Круглый стол
«ФОРМИРОВАНИЕ
ЖИЗНЕННЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПО
ИТОГАМ
ВКЛЮЧЕННОГО
НАБЛЮДЕНИЯ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»
Практика показывает, что многие
выпускники коррекционных школ
оказываются беспомощны в
самостоятельном жизнеустройстве.
Воспитанники коррекционной
школы не подготовлены в
достаточной мере к
самостоятельному труду.
Возникают проблемы в связи с
неумением распределить бюджет,
рационально вести хозяйство. У
выпускников, живущих с
родителями, наблюдаются
иждивенческие настроения.
сталкивался
Каждый учитель при подготовке к
с проблемой
уроку,
определения жизненных компетенций
и
знает, что академический
компонент хорошо заметен на уроке
и результат виден налицо, а
результат
жизненных
компетенций очень сложно выявить
и тем более увидеть.
развития
Потому что формирование
жизненной компетенции учащихся с
ограниченными возможностями
здоровья это длительный процесс.
В образовании ребёнка с ОВЗ
особое значение должно
придаваться развитию его
«жизненной компетенции».
Компонент «жизненной
в обыденной жизни.
компетенции» рассматривается
как овладение знаниями,
умениями и навыками, уже
сейчас необходимыми ребёнку
Важно научить детей
быть:
коммуникабельными, разумно
активными, обращаться за
помощью и принимать ее,
воспитывать хорошие привычки,
культурное поведение, чтобы
эти люди не мешали, не были в
тягость обществу , с которым
они будут общаться.
Важно научить детей быть: коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы эти люди не мешали, не были в тягость обществу , с которым они будут общаться.
Сегодня вы побывали на занятиях
в детском саду – такие дети с ТМНР
поступают к нам в школу – это
начальный этап развития.
И в параллель можно представить
учащихся 9 класса, которые готовили
завтрак для наших гостей. Здесь хорошо
просматривается развитие жизненной
компетенции.
начинают
пришивать
Наши дети уже в начальной
школе
стряпать,
готовить различные блюда. Ребят
учат самообслуживанию: стирать
свои вещи, уметь пользоваться
утюгом,
пуговицы.
Одним из предметов на котором
задачи,
решаются
вопросы жизненной компетенции
является
бытовая
ориентировка.
социальные
социально-
В настоящее время у нас нет руководителя музея, ученица 8
класса Шешукова Ирина самостоятельно приготовила экскурсию.
Учащиеся 12 класса изучают
теорию и практику массажа.
Пациенты – ученики начальной
школы или сами старшеклассники.
Недавно в школе состоялась
встреча с нашим выпускником
Игумновым Олегом, который
работает в данный момент в
реабилитационном центре
г.Новосибирска.
Успешность нашей работы
зависит от того, какие
методы применяет учитель,
создана ли система работы
по формированию
социально-трудовой
компетенции, сформирована
ли положительная
мотивация обучения и
насколько всё это
интересует детей.
“Кто не думает о
далеком
будущем, тот
его не имеет” –
говорили
древние.
Школа,
ориентированная
исключительно на
академические и
энциклопедических
знания, с точки зрения
запросов рынка труда
устарела.
Таким образом, по
итогам посещения
открытых уроков и
занятий, мы должны
рассмотреть, на каких
жизненных
компетенций.
моментах урока
проходило развитие
Представим жизненные
компетенции в виде звезды.
Звезда – это многогранность
возможностей и способностей
и наш урок тоже многогранен
первая компетенция: Свобода слова и мысли: свободно говорить что думаешь, не
боясь ошибиться!
ОВЛАДЕНИЕ
НАВЫКАМИ
КОММУНИКА
ЦИИ
• Умение решать актуальные жизненные
задачи.
• Умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения,
пожелание, опасения, завершить разговор.
• Использовать знания и умения в реальной
речевой обстановке.
• Умение получать и уточнять информацию
от собеседника и быть понятым другим
человеком.
• Умение принимать и включать в свой
личный опыт жизненный опыт других
людей.
• Способствовать
школьников,
речевому
развитию
формированию
Подведём итог по формированию
навыков коммуникации: на уроках
и занятиях прослеживается
речевое развитие школьников,
формирование мировоззрения,
знаний жизненной позиции
учеников, способности выражать и
защищать свою позицию словом.
Чтобы в дальнейшем использовать
знания и умения в реальной
речевой обстановке.
Вторая жизненная компетенция
раскрывает
демократический стиль общения
учитель-ученик, ученик-ученик=
СОТРУДНИЧЕСТВО!
Развитие
адекватных
представлений о собственных
возможностях и ограничениях,
в
по
о
насущно
коммуникацию
необходимом
способности
жизнеобеспечении,
со
вступать
вопросам
взрослыми
медицинского сопровождения и
созданию специальных условий
для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации
обучения;
• Осознанное отношение к своим силам и
• Уметь пользоваться личными адаптивными
возможностям
средствами
• Уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения; улаживать разногласия
и конфликты; уметь договариваться.
• Понимание того, что пожаловаться и
попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и
необходимо.
• Потребность быть здоровым, насколько это
возможно, и вести здоровый образ жизни;
• Осознание необходимости своего личного
вклада в общественную жизнь; желание
самосовершенствоваться.
•Осознанное отношение к своим силам и возможностям •Уметь пользоваться личными адаптивными средствами•Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться. •Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо. •Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;•Осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь; желание самосовершенствоваться.
Вывод:
Такая жизненно значимая
компетенция как развитие
представлений о собственных
возможностях и ограничениях
проходит на уроках под
средством того, как ребёнок
адекватно оценивает свои силы:
возьмёт карточку сложную или
полегче…
Третья жизненная
компетенция -
практическая значимость
полученных знаний.
Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в
повседневной жизни;
• Стремление
к
самостоятельности
независимости во время урока.
и
знаний.
• Дальнейшее применение
знаний для
решения возникающих в повседневной
жизни проблем.
• Готовность попросить о помощи при
затруднении.
• Формирование
социально-трудовой
компетенции, положительной мотивации
обучения и интереса.
• Овладение навыками самообслуживания.
• Готовность включаться в разнообразные
повседневные школьные дела, брать на
себя ответственность.
• Практическая
значимость
полученных
Подведём итог по третьей
жизненной компетенции:
Практическая значимость полученных
знаний:
Вы заметили, что на одном занятии ребята
овладевают навыками самообслуживания,
принимают посильное участие в разных
областях школьной жизни, на другом –
стараются или постараются применить
полученные знания для решения
возникающих в повседневной жизни
проблем.
Четвёртая жизненно-значимая
компетенция -
нравственно-эстетическая
ориентация
Осмысление своего
социального
окружения и освоение
соответствующих
возрасту системы
ценностей и
социальных ролей
• Умение взаимодействовать, оценивать
друг друга, не критиковать, а помогать в
исправлении ошибок.
• Умение корректно выразить свои чувства,
отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, просьбу.
• Знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного
статуса.
• Умение проявлять инициативу, корректно
устанавливать и ограничивать контакт.
• Умение не быть назойливым в своих
просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и
оказание помощи.
Итак, эта компетенция
ориентирована на -
нравственно-эстетический потенциал.
умение взаимодействовать,
помогать .
Быть благодарным
Освоение соответствующих
возрасту системы ценностей.
Это тоже одна из важных
компетенций.
Пятая
компетенция:
«Дифференциация и
осмысление картины
мира и её временно-
пространственной
организации»
• Адекватность
поведения
обучающегося
зрения
опасности/безопасности и для себя, и для
окружающих.
бытового
с
точки
• Использование вещей в соответствии с их
функциями.
культурной
впечатления
• Освоение
среды, дающей
ребенку
от
искусства,
формирование стремления и привычки к
посещению музеев, театров, концертов и др.
• Умение накапливать личные впечатления,
связанные с явлениями окружающего мира,
и
упорядочивать
пространстве.
времени
• Прогресс в развитии любознательности,
наблюдательности, способности замечать
их
во
•Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих.•Использование вещей в соответствии с их функциями.•Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.•Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.•Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Т.о.«Дифференциация и осмысление
картины мира » предполагает
накопление опыта при освоении нового.
• Использование вещей в
соответствии с их функциями-
очки, лупы. …
• Понимание собственной нужности
• Умение накапливать личные
впечатления.
Познакомившись с
представленным на площадке
опытом педагогов, сделаем вывод,
что учебная и внеурочная
деятельность, способствует
формированию основ жизненной
компетентности через погружение
в социально-адаптированную среду
и решение жизненных задач, это
очень трудоёмкий и длительный
процесс, но он работает на каждом
уроке.
Хотелось бы закончить
словами:
Мы живем так, как
можем, а дети с ОВЗ
живут так, как мы им
поможем. Это
действительно так, ведь
жизнь этих детей в
наших руках.
Хотелось бы закончить словами: Мы живем так, как можем, а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках.