Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии»
Исследование открытых уроков с
использованием педагогического
подхода Lesson Study
«Это у меня хорошо
получается»
Капин Артем Витальевич
Состав математического
КОУЧа:
• Корнеева Елена Владимировна
• Капин Артем Витальевич
• Меликова Мария Тагировна
Процесс изучения технологии
«Исследование урока»
• Пит Дадли (Pete Dudley) «Lesson
Study: руководство» (2011)
•
•
•
•
Department for Children, Schools and Families. (2008). Improving practice and
progression through lesson study: a handbook for head teachers, leading teachers and
subject leaders [Усовершенствование практики и достижение прогресса посредством
Lesson Study: руководство для старших преподавателей, учителейлидеров и
учителейпредметников]. London: DCSF.
Dudley, P. (2008). Lesson study in England: from school networks to national policy
[Lesson study в Англии: от школьных сетевых сообществ до государственной
политики]. Presented at the World Association of Lesson Studies Annual Conference,
Hong Kong Institute of Education.
Dudley, P. (2011). How Lesson Study orchestrates key features of teacher knowledge and
teacher learning to create profound changes in professional practice [Каким образом
Lesson Study определяет основное содержание знаний и обучения учителя для
создания значительных перемен в профессиональной практике]. Presented at the
World Association of Lesson Studies Annual Conference, Tokyo.
Trends in International Mathematics and Science Study. (1999). TIMSS 1999 assessment
results [Результаты по итогам оценивания международного исследования по оценке
качества математического и естественнонаучного образования 1999 года]. Retrieved
June 4, 2010
Процесс изучения технологии
«Исследование урока»
Для изучения процесса реализации
данного педагогического подхода в
нашей стране были изучены работы и
пилотных инновационных площадок по
теме «Профессиональные сообщества
Профессиональные сообщества
обучения как модель параллельного
обучения как модель параллельного
повышения уровня
повышения уровня
профессионального развития
профессионального развития
педагогов и качества
педагогов и качества
образовательного процесса».
образовательного процесса
Класс, на котором
проводилось исследование
7д
«Фокусные» ученики
Исследуемый ученик А
(Галкин Владимир)
Исследуемый ученик В
(Жумир Карина)
Исследуемый ученик С
(Мазур Александр)
Выбор системы оценивания
«фокусных» учеников
ЦЕЛИ
Цель обучения на данном Lesson Study:
•увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных
проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;
•увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно
происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в
реальности;
•понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально
удовлетворяло потребностям учащихся;
•реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального
сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь
учащимся в обучении.
•Использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.
Технология
Технология развития
критического
мышления
Цель технологии развития
критического мышления состоит в
развитии мыслительных навыков,
которые необходимы детям в
дальнейшей жизни (умение
принимать взвешенные решения,
работать с информацией,
выделять главное и
второстепенное, анализировать
различные стороны явлений).
Тема исследования
Тема Lesson Study:
• Развитие навыков ведения дискуссии
между учениками
• Развитие критического мышления
учеников
Первый урок
• Тема урока: «Первый и второй
признаки равенства треугольников»
• Особенность: высокая степень
включенности в урок при работе с
кластерами
Минусы: низкая степень
коммуникативных и лидерских
навыков обучающихся
Второй урок
• Тема урока: «Применение различных
способов для разложения на множители»
• Особенность: повышение
коммуникативных
навыков за счет
игрового аспекта урока,
оценка своих действий
• Минусы: не все активно
участвуют при групповой
работе
Третий урок
• Тема урока: «Уравнение с двумя переменными»
• Особенности: использование кластера, инсерта,
проведение практической работы позволило
максимально включить каждого обучающегося в классе
ВЫВОДЫ
В результате использования педагогического
подхода Lesson Study можно добиваться таких
образовательных результатов, как:
•умение работать с информацией в разных областях знаний;
•умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружающим;
•умение вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений;
•умение решать проблемы;
•способность самостоятельно заниматься своим обучением;
•способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с
другими людьми.