Цель: познакомить педагогов с приёмами технологии развития критического мышления.
Задачи:
• познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
• показать практическую значимость использования данных приемов развития критического мышления:
• содействовать сплоченности коллектива.
• Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, аудиозапись рассказа И. С. Тургенева «Мы повоюем» в исполнении А. Попова.
• Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о приемах технологии развития критического мышления, педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.Тип файла Презентация Microsoft Office PowerPoint 97-2003 (.ppt)
Приложение Microsoft Office PowerPoint
Размер 2,96 МБ (3 112 960 байт)
Создан 2 ноября 2015 г., 19:43:41
Развитие
критического мышления
через чтение и письмо учащихся
начального общего образования
Я мыслю, значит,
я существую
Рене Декарт
Смысловое чтение это целенаправленно
организованный поиск информации в
прочитываемом тексте.
1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме
определенную познавательную (учебную) цель;
2) ученик владеет инструментарием информационного поиска в
рамках текста;
3) учение предполагает дальнейшее использование полученной
посредством чтения информации, то мы увидим, что от
«простого чтения» смысловое чтение отличается большей
долей критичности и характером целепологания.
22.01.18
2
Технология развития
критического мышления
«Думать критически означает проявлять
любознательность и использовать исследовательские
методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять
планомерный поиск ответов. Критическое мышление
работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а
вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое
мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в
общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что,
если?...». Критическое мышление означает выработку точки
зрения по определенному вопросу и способность отстоять
эту точку зрения логическими доводами. Критическое
мышление предусматривает внимание
аргументам
оппонента и их логическое осмысление»
к
Куртис Мередит, Чарльз Темпл, Джина Стилл
1
Стадия
вызова
(510 мин)
2
Стадия
осмысления
новой
информации
(2025 мин)
3
Стадия
рефлексии
(1015 мин)
Цель применения технологии
критического мышления
Научить детей применять эту
технологию самостоятельно, чтобы они
могли стать независимыми и грамотными
мыслителями и с удовольствием учились в
течение всей жизни
Приемы критического мышления
на стадии
«ВЫЗОВ»
«Верите ли вы, что…»
«Корзина идей»
«Таблица ЗХУ»
«Мозговая атака»
«Кластер»
Прием «Верите ли вы, что…»
предмет: окружающий мир
класс: 3
тема урока: «Почва»
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1 см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве,
разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
Высказывания
5
1
6
7
2
3
4
До чтения
После чтения
Прием «Корзина идей»
класс: 3
предмет: окружающий мир
тема урока: «Почва»
ПОЧВА – это….
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Прием «Таблица ЗХУ»
предмет: литературное чтение
тема: А. П. Чехов «Ванька»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим
узнать
У – что мы узнали, и
что нам осталось
узнать
Произведение
«Ванька» написал А.
П. Чехов
Это рассказ
Внешность, одежда,
жесты, походка
Ваньки
Обязанности Ваньки
Ванька писал письмо
дедушке в деревню
Обстановка
интерьер
Ванька жаловался на
тяжелый труд
Поведение
Поступки
Прием «Мозговая атака»
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1ом этапе (57 минут);
2. При обсуждении идеи не критикуются, но
разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая
формы работы
Прием«Кластер»
предмет: окружающий мир
тема: «Воздух»
класс: 3
Без вкуса
Без запаха
Без цвета
Неосязаемый
Свойства
воздуха
Сжимается
Имеет вес
Без формы
Проводит
звуки
Сохраняет тепло
Упругий
Правила работы
над составлением кластера
Не бояться записывать все, что приходит на ум.
Дать волю воображению и интуиции
Продолжать работу, пока не кончится время или
идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей
Приемы критического мышления
на стадии
«ОСМЫСЛЕНИЯ»
«Сводная таблица»
«Сюжетная таблица»
«Инсетр»
«Дерево предсказаний»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Чтение с остановками»
«Ромашка Блума»
Прием «Сводная таблица»
предмет: литературное чтение
тема: Л. Н. Толстой басня «Белка и Волк»
класс: 3
Волк
сонный
глупый
ленивый
злой
Белка
веселая
умная
игривая
добрая
Прием «Сюжетная таблица»
предмет: литературное чтение
Однажды
На заборе
Зацепился
Увидела
тема: Н. Носов «Заплатка
Где?
Когда?
Почему?
Кто?
Что?
Порвал
штаны
Ругала
Бобка
Мама
Ребята
Бобка
Прием «ИНСЕРТ»
«V» (уже знал)
«+» (новое)
«» (думал иначе)
«?» (не понял)
Поставьте значок
«V» на полях,
если то о чем вы
читаете
соответствует
вашему знанию
Поставьте
значок «+» на
полях, если то о
чем вы читаете
является для
вас новым
Поставьте «» на
полях, если то о
чем вы читаете для
вас
Поставьте значок
«?» на полях,
если то о чем вы
читаете для вас
представлялось
подругому, иначе.
не совсем
понятно.
Прием «Дерево предсказаний»
схематичная модель
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Как будут развиваться события после финала?
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
Таблица
«Тонких и толстых вопросов»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто? Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что если…?
Прием «Чтение с остановками»
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Критерии для отбора:
а) Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной
аудитории (в противном случае теряется смысл и логика
использования приема);
б) Динамичный, событийный сюжет;
в) Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте
отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку:
«первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту,
направленные на развитие у учащихся различных
мыслительных навыков.
Приемы развития критического
мышления на стадии
«РЕФЛЕКСИЯ»
«Синквейн»
«Диаманта»
«Шесть шляп»
«Фишбоун»
Прием «Синквейн»
Правила составления синквейна
Стихотворная форма из пяти строк
Строчка 1: (существительное)
Строчка 2: определение (2 прилагательных)
Строчка 3: действие (3 глагола)
Строчка 4: предложение, показывающее отношение к теме
Строчка 5: слово, связанное с первым словом, отражает сущность
темы
Прием «Синквейн»
На уроках русского языка
На уроках литературного чтения
Местоимение
Работящее, разностороннее
Указывает, не называет, помогает
Часто употребляется в речи
Заместитель
Щелкунчик
Отважный, добрый
Щелкает, побеждает, защищает
Даже игрушки умеют любить
Живой
На уроках окружающего мира
В работе со словарными словами
Колумб
Смелый, настойчивый
Путешествовал, открывал,
рассказывал
Он открыл Америку
Герой
Ученик
Воспитанный, умный.
Читает, узнает, умнеет
Я хочу хорошо учиться
Школьник
Прием «Диаманта»
А. Чехов «Ванька»
Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из
которых – понятия с противоположным значением
Строчка 1: (существительное)
Несчастье
Строчка 2: определение (2прилагательных)
Грязный, голодный
Строчка 3: действие (3причастия)
Строчка 4: ассоциации (4 существительных)
Строчка 5: действие (3 причастия)
Измученный, загнанный,
уставший
Горе, неудача, нужда,
безысходность
Ожидающий, мечтающий,
надеющийся
Строчка 6: определение (2 прилагательных)
Сытый, удовлетворенный
Строчка 7: тема (существительное,
противоположное по смыслу существительному
из первой строчки)
Счастье
Преимущества технологии
критического мышления
Повышается ответственность за качество образования.
Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объемом
информации; овладевают умением интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические
цепи доказательств.
Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно
работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может
быть составлен интересный, познавательный текст.