Публикация является частью публикации:
Развитие связной речи детей
Связная речь – одна из важных составляющих речевого развития дошкольника. Что же такое связная речь?
Связная речь представляет собой развернутые высказывания, которые связаны между собою по смыслу, по структуре и обеспечивают общение людей.
Как же происходит развитие связной речи дошкольника в онтогенезе?
Простейшая форма связной речи – диалогическая речь начинает развиваться у ребенка третьего года жизни.
Ребенок третьего года участвует в диалоге, сначала отвечая на вопросы взрослого однословно, потом постепенно расширяя свои ответы.
К двум с половиной годам он все чаще становится инициатором общения и сам начинает задавать собеседнику вопросы. К трем годам жизни у малыша начинается развитие монологической речи.
Дошкольник четвертого года жизни овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, с помощью взрослого может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке.
Ребенком пятого года жизни используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь), он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, по-прежнему задает взрослым много вопросов.
Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.
Ребенок седьмого года жизни овладевает развернутой фразовой речью, основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста, выразительно рассказывает стихи.
Методика развития диалогической речи
Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи, таких качеств, как общительность, вежливость.
Для привлечения ребенка к диалогу можно использовать следующие приемы:
Одним из действенных приемов развития диалогической речи является беседа.
Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему.
В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
В методической литературе принято выделять следующие виды рассказывания:
рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, сравнительные и объяснительные описательные рассказы, сюжетные рассказы, рассказы по сериям картинок и по картинам, пересказ)
рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей)
творческое рассказывание (рассказывание по воображению).
Методика развития монологической речи. Обучение рассказыванию.
Описание представляет собой рассказ о каком-либо предмете, объекте, явлении и его признаках. Описательный рассказ имеет определенную структуру. Сначала называется предмет или объект, перечисляются его признаки, составляющие части, и в заключение рассказывается о применении, назначении предмета.
Рассказывание по восприятию – достаточно сложный вид речевой деятельности, самостоятельное изложение. Рассказывая, ребенок сам определяет содержание и выбирает речевую форму. Этот вид рассказа оказывает стимулирующее влияние на развитие ребенка, способствует развитию сенсорики, воображения, мышления.
Сравнительный и объяснительный рассказы
Сравнительный и объяснительный рассказы являются разновидностями описательного рассказа. Дошкольников учат составлять сравнительные рассказы о двух или нескольких предметах, имеющих ярко выраженные сходства и различия. Для составления объяснительного рассказа перед ребенком ставят какую-либо проблему: «Расскажи о волке и докажи, что это дикое животное
Сравнительный и объяснительный рассказы являются разновидностями описательного рассказа. Дошкольников учат составлять сравнительные рассказы о двух или нескольких предметах, имеющих ярко выраженные сходства и различия. Для составления объяснительного рассказа перед ребенком ставят какую-либо проблему: «Расскажи о волке и докажи, что это дикое животное
Сюжетный рассказ - это изложение событий, происходящих в определенной последовательности с определенным героем.
Сравнительный и объяснительный рассказы
Рассказывание по серии картинок и по картине
Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко использовались серии картинок и сюжетные картины. Для обучения дошкольников рассказыванию по сериям картинок и по картине применяются разнообразные приемы:
вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ, указание и т.п.
Структура занятия по обучению рассказыванию по картине
Структура занятия по пересказу текста
Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.
Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
Сообщение детям плана пересказа или совместное составление плана детьми.
Пауза для подготовки детей к ответам.
Пересказ текста несколькими детьми.
Обобщающий пересказ педагогом или одним из детей.
Оценка работы детей.
Методика обучения пересказу
Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить, что пересказ – это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включает в себя элемент творчества.
В саду
Мышки
Структура занятия по пересказу сказки
При обучении детей рассказыванию по памяти используются такие приемы, как демонстрация наглядного материала, беседа, вопросы; окончание детьми рассказа, начатого педагогом; указания, оценка работы детей и другие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.