Круглый стол
«Формирование жизненных компетенций по итогам
включенного наблюдения учебных занятий»
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ
оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной
мере к самостоятельному труду.
Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет,
рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями,
наблюдаются иждивенческие настроения.
Каждый учитель при подготовке к уроку, сталкивался с проблемой
определения жизненных компетенций и знает, что академический
компонент хорошо заметен на уроке и результат виден налицо, а
результат развития жизненных компетенций очень сложно выявить и
тем более увидеть.
Потому что формирование жизненной компетенции учащихся с
ограниченными возможностями здоровья это длительный процесс.
В образовании ребёнка с ОВЗ особое значение должно
придаваться развитию его «жизненной компетенции».
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как
овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас
необходимыми ребёнку в обыденной жизни.Наши дети уже в начальной школе начинают стряпать, готовить
различные блюда. Ребят учат самообслуживанию: стирать свои вещи,
уметь пользоваться утюгом, пришивать пуговицы. Одним из предметов,
на котором решаются социальные задачи, вопросы жизненной
компетенции является социально бытовая ориентировка.Учащиеся 12 класса изучают теорию и практику массажа.
Пациенты – ученики начальной школы или сами старшеклассники.
В доказательство того, что Ж/к – это долговременный
процесс, можно привести пример:
Недавно в школе состоялась встреча с нашим выпускником Игумновым
Олегом, который работает в данный момент в реабилитационном
центре г.Новосибирска массажистом. (зарплата)
человек со сложной судьбой, из неблагополучной семьи, сам себе
пробил дорогу в жизнь. Дал интервью ребятам – не нойте, не плачьте,
идите к намеченной цели. рукиэто ваш хлеб.
и к слову о выпускниках: к 65 летию школы откликнулись многие
выпускники из городов Иркутска, Новосибирска, Томска, УУ, Наши
выпускники работают на курортах Забайкальского края, в спортивных
сборных массажистами, т.е. предмет массаж, даёт путёвку в жизнь.
Успешность нашей работы зависит от того, какие методы
применяет учитель, создана ли система работы по формированию
социальнотрудовой компетенции, сформирована ли положительная
мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили
древние.
Школа, ориентированная исключительно на академические и
энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда
устарела, хотя академический компонент очень важен и к нему
предъявляются серьёзные требования.
Таким образом, по итогам посещения открытых уроков и занятий,
мы должны рассмотреть, на каких моментах урока проходило развитие
жизненных компетенций.
Представим жизненные компетенции в виде звезды.
Звезда – это многогранность возможностей и способностей и наш
урок тоже многогранен
первая компетенция: Свобода слова и мысли: свободно
говорить что думаешь, не боясь ошибиться!
Овладение навыками коммуникации : критерии:
• Умение решать актуальные жизненные задачи.
• Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, пожелание, опасения, завершить разговор.
• Использовать знания и умения в реальной речевой обстановке.
• Умение получать и уточнять информацию от собеседника и быть
понятым другим человеком.
• Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опыт других людей.
• Способствовать речевому развитию школьников, формированию
мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности
выражать и защищать свою позицию словом.Подведём итог по формированию навыков коммуникации: на уроках и
занятиях прослеживается речевое развитие школьников,
формирование мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников,
способности выражать и защищать свою позицию словом.
Чтобы в дальнейшем использовать знания и умения в реальной
речевой обстановке.
2 . Вторая жизненная компетенция раскр
ывает
демократический стиль общения учительученик, ученикученик=
СОТРУДНИЧЕСТВО!
Развитие адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах
в организации обучения; критерии:
•
Осознанное отношение к своим силам и возможностям
• Уметь пользоваться личными адаптивными средствами
• Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать
разногласия и конфликты; уметь договариваться.
• Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.
• Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый
образ жизни;
• Осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь;
желание самосовершенствоваться.Вывод:
Такая жизненно значимая компетенция как развитие представлений о
собственных возможностях и ограничениях проходит на уроках под
средством того, как ребёнок адекватно оценивает свои силы: возьмёт
карточку сложную или полегче…
3. Третья жизненная компетенция практическая значимость
полученных знаний.
Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни
критерии:
• Стремление к самостоятельности и независимости во время урока.
• Дальнейшее применение знаний для решения возникающих в повседневной
жизни проблем.
• Готовность попросить о помощи при затруднении.
• Формирование социальнотрудовой компетенции, положительной мотивации
обучения и интереса.
• Овладение навыками самообслуживания.
• Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать
на себя ответственность.
• Практическая значимость полученных знаний.
• Стремление порадовать близких.
Подведём итог по третьей жизненной компетенции:
Практическая значимость полученных знаний:
Вы заметили, что на одном занятии ребята овладевают навыками
самообслуживания, принимают посильное участие в разных областях
школьной жизни, на другом – стараются или постараются применить
полученные знания для решения возникающих в повседневной жизни проблем.4.
Четвёртая жизненнозначимая компетенция нравственно
эстетическая ориентация.
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей
Критерии:
• Умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а
помогать в исправлении ошибок.
• Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, просьбу.
• Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса.
• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт.
• Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
• Умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
• Расширение круга освоенных социальных контактов.
Итак, эта компетенция ориентирована на нравственноэстетический
потенциал.
умение взаимодействовать, помогать .Быть благодарным
Освоение соответствующих возрасту системы ценностей.
Т.о. это тоже одна из важных компетенций.
«Дифференциация и осмысление
5. Пятая компетенция:
картины мира и её временно-пространственной
организации»• Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих.
• Использование вещей в соответствии с их функциями.
• Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,
формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров,
концертов и др.
• Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
• Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.
•
Т.о.«Дифференциация и осмысление картины мира » предполагает
накопление опыта при освоении нового.
• Использование вещей в соответствии с их функциями очки, лупы. …
• Понимание собственной нужности
Умение накапливать личные впечатления
Итог всего : Познакомившись с представленным на площадке опытом
педагогов, сделаем вывод, что учебная и внеурочная деятельность,
способствует формированию основ жизненной компетентности через
погружение в социальноадаптированную среду и решение жизненных
задач, это очень трудоёмкий и длительный процесс, но он работает на
каждом уроке.
поднимите свои звёздочки, почти все грани заполнены, значит,
жизненные компетенции работают и формируются.
Хотелось бы закончить словами:
Мы живем так, как можем, а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. Это
действительно так, веь жизнь этих детей в наших руках.
спасибо за работу, молодцы!