Презентация на тему "Деятельностный метод обучения как основа организации учебной деятельности младших школьников"

  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • ppt
  • 06.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельностный метод обучения – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Может применяться при изучении любого предмета Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями Обеспечивает включение детей в деятельность Создаёт благоприятные условия дя разноуровневого обучения Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
Иконка файла материала Деятельностный метод обучения.ppt
Деятельностный метод обучения  как основа организации учебной  деятельности младших школьников 1
Основные задачи Основные задачи современного образования: современного образования: не просто вооружить не просто вооружить выпускни-ка выпускни-ка фиксированным набором фиксированным набором знаний, а сформировать у знаний, а сформировать у него умение и желание него умение и желание учиться всю жизнь; учиться всю жизнь; работать в команде; работать в команде; способность к способность к самоизменению и самоизменению и самореализации. самореализации. 2
Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай мне действовать самому,  и я научусь.           Китайская пословица 3
Деятельностный метод обучения – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности 4
Система дидактических принципов Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». 5
Основные положения технологии  деятельностного метода обучения Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. 6
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом 7
Реализация деятельностного метода   обучения  опирается на методы: 8
Учебная ситуация 9
Виды ситуаций Выбор Дается ряд готовых решений. Среди  них и неправильные. Надо выбрать  правильное. Неопределенность Неоднозначные решения ввиду  недостатка данных. Неожиданность Конфликт Несоответствие Вызывает удивление необычностью,  парадоксальность. Ситуация, рассматривающая  противоположности. Не «вписывается» в уже имеющийся  опыт и представления. 10
Сравнительная характеристика объяснительно­ иллюстративного и деятельностного метода обучения в  организации учебного процесса. Объяснительно­ иллюстративный Задаётся педагогом  Компоненты учебной деятельности  Цель – предполагаемый результат. Используются внешние мотивы. Мотивы – побудители к деятельности.  Выбираются педагогом Инвариантные, предусмотренные учителем.  Уровень усвоения  знаний.  Сравнение результативности с эталонами.  Средства – способы осуществления деятельности. Действия –  основной элемент  деятельности. Результат –  конечный продукт. Оценка –  цели. Деятельностный  В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.  Опора на внутренние мотивы.  Совместный с учащимися выбор Вариативные, возможность индивидуального выбора.  Позитивные внутренние личностные изменения  критерий достижения применения индивидуальных Самооценка на основе эталонов достижений 11
Преимущества деятельностного метода обучения • Может применяться при изучении любого предмета • Органично сочетается с различными современными  образовательными технологиями • Обеспечивает включение детей в деятельность • Создаёт благоприятные условия дя разноуровневого  обучения • Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов  усвоения понятий 12
Преимущества деятельностного метода обучения • Способствует формированию ключевых  компетентностей  учащихся:  ­ готовность к разрешению проблем,  ­ технологическая компетентность,  ­ готовность к  самообразованию,  ­ готовность к использованию информационных ресурсов,  ­ готовность к социальному взаимодействию,  ­ коммуникативная компетентность. 13
Преимущества деятельностного метода обучения • Позволяет осуществлять: ­ формирование мышления через обучение деятельности  (самоопределение, осознанное построение своей  деятельности по достижению цели ­самореализация,  адекватное оценивание собственной деятельности и ее  результатов ­ рефлексия); ­ формирование системы культурных ценностей и ее  проявлений в личностных качествах; ­ формирование целостной картины мира, адекватной  современному уровню научного знания. 14