Личностно – ориентированное обучение –
это важнейший принцип воспитания и обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно – ориентированное образование - это образование, которое обеспечивает развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Суворовская
специальная(коррекционная)общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Личностно
ориентированное
обучение
Учитель русского языка и литературы
Ключникова Марина Вячеславовна
« Мои ученики будут узнавать новое
не от меня; они будут открывать это
новое сами. Моя главная задача
помочь им раскрыться, развить
собственные идеи».
Г. Песталоции.
Личностноориентированное
образование
Личность – это сложная самоуправляющаяся
система с огромным спектром различных качеств
и свойств.
Качества личности:
•
•
уровень темперамента;
уровень особенностей психических
процессов;
уровень опыта личности (ЗУН);
уровень направленности личности.
•
•
Личностно – ориентированное обучение –
это важнейший принцип воспитания и
обучение, которое во главу угла ставит
самобытность ребенка, его самоценность,
субъективность процесса учения.
Личностно – ориентированное образование
это образование, которое обеспечивает
развитие, саморазвитие и продуктивную
самореализацию личности ученика исходя из
выявления его индивидуальных особенностей
как субъекта познания и предметной
деятельности
Особенности личностно – ориентированного
подхода
в центре Ученик,
его цели, мотивы, интересы, склонности,
уровень обученности, способности,
развитие познавательных сил,
усвоение знаний, способы усвоения и
процессы мышления, развитие творческих
способностей.
Цель личностно –
ориентированного образования:
признание основной ценностью
образования становление личности как
индивидуальности (формирование и
развитие личности в соответствии с
природными способностями субъектным
опытом жизнедеятельности)
Личностно – ориентированное обучение
нацелено на:
• сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья;
• развитие ребенка как субъекта отношений
с людьми, миром, самим собой,
самореализация в образовательных видах
деятельности, поддержка
индивидуальности ребенка;
• формирование ключевых
компетентностей учащихся.
Отличия личностно
ориентированного урока от
традиционного
просматриваются в четырёх аспектах:
•
в организации самого урока и деятельности на нём;
• в иной позиции педагога по отношению к ученику и к
учебному процессу, к роли учителя в нём;
• в иной позиции самого ученика как субъекта учебной
деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и
выращивается субъектная позиция ученика);
в ином характере взаимоотношений между
учителем и учеником в учебном процессе.
•
•
Традиционный урок
Личностноориентированный урок
Материал однотипный
Материал разного типа, вида и формы
Преобладают задачи упражнения,
выполняемые по образцу (алгоритму)
Преобладают проблемные,
неоднозначные задания
Материал практически не отражает
различные источники получения
информации и не стимулирует к
самообразованию
Доля творческих заданий мала (это
дополнительный материал для
«сильных» учеников)
Имеется специальный вид материала:
справочноинформационный и
самообразовательный
Большое количество творческих заданий
или заданий с творческим продолжением
Чаще фронтальная или самостоятельная
работа
Используется материал, рассчитанный
на различные виды взаимодействия
учащихся по ходу урока (парная работа,
групповая)
Традиционный урок
Личностноориентированный урок
Класс делится учителем на «сильных»,
«средних», «слабых»
Разноуровневые задания различной
степени сложности для реализации
выбора
Личностно – ориентированное образование
включает следующие подходы:
дифференцированный
разноуровневый
индивидуальный
субъектно
личностный
дифференцированныйразноуровневыйиндивидуальный субъектноличностный
разноуровневый подход
— ориентация на
разный уровень сложности программного
материала, доступного ученику;
дифференцированный
подход
—выделение групп детей на основе внешней
(точнее, смешанной) дифференциации: по
знаниям, способностям, типу
образовательного учреждения.
разноуровневый подход дифференцированный подход
Выделяю 4 группы:
1 группа – дети выполняют задания
самостоятельно, опираясь на предыдущий опыт;
2 группа – учащиеся, которые допускают в
заданиях ошибки и нуждаются при работе в
помощи;
3 группа – учащиеся, которые выполняют задания
с трудом, ошибки не видят, плохо осознают
учебный материал;
4 группа – учащиеся, которые плохо поддаются
обучению.
Деление на группы – Павлова Н.П. «Педагогическая
дифференциация учащихся»
индивидуальный подход
— распределение детей по однородным
группам: успеваемости, способностям,
социальной (профессиональной)
направленности
(4 индивидуальные программы
5 класс – Фомин Михаил (письмо и чтение),
6 класс – Шумилин Антон,
8 класс – Кравцова Окс., Андрияничева М);
индивидуальный подход
на основе личностно –
ориентированного подхода:
Педагогические технологии
• игровые технологии;
• технологии развивающего обучения;
• проблемное обучение;
• технология уровневой дифференциации;
• технология индивидуального обучения;
• коллективный способ обучения
обучении:
• получает возможность взглянуть на себя
изнутри и извне;
Ученик при личностно – ориентированном
• сравнить себя с другими учащимися,
оценить свои поступки и поведение,
научиться принимать себя и других в
целом;
• вырабатывает силу воли, учится
управлять собой.
Таким образом, в личностно
ориентированной ситуации учащийся
рассматривается как личность
испытывающая потребность и
ориентированная на саморазвитие,
самореализацию. Учитель призван
обеспечить психологическое сопровождение
этого процесса в данной педагогической
ситуации. Личностное взаимодействие
обеспечивает активизацию личностных
функций учащихся.
Совокупность теоретических и
методологических положений,
определяющих современное личностно
ориентированное образование, представлено
в работах Е.В. Бондаревской, С В.
Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова,
А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С.
Якиманской и других исследователей.
Объединяет этих исследователей
гуманистический подход к детям,
«ценностное отношение к ребёнку и детству,
как уникальному периоду жизни человека».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.