В данной презентации раскрываются методы обучения, их сравнительные характеристики. Что такое пассивный метод обучения, активный, интерактивный. Методы интерактивного обучения - дискуссия, игра, тренинг, метод проектов, анализ конкретных ситуаций. Раскрываются виды интерактивного обучения. Приводится алгоритм проведения дискуссии. описаны правила групповой работы.
Методы обучения
Как обеспечить становление личности, успешной в
профессиональной, общественной и личной жизни?
Как сформировать в школьнике навыки и качества,
дающие ему возможность эффективно
адаптироваться в современной жизни?
Как создать условия для всестороннего развития
способностей ребенка?
Как сделать обучение в школе творческим,
приносящим удовлетворение и ученикам и учителям?
Чем заменить устаревшее репродуктивное обучение?
Слово «метод» греческого
происхождения, означает
исследование, способ.
Философия рассматривает
метод как способ достижения
целей, определенным образом
упорядоченную деятельность.
Сравнительные характеристики различных
методов обучения
Решаемые задачи
Методы обучения
Учебно
Формирующие и развивающие задачи
познавательные
задачи
(формируют)
(развивают)
знания
умения
мышление
память
+ +
+
+
+
+
+ +
+ +
+ +
Словесные
Наглядные
Практические
Работа с книгой
Работа с мультимедиа
Учебные дискуссии
Самостоятельная
работа
Устный и письменный
контроль
++ решает очень хорошо
+ решает частично
– решает слабо
–
+
+ +
+
+ +
–
+ +
–
–
+
+ +
+
+
+ +
+ +
+
–
+ +
+
+
+
+
+
+
речь
+ +
–
–
+
–
+ +
+
+ +
Чтобы выяснить, каким методом учитель проводил урок,
достаточно задать ему не более трех вопросов.
Начальные условия
актуализировал
учитель
нет
модельный
Промежуточные задачи
сформулировал учитель
да
нет
да
Их
решения
дал
учитель
Их
решения
дал
учитель
нет
нет да
да
Объяснительно
иллюстративный
эвристический
программированный
проблемный
Пассивный метод обучения
Это форма взаимодействия учащихся и
учителя, в которой учитель является
основным действующим лицом и
управляющим ходом урока.
Связь учителя осуществляется посредством
опросов, самостоятельных, контрольных
работ, тестов и т. д.
Активный метод обучения
Это форма взаимодействия учащихся и
учителя, при которой учитель и учащиеся
взаимодействуют друг с другом в ходе урока
и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а
активные участники урока.
Активные методы обучения больше
предполагают демократический стиль
руководства.
программированного
Методы
обученияМетоды
проблемного
обучения
Интерактивный метод обучения
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивные ориентированы на более широкое
взаимодействие учеников не только с учителем, но и
друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место учителя в
интерактивных уроках сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение целей урока.
Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это
интерактивные упражнения и задания, в ходе
выполнения которых ученик изучает материал).
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в
общение, оно сохраняет конечную цель и основное
содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы
ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно
три основные задачи:
- познавательную;
- коммуникативно-развивающую;
- социально-ориентационную.
Интерактивный метод обучения позволяет:
- реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной
деятельности;
- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность
учащихся;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- исключить монологическое преподнесение учебного материала и
дублирование информации, которая может быть получена из доступных
источников;
- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции
учащихся.
Методы
интерактивного
обучения
Дискуссия
Игра
Метод
проектов
Тренинг
Анализ
конкретных
ситуаций
Виды интерактивного
обучения
1. Творческие задания
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных
ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового
информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также
в ней)
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по
обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и
дискуссионных проблем (а
также)
9.1 Проектный метод.
9.2 Шкала мнений.
9.3 Дискуссия.
9.4 Дебаты.
9.5 Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также)
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
задач и временных рамок;
Алгоритм проведения дискуссии:
1) установочное сообщение, определение
2) принятие правил дискуссионной работы;
3) деление на подгруппы и организация
работы в подгруппах;
4) пленарное обсуждение (предъявление
итогов групповой работы, вопросы на
понимание, уточнение, развитие
позиций);
образовательного эффекта, рефлексия и
определение перспектив).
5) подведение итогов (оценка
Правила групповой работы:
Каждый имеет право и
возможность высказываться
Высказывания аргументируются
Каждое высказывание выслушивать
и понимать
Запрет на монополию обсуждения
Критика идеи, а не личности
Культура и корректность
высказываний
Соблюдение порядка высказываний
Тренинг
является формой активного группового
взаимодействия участников и
ведущего;
обладает высоким развивающим
эффектом (коммуникативной,
поведенческой, интеллектуальной сфер
личности);
активизирует личностные ресурсы и
процессы личностного роста,
саморазвития человека (повышение
самооценки и уровня притязаний,
приобретение уверенности, снижение
агрессивности и т.д.).
Включение тренингов в учебный процесс
требует существенной адаптации в
качестве обучающей, а не
Игра
Сущностью игры является моделирование
реальных действий и отношений,
позволяющее игрокам познавать их
специфику, осваивать необходимые
умения и навыки, осознавать
закономерности отношений, поведения и
деятельности;
а также развивать важные личностные
качества, такие как способность к
целеполаганию, самоорганизации,
рефлексии, творческому самовыражению.
Анализ конкретных ситуаций
– это глубокое и детальное исследование
реальной или имитированной ситуации,
выполняемое для того, чтобы выявить ее
частные (неповторимые, особенные) и
общие (сущностные) характерные свойства.
В ходе анализа конкретных ситуаций из
частей собирается целое.
Обсуждение конкретных ситуаций
способствует формированию умений и
навыков обучающихся, достижению
образовательных задач и позволяет
осуществить выход на компетентностный
уровень обучения.
Метод проектов
ориентирует обучающихся на создание
образовательного продукта в ходе
решения актуальной проблемы, а не на
простое изучение определенной темы.
Работая в группах, школьники за
определенное время выполняют
деятельность комплексного характера
(познавательную, исследовательскую,
конструкторскую и др.).
Этапы проведения
интерактивных форм
Разминка
Объединение в группы
Организация учебной деятельности учащихся
в группе
Подведение итогов
Презентация групповых решений
Рефлексия
Объединение в группы
1. «по желанию»
+ учет межличностных связей школьников
- формирование групп, неравных по силе, поэтому
результаты совместной деятельности могут сильно
различаться
- может сложиться атмосфера, когда интерес к общению
вытесняет необходимость решения учебной задачи
- нет возможности общения с разными учащимися, умение
искать компромиссы, учиться строить отношения с разными
людьми
2. формировании групп самим учителем
3. формирование малых групп путем
случайного подбора
Нормы поведения
в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не
перебивая;
следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться
непосредственно по теме, избегая лишней информации;
если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы
«на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только
после этого делаются выводы;
каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан
помочь тому, кто обращается за помощью;
критикуются идеи, а не личности;
цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-
либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение,
узнав разные мнения по проблеме.
Возникающие ошибки
1. Уход от темы. Переход учебной игры в
развлекательную.
- Концентрация внимания на тему обсуждения;
- Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
- Завершить обсуждение;
- Фиксировать тему и цель урока на доске.
2. Нет навыков игровой деятельности.
- Более подробно объяснять условия;
- Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых
приемов к более сложным.
3. Затягивание дискуссии,
обсуждения
- Ввести и выполнять специальные правила;
- Установить временной барьер.
4. Ученик бездельничает или
вызывающе ведет себя
- Дать индивидуальное задание;
- Определить роль наблюдателя, члена жюри.
5. Нет активности
- Ввести проблемный вопрос или противоречие;
- Смена деятельности;
- Если от недопонимания, то уточнение.
6. Повышенная физическая активность
- Аутотренинг;
- Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
- Элемент неожиданности.
Методы обучения не могут быть плохими
были применены.
или хорошими, они могут лишь
соответствовать или не соответствовать
тем целям, для достижения которых они