презентация "Круглый стол"«Формирование жизненных компетенций по итогам включенного наблюдения учебных занятий»

  • Семинары
  • docx
  • 13.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол.docx
Круглый стол «Формирование жизненных компетенций по итогам  включенного наблюдения учебных занятий»         Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ  оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.  Воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной  мере к самостоятельному труду. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет,   рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями,  наблюдаются иждивенческие настроения.          Каждый учитель при подготовке к уроку, сталкивался с проблемой определения жизненных компетенций и   знает, что академический  компонент хорошо заметен на уроке  и результат виден налицо, а   результат развития жизненных компетенций очень  сложно выявить   и тем более увидеть.  Потому что формирование жизненной компетенции  учащихся с  ограниченными возможностями здоровья это длительный процесс.                   В образовании ребёнка с ОВЗ особое значение должно  придаваться развитию его «жизненной компетенции».  Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как  овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас  необходимыми ребёнку в обыденной жизни.Наши дети уже в начальной школе  начинают стряпать, готовить  различные блюда. Ребят учат самообслуживанию: стирать  свои вещи,  уметь пользоваться утюгом, пришивать пуговицы. Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, вопросы жизненной  компетенции  является социально­ бытовая ориентировка.Учащиеся 12 класса изучают теорию и практику массажа.  Пациенты – ученики начальной школы или сами старшеклассники.                В доказательство того, что Ж/к – это долговременный  процесс, можно привести пример:  Недавно в школе состоялась встреча с нашим выпускником  Игумновым  Олегом, который работает в данный момент в реабилитационном  центре г.Новосибирска массажистом. (зарплата)  человек со сложной судьбой, из неблагополучной семьи, сам себе  пробил дорогу в жизнь. Дал интервью ребятам – не нойте, не плачьте,  идите к намеченной цели. руки­это ваш хлеб. и к слову о выпускниках: к 65 летию школы откликнулись многие  выпускники из городов Иркутска, Новосибирска, Томска, У­У, Наши  выпускники работают на курортах Забайкальского края, в спортивных  сборных массажистами, т.е. предмет массаж, даёт путёвку в жизнь.          Успешность нашей работы зависит от того, какие методы   применяет учитель, создана ли система работы по формированию  социально­трудовой компетенции, сформирована ли положительная  мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили  древние.             Школа, ориентированная исключительно на академические и  энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда  устарела, хотя академический компонент очень важен и к нему  предъявляются серьёзные требования.           Таким образом, по итогам посещения открытых уроков и занятий, мы должны рассмотреть, на каких моментах урока проходило развитие жизненных компетенций.            Представим  жизненные компетенции в виде звезды.   Звезда – это  многогранность  возможностей и способностей и наш  урок тоже  многогранен               первая компетенция: Свобода слова и мысли: свободно  говорить что думаешь, не боясь ошибиться!             ­Овладение навыками коммуникации :   критерии: • Умение решать актуальные жизненные задачи. • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить  свои намерения, пожелание, опасения, завершить разговор. • Использовать  знания и умения в реальной речевой обстановке. • Умение получать и уточнять информацию от собеседника и  быть  понятым другим человеком. • Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный  опыт других людей. • Способствовать речевому развитию школьников,  формированию  мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.Подведём итог по формированию навыков коммуникации:  на уроках и  занятиях прослеживается речевое развитие школьников,  формирование мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников,  способности выражать и защищать свою позицию словом.  Чтобы в дальнейшем использовать  знания и умения в реальной  речевой обстановке.        2  .  Вторая жизненная компетенция раскр  ывает     демократический стиль общения учитель­ученик, ученик­ученик=  СОТРУДНИЧЕСТВО!                  Развитие адекватных представлений о собственных  возможностях и ограничениях,  о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в  коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и  созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах  в организации обучения;    критерии: •                   Осознанное отношение к своим силам и возможностям  • Уметь пользоваться личными адаптивными средствами • Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать  разногласия и конфликты; уметь договариваться.  • Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в  жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.   • Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый  образ жизни; • Осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь;  желание самосовершенствоваться.Вывод: Такая жизненно значимая компетенция как развитие  представлений о  собственных возможностях и ограничениях проходит на уроках  под  средством  того, как ребёнок адекватно оценивает свои силы: возьмёт  карточку сложную или полегче…         3. Третья жизненная компетенция ­  практическая значимость  полученных знаний.   Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в  повседневной жизни критерии: • Стремление к самостоятельности и независимости во время урока. • Дальнейшее применение знаний для решения возникающих в повседневной  жизни проблем. • Готовность попросить о помощи при затруднении. • Формирование социально­трудовой компетенции,  положительной мотивации  обучения и интереса. • Овладение навыками самообслуживания. • Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать  на себя ответственность.  • Практическая значимость полученных знаний. • Стремление порадовать близких. Подведём итог по третьей жизненной компетенции: Практическая  значимость полученных знаний: Вы заметили, что на одном занятии ребята овладевают навыками  самообслуживания, принимают посильное участие в разных областях  школьной жизни, на другом – стараются  или постараются применить  полученные знания для решения возникающих в повседневной жизни проблем.4.      Четвёртая жизненно­значимая компетенция ­  нравственно­ эстетическая ориентация.  Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей  Критерии: • Умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а  помогать в исправлении ошибок. • Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство,  благодарность, сочувствие, просьбу. • Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми  разного статуса. • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать  контакт. • Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть  благодарным за проявление внимания и оказание помощи. • Умение применять формы выражения своих чувств соответственно  ситуации социального контакта. • Расширение круга освоенных социальных контактов.                     Итак, эта  компетенция ориентирована на  ­  нравственно­эстетический  потенциал.      умение взаимодействовать,  помогать .Быть благодарным Освоение соответствующих возрасту системы ценностей. Т.о. это тоже одна из важных компетенций.    «Дифференциация и осмысление         5. Пятая компетенция: картины мира и её временно-пространственной организации»• Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения  опасности/безопасности и для себя, и для окружающих. • Использование вещей в соответствии с их функциями. • Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,  формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров,  концертов и др. • Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями  окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. • Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности  замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым  исследовательскую деятельность.  • Т.о.«Дифференциация и осмысление картины мира » предполагает  накопление опыта  при освоении нового. • Использование вещей в соответствии с  их функциями­ очки, лупы. … • Понимание собственной нужности  Умение накапливать личные впечатления              Итог всего :   Познакомившись с представленным на площадке опытом  педагогов, сделаем  вывод, что   учебная и внеурочная деятельность,  способствует формированию основ жизненной компетентности через  погружение в социально­адаптированную среду и решение  жизненных задач, это очень трудоёмкий и длительный процесс, но он работает на  каждом уроке.    поднимите свои звёздочки, почти все грани заполнены, значит,  жизненные компетенции работают и формируются.              Хотелось бы закончить  словами: Мы живем так, как можем, а дети с ОВЗ живут так, как мы им поможем. Это действительно так, веь жизнь этих детей в наших руках. спасибо за работу, молодцы!