Деятельностный метод обучения – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Может применяться при изучении любого предмета
Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями
Обеспечивает включение детей в деятельность
Создаёт благоприятные условия дя разноуровневого обучения
Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
Деятельностный метод
обучения
как основа организации учебной
деятельности младших школьников
1
Основные задачи
Основные задачи
современного образования:
современного образования:
не просто вооружить
не просто вооружить
выпускни-ка
выпускни-ка
фиксированным набором
фиксированным набором
знаний, а сформировать у
знаний, а сформировать у
него умение и желание
него умение и желание
учиться всю жизнь;
учиться всю жизнь;
работать в команде;
работать в команде;
способность к
способность к
самоизменению и
самоизменению и
самореализации.
самореализации.
2
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Китайская пословица
3
Деятельностный метод
обучения
– метод обучения, при
котором ребенок не
получает знания в готовом
виде, а добывает их сам в
процессе собственной учебно-
познавательной
деятельности
4
Система дидактических принципов
Принцип деятельности.
формирование личности
ученика и продвижение его в
развитии осуществляется
не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его
собственной деятельности,
направленной
на «открытие» им нового
знания.
Принцип целостного
представления о мире.
у ребенка должно быть
сформировано обобщенное,
целостное представление
о мире (природе - обществе
- самом себе), о роли и месте
каждой науки в системе наук.
Принцип творчества
(креативности).
предполагает максимальную
ориентацию
на творческое начало
в учебной деятельности
школьников,
приобретение ими
собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип вариативности.
предполагает развитие
у учащихся
вариативного мышления,
то есть понимания
возможности
различных
вариантов решения
задачи
и умения осуществлять
систематический
перебор вариантов.
Принцип непрерывности.
преемственность между
всеми ступенями
обучения на уровне
методологии,
содержания и методики.
Принцип минимакса.
школа должна
предложить
ученику содержание
образования по
максимальному уровню,
а ученик обязан усвоить
это содержание
по минимальному уровню.
Принцип
психологической
комфортности.
снятие по возможности
всех стрессообразующих
факторов
учебного процесса,
создание в школе и на уроке
такой атмосферы,
которая расковывает
детей и в которой
они чувствуют
себя «как дома».
5
Основные положения технологии
деятельностного метода обучения
Процесс обучения есть
всегда обучение
деятельности.
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя.
6
Характерной чертой
технологии деятельностного
метода обучения является
способность ученика
проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
7
Реализация деятельностного метода
обучения опирается на методы:
8
Виды ситуаций
Выбор
Дается ряд готовых решений. Среди
них и неправильные. Надо выбрать
правильное.
Неопределенность
Неоднозначные решения ввиду
недостатка данных.
Неожиданность
Конфликт
Несоответствие
Вызывает удивление необычностью,
парадоксальность.
Ситуация, рассматривающая
противоположности.
Не «вписывается» в уже имеющийся
опыт и представления.
10
Сравнительная характеристика объяснительно
иллюстративного и деятельностного метода обучения в
организации учебного процесса.
Объяснительно
иллюстративный
Задаётся педагогом
Компоненты
учебной
деятельности
Цель –
предполагаемый
результат.
Используются внешние мотивы.
Мотивы – побудители
к деятельности.
Выбираются педагогом
Инвариантные, предусмотренные
учителем.
Уровень усвоения знаний.
Сравнение результативности с
эталонами.
Средства – способы
осуществления
деятельности.
Действия –
основной элемент
деятельности.
Результат –
конечный продукт.
Оценка –
цели.
Деятельностный
В процессе проблематизации
обеспечивается внутреннее
принятие цели.
Опора на внутренние мотивы.
Совместный с учащимися
выбор
Вариативные, возможность
индивидуального выбора.
Позитивные внутренние
личностные изменения
критерий достижения
применения индивидуальных
Самооценка на основе
эталонов достижений
11
Преимущества
деятельностного метода
обучения
• Может применяться при изучении любого предмета
• Органично сочетается с различными современными
образовательными технологиями
• Обеспечивает включение детей в деятельность
• Создаёт благоприятные условия дя разноуровневого
обучения
• Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов
усвоения понятий
12
Преимущества
деятельностного метода
обучения
• Способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
13
Преимущества
деятельностного метода
обучения
• Позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности
(самоопределение, осознанное построение своей
деятельности по достижению цели самореализация,
адекватное оценивание собственной деятельности и ее
результатов рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее
проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной
современному уровню научного знания.
14