ситуацию: А теперь поменяйте
«обувь» и папа выступает в роли сына, сын в роли папы, маму одеть в «обувь»
дочери, а внучка меняется с бабушкой.
Презентация "Креативный подход в обучении"
Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать
изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в
интернете. К примеру, решите задачу«Лампочка». Вообразите, что у вас
перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло?
Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы
увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на
выполнение – 5 мин.
Презентация "Креативный подход в обучении"
«Профессиональный фотограф». Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и
профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к
первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором
фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя
удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в
постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор,
пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.
Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и
каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать,
какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-
то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.
Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не
позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте
«искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит
продолжить поиски».
Презентация "Креативный подход в обучении"
КМ и ДМ
В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как
правило, связаны друг с другом неразрывно.
Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных
шага:
Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения
задачи;
Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и
выбрать оптимальное для данной ситуации;
Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного
решения.
Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу
памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй
– задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на
процесс конвергентного мышления
Презентация "Креативный подход в обучении"
Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши
возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что
наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения,
основанный на новой, пока неизвестной нам информации.
Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B» не всегда верный
путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы
существовали только однозначные решения.
Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об
этом в следующих тренингах
Презентация "Креативный подход в обучении"
Обратная связь
Прикрепить стикеры к островам:
Остров Недоумения
Остров Радости
Остров Просветления
Остров Понимания
Бермудский треугольник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.