В презентации представлен опыт использования технологии интеграции на уроках математики для организации активной деятельности обучающихся. Для этого можно использовать интегрированные уроки: математика + физика, математика + химия, математика + биология, математика + информатика. Можно использовать отдельные приемы,которые позволяют продемонстрировать взаимопроникновение дисциплин, междисциплинарные связи
Важно сформировать на уроках математики целостное восприятие решаемой задачи, умение проводить выбор методов решения, перенос и использование знаний, умений, навыков с одной учебной дисциплины на другую, узнавание и применение фактов из смежных дисциплин (физика, химия, информатика, биология, черчение). Такой подход обеспечит активизацию деятельности обучающихся на уроке.
Технология интеграции на уроках
в целях организации активной деятельности
математики
обучающихся
Лысенко Белла Борисовна,
учитель математики
МБОУ «Расцветская СОШ»
2019
“…нет ни одной области
в математике, которая
когда либо не окажется
применимой к явлениям
действительного мира…”
Н.И. Лобачевский
Цель интегрированного
урока
•изучить эффективные методы и
приемы, которые позволяют
ученикам лучше усваивать
программный материал;
•активизация познавательной
деятельности обучающихся на
уроках
Задачи интегрированных
уроков
•возможность изучения материала по разным
предметам как единого целого
•способствовать активному и осознанному
усвоению учениками учебного материала;
•развивается умственная деятельность;
• развитии логического мышления, дает
возможность использовать в ходе обучения
современные интерактивные методики, позволяют
просто и объективно оценивать достижения
учащихся.
•появляется желание учиться», «формируются
положительные нравственные качества.
Интеграция
математического образования
• в математике и смежных дисциплинах изучаются
одноименные понятия (например, вектор в
математике и физике; координаты в математике,
физике, географии; уравнения в математике,
физике, биологии, географии),
• математические средства выражения зависимостей
между величинами (формулы, графики, таблицы,
уравнения, неравенства и их системы) находят
применение при изучении многих других дисциплин.
Средства и формы обучения для
интеграции знаний
• Интегрированный курс (элективные курсы,
курсы по
выбору, дополнительные учебные предметы и
так далее)
• Метапредметный урок
• Интегрированный урок
• Интегративное, компетентностно
ориентированное задание
• Межпредметная проблемная ситуация
• Межпредметные проекты
математикафизика
• «Измерение физических величин»
(математическая составляющая:
математические методы вывода формул;
физическая составляющая: физические
величины и способы их вычислений),
• «Способы вычисления объема тела»
Интегрированные уроки
(математическая составляющая: объём тела
вращения; физическая составляющая:
вычисление объёма тела физическими
методами), «Вектор в математике и физике»,
«Математические основы волновой оптики» и
др.).
Интеграция: математикахимия
• изучении химических явлений с
•
использованием математических моделей,
химические процессы –
дифференциальными уравнениями,
• изображение химических структур при
помощи графов и т.д.
Интеграция
биологии и математики
• изучение совокупности однородных
биологических процессов и объектов,
математическая составляющая – статистика;
• при изучении законов генетики
используются элементы теории
вероятностей;
• при изучении законов органического роста и
выравнивания – свойства прогрессий и др.
Межпредметная интеграция дает
возможность
•
ученику переносить способы действий с одних объектов на
другие, что облегчает учение и формирует представление о
целостности мира;
• активизировать мыслительную деятельность школьника,
заставляет искать новые способы познания учебного материала,
формирует исследовательский тип личности;
увеличить долю обобщающих знаний, позволяющих школьнику
одновременно проследить весь процесс выполнения действий от
цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап
работы;
увеличить информативную емкость урока;
•
• активизировать учебнопознавательную деятельность учащихся,
•
•
способствует снятию перенапряжения и утомляемости;
развитию творческого мышления учащихся, позволяет им
применять полученные знания в реальных условиях.
Метапредметные уроки
На метапредметном уроке осуществляется интеграция
математики с историей, астрономией, географией,
экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это
позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления,
связать уроки математики с жизнью, показать богатство и
сложность окружающего мира.
На метауроке у ребят появляется возможность создать не
только собственную модель мира, но и выработать свой способ
взаимодействия с ним.
Учителю метапредметный урок позволяет воспитывать у ребят
охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути
познания.
Новые функции педагога определяются необходимостью чётко
представлять структуру учебной деятельности и свои действия
на каждом этапе от возникновения замысла до полного его
осуществления.