Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"
Оценка 4.7

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Оценка 4.7
Семинары
docx
окружающий мир
2 кл
09.04.2018
Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"
рмо.docx
на тему: «Кроссенс как приём развития креативного Мастер­ класс мышления» Подготовила: учитель начальных классов МКОУ «Бабяковская СОШ № 1» Бондарева Я. Н. 2018 «Кроссенс как приём развития креативного мышления» Мастер­класс Здравствуйте, уважаемые учителя.  Любая проблема выявляется на этапе диагностики. На первом этапе обучения у  учащихся моего класса была проведена диагностика «Первый шаг к результативности» по  следующим направлениям: мотивация, адаптация, психические процессы, уровень  развития.  Результаты, на которые стоило обратить внимание. № направления Проблема Место метки Результат ниже среднего 1 2 3 4 Мотивация Адаптация  Психические процессы (память) Уровень развития 80%          60%          50% 55% Мысленно поставьте галочку на строчке, где у нас совпали проблемы. Пересчитайте число   меток.   Запомните   их   число.   Так   как   общей   целью   образования   является формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно и творчески, прибавьте к своему числу меток ещё одну. Поднимите руки те, у которых их не меньше трёх… Значит вам стоит заинтересоваться технологией критического мышления (готовность к нахождению нестандартных решений). Именно она помогает решить все эти проблемы. Одним из приёмов критического мышления является приём «Кроссенс». Цель мастер­класса: Продемонстрировать использование  метода «Кроссенс» на уроках как  средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся. Теоретическая часть  Сегодня   мы   познакомимся   с   приёмом   креативного   мышления   под   названием «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла».   Этот   прием   разработан   нашими   соотечественниками   Сергеем   Фединым   ­ писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко ­ доктором технических наук, художником и  философом. Основной смысл создания  «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная   игра,   задание,   которое   предназначено   для   мотивации   к   учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.  Для   более   полного   понимания   работы   этого   приёма   проведём   подготовительное упражнение.  Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока  (корона блестит, а сороки любят всё блестящее). Практическая работа №1 Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких: Корона – солнце – сосна – топор – дрова –? Кроме цепочки слов, большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.  1­2 корона­солнце Рассуждения учителей:         золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой  и солнце такого же ярко­жёлтого цвета (1­ый вариант ответа). Это   то,   что   лежит   на   поверхности,   а   вам   надо   мыслить   масштабнее,   глубже.     Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах. Рассуждения учителей: видели на короле, царской особе, правителе;  человеке, который управляет государством, всеми людьми;  по приказу, по установленным законам которого живут;  перед которым преклоняются и преклонялись;  без   которого   многие   не   могли   представить   себе   жизни,   были   случаи,   когда   его боготворили,   т.е.  обожествляли   с   небесным   светилом   –   солнцем  («Князь Владимир ­ Красно Солнышко»);     того,  кто   приказа повелителя ослушается,  нарушит правила, того ждёт суровое наказание  (2­ой вариант ответа). 2­3 солнце­сосна     Рассуждения учителей: сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу,  к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.  Ускорим процесс рассуждения. 3­4­5­6 сосна­топор­дрова­?     Рассуждения учителей: Топор   –   это   орудие   труда,   которым   можно   срубить   дерево,   заготовить   дрова   и (закончите цепочку сами) развести…(огонь). Вернёмся ко всем  вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые  важные, «опорные» слова.  Вот ваши мудрые мысли. Притягивает   взгляд,   завораживает   своей   красотой,   управляет  людьми,  перед ним преклоняются, к нему тянутся, как к источнику света и тепла, без него не мыслят жизни, погибают.  Его боготворят, обожествляют с солнцем. Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание.  Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и   были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.  Попробуйте   одним   предложением,   можно   эмоционально­окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста. Как велико значение огня для человека?! На   каких   предметах   возможно   использовать   данную   ассоциативную   цепочку? (Окружающий мир, внеурочная деятельность) Т.е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.            При работе с этим приёмом мы затрагиваем и процесс комбинаторики. Важно также отметить, что  ассоциативное направление  является одной из  главных теорий в проблеме   изучения   памяти.   Без   этих   связей   невозможна   нормальная   психическая деятельность человека.  Пример из опыта работы Кроме   цепочки   слов,   большой   популярностью   в   последнее   время   пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, как для игры  "Крестики­нолики". Вот как бы выглядела наша цепочка про «огонь» в таблице. Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить   ассоциативную   цепочку.   Каждая   картинка   имеет   связь   с   предыдущей   и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. С ребятами на уроках нам   удобнее   рассматривать   связь   между   картинками   по   спирали,   улиткой.   В   качестве подсказки   дана   нумерация   квадратов.   Центральный   квадрат   является   целью   цепочки рассуждений. 1 8 7 2 9 6 3 4 5            Кроссенс на уроке литературного чтения: 1­ «Дом который построил Джек» (дом) 2­ «Кошкин дом»(пожар,огонь) 3­ «12 месяцев» (огонь, костёр) 4­ «Ноябрь» (из произведения круглый год) 5­ «Марка»(дата рождения, Маршак родился в ноябре 3 ноября в 1887г) 6­ «Почта» (Почтальон разносит конверты, на которых наклеены марки) С цыфрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке! 7­ «Человек рассеяный с улицы Бассейной» (улица) 8­ Улица имени С. Я. Маршака, Воронеж 9­ С.Я. Маршак Кроссенс на внеурочной деятельности «Уроки здоровья» 1­ Бег (сильные, накаченные ноги) 2­ Велоспорт(чтобы иметь накаченные ноги, нужно качать мышцы) 3­ Гантели­(Тренажёрный зал) 4­ Сказать нет вредным привычкам. 5­ Овощи и фрукты. (Правильное питание) 6­ Закаляйся, если хочешь быть здоров! 7­ Гагарин Юрий тоже закалялся и тренировался. 8­ Он первым побывал в космосе и вернулся на Землю. 9­ Здоровье.. Практическая работа №2.  Попробуйте в группах составить  «Кроссенсы» с помощью заготовленных картинок. (Задания в 2­ух группах на 2 минуты) Назовите тему «Кроссенса». Прошу приступить…  Пока   творческие   группы   работают,   разберём   ещё   несколько   необычных   способов прочтения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд, странных, но допустимых объяснений. Я для всех слушателей задам загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».   Что   это?  (Морковка)  А   теперь   постарайтесь   дать   как   можно   больше   своих нестандартных вариантов отгадок, но так, чтобы они не противоречили условиям загадки. (Свёкла, репка, Рапунцель, Комета,…)  Думаю,   что   мои   коллеги   готовы   представить   итог   своей   работы.     (Участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим «Кроссенс», и тот, который подразумевался его создателем). Спасибо большое! Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью   детей,   их   желанием   отвечать   и   самостоятельно   выполнять «Кроссенсы». Кроссенс моих жизненных ценностей: 1­ Россия – родина моя. 2­ Мой дом,моя семья частичка Родины, общества. 3­ Школа – мой 2­ой дом. 4­ В этои доме моя 2­ая семья, мой класс, мои детки. 5­ Они дети планеты Земля. 6­ Наш девиз: «Твори добро на всей Земле» 7­ Мы сами рисуем свою жизнь, а красками нам служат любовь дружба и вера в себя! 8­ Герб Новоусманского района. 9­ Я На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию   или   обобщить   добытые   учащимися   знания,   оригинально   подвести   итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).  Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они   могут   быть   составлены   по   теме   классного   часа,   праздничного   мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела. Вывод Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:   Научность: имеет научное обоснование;   Эффективность:  даёт   гарантированные   результаты   уже   с   первых   дней   их применения;   Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;   Универсальность:  применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;  Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления. А   это   значит,   приём   «Кроссенс»   помогает  формировать   все   виды   универсальных учебных действий. Спасибо за внимание! Памятка Алгоритм составления «Кроссенса»: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов ­ изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 ­ ый квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента. . Памятка Алгоритм составления «Кроссенса»: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов ­ изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 ­ ый квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента. Памятка Алгоритм составления «Кроссенса»: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов ­ изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 ­ ый квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента. Памятка Алгоритм составления «Кроссенса»: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов ­ изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 ­ ый квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"

Презентация на тему: "Мастер-класс "кроссенс" как приём развития креативного мышления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018