презентация "Круглый стол"«Формирование жизненных компетенций по итогам включенного наблюдения учебных занятий»

  • Семинары
  • pptx
  • 13.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация.pptx
Круглый стол «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИТОГАМ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
сталкивался Каждый учитель при подготовке к с проблемой уроку, определения жизненных компетенций и знает, что академический компонент хорошо заметен на уроке и результат виден налицо, а результат жизненных компетенций очень сложно выявить и тем более увидеть. развития Потому что формирование жизненной компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья это длительный процесс.
В образовании ребёнка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его «жизненной компетенции». Компонент «жизненной в обыденной жизни. компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку
Важно научить детей быть: коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы эти люди не мешали, не были в тягость обществу , с которым они будут общаться. Важно научить детей быть: коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы эти люди не мешали, не были в тягость обществу , с которым они будут общаться.
Сегодня вы побывали на занятиях в детском саду – такие дети с ТМНР поступают к нам в школу – это начальный этап развития.
И в параллель можно представить учащихся 9 класса, которые готовили завтрак для наших гостей. Здесь хорошо просматривается развитие жизненной компетенции.
начинают пришивать Наши дети уже в начальной школе стряпать, готовить различные блюда. Ребят учат самообслуживанию: стирать свои вещи, уметь пользоваться утюгом, пуговицы. Одним из предметов на котором задачи, решаются вопросы жизненной компетенции является бытовая ориентировка. социальные социально-
В настоящее время у нас нет руководителя музея, ученица 8 класса Шешукова Ирина самостоятельно приготовила экскурсию.
Учащиеся 12 класса изучают теорию и практику массажа. Пациенты – ученики начальной школы или сами старшеклассники.
Недавно в школе состоялась встреча с нашим выпускником Игумновым Олегом, который работает в данный момент в реабилитационном центре г.Новосибирска.
Успешность нашей работы зависит от того, какие методы применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-трудовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.
Таким образом, по итогам посещения открытых уроков и занятий, мы должны рассмотреть, на каких жизненных компетенций. моментах урока проходило развитие
Представим жизненные компетенции в виде звезды. Звезда – это многогранность возможностей и способностей и наш урок тоже многогранен
первая компетенция: Свобода слова и мысли: свободно говорить что думаешь, не боясь ошибиться!
ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ КОММУНИКА ЦИИ
• Умение решать актуальные жизненные задачи. • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, пожелание, опасения, завершить разговор. • Использовать знания и умения в реальной речевой обстановке. • Умение получать и уточнять информацию от собеседника и быть понятым другим человеком. • Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. • Способствовать школьников, речевому развитию  формированию
Подведём итог по формированию навыков коммуникации: на уроках и занятиях прослеживается речевое развитие школьников,  формирование мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Чтобы в дальнейшем использовать знания и умения в реальной речевой обстановке.
Вторая жизненная компетенция раскрывает демократический стиль общения учитель-ученик, ученик-ученик= СОТРУДНИЧЕСТВО!
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, в по о насущно коммуникацию необходимом способности жизнеобеспечении, со вступать вопросам взрослыми медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• Осознанное отношение к своим силам и • Уметь пользоваться личными адаптивными возможностям средствами • Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться. • Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.   • Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; • Осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь; желание самосовершенствоваться. •Осознанное отношение к своим силам и возможностям •Уметь пользоваться личными адаптивными средствами•Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться. •Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.  •Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;•Осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь; желание самосовершенствоваться.
Вывод: Такая жизненно значимая компетенция как развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях проходит на уроках под средством того, как ребёнок адекватно оценивает свои силы: возьмёт карточку сложную или полегче…
Третья жизненная компетенция - практическая значимость полученных знаний.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• Стремление к самостоятельности независимости во время урока. и знаний. • Дальнейшее применение знаний для решения возникающих в повседневной жизни проблем. • Готовность попросить о помощи при затруднении. • Формирование социально-трудовой компетенции, положительной мотивации обучения и интереса. • Овладение навыками самообслуживания. • Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. • Практическая значимость полученных
Подведём итог по третьей жизненной компетенции: Практическая значимость полученных знаний: Вы заметили, что на одном занятии ребята овладевают навыками самообслуживания, принимают посильное участие в разных областях школьной жизни, на другом – стараются или постараются применить полученные знания для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Четвёртая жизненно-значимая компетенция - нравственно-эстетическая ориентация
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
• Умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать в исправлении ошибок. • Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу. • Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса. • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. • Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Итак, эта компетенция ориентирована на - нравственно-эстетический потенциал.  умение взаимодействовать, помогать . Быть благодарным Освоение соответствующих возрасту системы ценностей. Это тоже одна из важных компетенций.
Пятая компетенция: «Дифференциация и осмысление картины мира и её временно- пространственной организации»
• Адекватность поведения обучающегося зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих. бытового с точки • Использование вещей в соответствии с их функциями. культурной впечатления • Освоение среды, дающей ребенку от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. • Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, и упорядочивать пространстве. времени • Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать их во •Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих.•Использование вещей в соответствии с их функциями.•Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.•Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.•Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Т.о.«Дифференциация и осмысление картины мира » предполагает накопление опыта при освоении нового. • Использование вещей в соответствии с их функциями- очки, лупы. … • Понимание собственной нужности • Умение накапливать личные впечатления.
Познакомившись с представленным на площадке опытом педагогов, сделаем вывод, что учебная и внеурочная деятельность, способствует формированию основ жизненной компетентности через погружение в социально-адаптированную среду и решение жизненных задач, это очень трудоёмкий и длительный процесс, но он работает на каждом уроке.
Хотелось бы закончить  словами:         Мы живем так, как можем, а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках. Хотелось бы закончить  словами:         Мы живем так, как можем, а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках.