Презентация на тему: "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда используют формулировку методы исследовательской работы или проекта. В обосновании методов проведения исследования нужно указать: - методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.
Иконка файла материала Презентация Введение.pptx
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Занятие № 2
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ­ ЭТО СПОСОБЫ  ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.  ИНОГДА  ИСПОЛЬЗУЮТ  ФОРМУЛИРОВКУ МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИЛИ  ПРОЕКТА.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСЫВАЕТСЯ В РАЗДЕЛЕ  ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ  УЧАЩИХСЯ. ЧАСТО В ЭТОМ  РАЗДЕЛЕ ПРОВОДИТСЯ ПРОСТОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ МЕТОДОВ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
 В обосновании методов проведения  исследования нужно указать: ­ методы исследования, которые  использовались в исследовательской работе; ­ желательно пояснить Ваш выбор методов  исследования, т.е. почему именно эти  методы лучше подойдут для достижения  цели.  На каждом уровне работы исследователь  определяет используемые методы  исследования.
ВИДЫ МЕТОДОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ:
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ: ­ наблюдение ­ интервью ­ анкетирование ­ опрос ­ собеседование ­ тестирование ­ фотографирование ­ счет ­ измерение ­ сравнение
С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ ИЗУЧАЮТСЯ КОНКРЕТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, НА ОСНОВЕ  КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ГИПОТЕЗЫ.
МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО­ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ: ­ эксперимент ­ лабораторный опыт ­ анализ ­ моделирование ­ исторический ­ логический ­ синтез ­ индукция ­ дедукция ­ гипотетический
ЭТИ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО СОБРАТЬ ФАКТЫ,  НО ПРОВЕРИТЬ ИХ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ВЫЯВИТЬ НЕСЛУЧАЙНЫЕ  ЗАВИСИМОСТИ И ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО  УРОВНЯ: изучение и обобщение абстрагирование идеализация формализация анализ и синтез индукция и дедукция аксиоматика
ЭТИ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ПРОИЗВОДИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ СОБРАННЫХ ФАКТОВ, ВЫРАБАТЫВАТЬ ПОНЯТИЯ И  СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ ЗАПИСИ МЕТОДОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ:  Пример 1. Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики,  изучение СМИ, литературы.  Пример 2. Методы исследования: 1. теоретический: теоретический анализ литературных источников,  газет; 2. эмпирический: интервью, социологический опрос­анкетирование.  Пример 3. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной  литературы, периодических изданий об истории города из архивов и  фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где  происходили исторические события.  Пример 4. Методы исследования: 1. библиографический анализ литературы и материалов сети  Internet; 2. проведение замеров температуры; 3. системный анализ; 4. выделение и синтез главных компонентов.
 Пример 5. Методы исследования: ­ изучение и анализ литературы; ­ опрос школьников; ­ проведение замеров массы рюкзака; ­ анализ полученных данных.  Пример 6. Методы исследования: 1) Для начала составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная  энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров  и углеводов, потребляемых каждым учеником. 2) Результаты проведенного анкетирования обработаем при помощи компьютерной  программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику  изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.  В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые  названия: Пример 7. Методы исследования: 1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем  регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки  времени. 2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за  контактами животных с записью значками в таблицу. 3. Метод фотографирования. 4. Анализ полученных данных. 
ПРИМЕР  исследовательская работа  по учебной дисциплине  02. Литература.
Рассмотрим поэтапно, как  создается и реализуется проект в  форме исследовательской  работы. Исследовательский  проект, посвященный году  литературы.    1­й этап: разработка концепции  проекта исходит из заданной темы положения  – «Духовно­нравственные истоки русской  литературы»;
2­й этап: планирование проекта –  определение источников информации, способов сбора  и ее анализа. Выбираем секцию, в которой будем  работать «Русская классика в контексте мировой  литературы». Следующим этапом выбираем автора и  объект исследования – тексты произведений  классика мировой литературы Ф.М.Достоевского.  Выбираем метод исследования – сравнительно­ сопоставительный анализ произведений  Ф.М.Достоевского и зарубежных классиков XX  века: Стефана Цвейга, Франца Кафку и  Альбера Камю. Из этого формулируем тему  исследовательской работы «Влияние  произведений Ф.М.Достоевского на творчество  зарубежных писателей ХХ века (на примере  произведений С. Цвейга, А. Камю и Ф.Кафки)»
3­й этап: исследование проекта  включает в себя сбор источников информации,  выделение главных идей и тенденций,  которые будут определять ход работы. Из  темы проектной работы следуют цели, задачи  и методы исследования.   Целью данной работы было выявление  основных направлений мыслительной  деятельности Ф.М.Достоевского в  произведениях писателей западной мировой  литературы ХХ века.   Методом исследования был выбран краткий  сравнительный анализ текстов произведений  Ф.М. Достоевского и зарубежных писателей;
4­й  этап:  результаты и  выводы;
5­й этап: защита проекта состоялась в форме  публичной презентации на краевом конкурсе среди  студентов профессиональных образовательных  организаций;
6­й  этап: особого внимания  требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита)  проекта.  Завершение проекта включало подведение  итогов конкурса и награждение победителей и  призеров;   Данная проектная работа заняла 3 место на краевом конкурсе «Духовно­ нравственные истоки русской литературы» в номинации в номинации  «Русская классика в контексте мировой литературы».
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО СБОР,  ОБРАБОТКУ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ОБОБЩЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ ПО ВЫДВИНУТОЙ ПРОБЛЕМЕ, НО И  ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ, ДЕМОНСТРИРУЮЩЕЕ  АВТОРСКОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ,  ОРИГИНАЛЬНОЕ ЕЕ ТОЛКОВАНИЕ ИЛИ РЕШЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  осознанность в определении проблемы, выборе  темы проекта, практической направленности,  значимости выполняемой работы;  аргументированность предлагаемых решений,  подходов и выводов;  выполнение принятых этапов  проектирования, самостоятельность,  законченность;  качество изделия, его оригинальность;  уровень творчества, оригинальность  материального воплощения и представления  проекта;  качество и полнота в оформлении записей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ  ПРОЕКТОВ: качество доклада, полнота  представления работы,  аргументированность и  убеждённость; объём и глубина знаний по теме,  эрудиция, ответы на вопросы:  полнота, аргументированность; деловые и волевые качества:  ответственное отношение,  доброжелательность, контактность.
ВЫПИСКА ИЗ  ПОЛОЖЕНИЯ  ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ  ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
 5.1. Работа над проектом включает следующие этапы:  ­ подготовительный этап;  ­ планирование;  ­ аналитический этап;  ­ этап обобщения информации;  ­ этап представления полученных результатов работы  над проектом (презентация).  5.2. Подготовительный этап:  формулировка темы учебного проекта и тем  исследований обучающихся;  разработка основополагающего вопроса и проблемных  вопросов учебной темы.
 5.3. Планирование работы над проектом начинается с его  обсуждения, включающее обмен мнениями и согласованиями  интересов студента; выдвижение первичных идей на основе уже  имеющихся знаний; разрешение спорных вопросов.  Планирование включает:  определение источников необходимой информации;  определение способов сбора и анализа информации:  определение способа представления результатов (формы проекта);  установление процедур и критериев оценки результатов проекта.  Целями данного этапа являются:  ­ стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей  актуален метод мозговой атаки. Преподавателю следует по  возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске  идеи, направление работы по мере их высказывания, а также  выдвигаемые студентами возражения.  ­ определение общего направления исследовательской работы. Когда  определены все возможные направления исследований,  преподаватель предлагает студентам высказать свое отношение к  данным направлениям, затем совместно с преподавателем  разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение  литературы, отбор информации, выбор способа представления  результатов, оформление работы, предварительная проверка  руководителем проекта
 5.4. Аналитический этап, или выполнение проекта.  Это этап самостоятельного проведения исследования,  получения и анализа информации. Студент, в  соответствии с утвержденным графиком, представляет  итоги реализации плана выполнения индивидуального  проекта, реализуя следующие задачи:  сбор и уточнение информации (основные инструменты:  интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);  выявление и обсуждение альтернатив, возникших в  ходе выполнения проекта;  выбор оптимального варианта хода проекта;  поэтапное выполнение исследовательских задач  проекта;  анализ информации;  формулирование выводов.
 5.5. Этап обобщения информации – оформление результатов:   доработка проекта с учетом замечаний и предложений руководителя;  формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов;  анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач  и их причин);  подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных  результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет  с демонстрацией материалов, письменный отчет).  На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и  интеграции полученных знаний, умений, навыков; выстраивается общая  логическая схема выводов для подведения итогов. Это может быть:  рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов,  спектаклей; выпуск стенгазет, презентация в интернете и т.д.  5.6. Заключительный этап:   защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную  дисциплину;  результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам  рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской,  презентации обучающегося и отзыва руководителя.  На этом этапе студенты осмысливают полученные данные и способы  достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление  результатов. 
ОПРЕДЕЛИТЬ МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ. СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.