Тема исследовательского проекта сформулирована следующим образом: «Проектная деятельность как средство развития логического мышления обучающихся». Актуальность данной тематики обусловлена рядом обстоятельств. А именно:
-Требования социального заказа актуализируют проблему подготовки творчески мыслящей личности, способной самостоятельно решать новые задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться, обладающей набором ключевых компетенций, метапредметных умений и навыков.
- Одним из важнейших метапредметных умений и одновременно атрибутом творческой личности современного человека выступает умение логически мыслить. Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек оперирует готовыми понятиями и логическими конструкциями.
Педагогический проект учителя
математики
филиала МБОУ Староюрьевской СОШ
в селе Мезинец
Евтеевой
Людмилы Анатольевны
Тема проекта:
«Проектная деятельность как
средство развития
логического мышления
обучающихся»
22
Актуальность проекта:
Требования социального
заказа
Умение логически мыслить как
метапредметное умение
Возможности математики для
развития логического мышления
Метод проектов
как средство развития
логического мышления
33
Противоречия:
между возросшими требованиями социального заказа и
недостаточным вниманием к формированию логического мышления
обучающихся в современной школе;
между возможностями, предоставляемыми использованием метода
проектов для развития логического мышления школьников, и
неразработанностью теоретической и методологической базы
данного процесса.
Проблема
исследования
Теоретическое осмысление и практическое
подтверждение значимости использования метода
проектов для формирования и развития
логического мышления обучающихся
44
Цель исследования:
обоснование целесообразности и
эффективности использования
проектного метода в преподавании
математики для формирования и
развития логического мышления обучающихся
55
Объект
Объект
исследования:
исследования:
процесс развития
процесс развития
логическоого
логическоого
мышления у
мышления у
обучающихся 8х
обучающихся 8х
классов.
классов.
Предмет
исследования:
развитие
логического
мышления путем
реализации
проектного метода
в обучении
математике.
66
Гипотеза исследования:
если активизировать использование
метода проектов в преподавании математики,
то развитие логического мышления
школьников будет идти успешнее и лучше.
77
Задачи проекта:
изучить и проанализировать состояние проблемы
изучить и проанализировать состояние проблемы
исследования в педагогической теории и практике;
исследования в педагогической теории и практике;
конкретизировать содержание и структуру понятий
конкретизировать содержание и структуру понятий
«мышление», «логика», «логическое мышление», «метод
«мышление», «логика», «логическое мышление», «метод
проектов»;
проектов»;
проанализировать влияние проектной деятельности на
проанализировать влияние проектной деятельности на
развитие мыслительной деятельности школьников и
развитие мыслительной деятельности школьников и
охарактеризовать её как средство развития логического
охарактеризовать её как средство развития логического
мышления;
мышления;
изучить пути и возможности развития логического
изучить пути и возможности развития логического
мышления с учетом специфики предмета «Математика» и
мышления с учетом специфики предмета «Математика» и
инструментальных возможностей проектного метода.
инструментальных возможностей проектного метода.
88
Методы исследования:
изучение и анализ литературы по
различным отраслям знаний:
педагогике, психологии, философии;
педагогическое наблюдение за
достижениями обучающихся;
констатирующий, формирующий и
контролирующий педагогические
эксперименты;
количественный и качественный
анализ результатов экспериментов;
исследовательские беседы с
обучающимися и родителями;
тестирование
99
Новизна проекта
В теоретическом плане:
уточнено содержание понятий «мышление»,
«логика», «логическое мышление»,
«метод проектов»
В практическом плане:
практически подтверждена и обоснована эффективность
применения проектной технологии в обучении математике
как одного из средств совершенствования процесса
формирования и развития логического мышления
у обучающихся;
отслежена и проанализирована тесная взаимосвязь
между использованием проектного метода
в обучении математике и решением задач современного
образования.
1010
Ожидаемые результаты:
проект позволит
показать эффективность применения проектных
технологий для развития логического мышления
обучающихся, необходимого для
последующей успешной деятельности;
значительно развить творческие способности детей;
проект создаст условия для
расширения пространства использования проектных
технологий в условиях образовательного учреждения;
развития у обучающихся способности
осуществлять основные элементы рациональной
умственной деятельности.
1111
Механизм реализации проекта:
1 этап
(этап констатирующего эксперимента):
(сентябрь 2012 г. – ноябрь 2012 г.)
2 этап
(этап формирующего эксперимента):
(декабрь 2012 г. – апрель 2013 г.)
(этап контролирующего эксперимента):
3 этап
(май 2013 г.)
1212
Диагностика исходного уровня
развития логического мышления:
ТЕСТЫ
1. «Формальнологическое мышление»,
2. «Логикоколичественные
отношения»,
3. Решение логических задач.
1313
Результаты диагностики:
1414
Средства развития
логического мышления:
Информационные монопроекты
Информационные монопроекты
(результаты в виде рефератов)
(результаты в виде рефератов)
«Теорема Виета»,
«Теорема Виета»,
«Простейшие решения систем уравнений
«Простейшие решения систем уравнений
методом Гаусса»,
методом Гаусса»,
«Пифагор: мифы и реальная история» и др.
«Пифагор: мифы и реальная история» и др.
1515
Средства развития
логического мышления:
Информационные моно индивидуальные и групповые
Информационные моно индивидуальные и групповые
проекты
проекты
(результаты в виде презентаций)
(результаты в виде презентаций)
«Математики Древней Индии»,
«Математики Древней Индии»,
«Теорема Пифагора»,
«Теорема Пифагора»,
«Н.И. Лобачевский: жизнь и научная деятельность»,
«Н.И. Лобачевский: жизнь и научная деятельность»,
«Теорема Фалеса»,
«Теорема Фалеса»,
«Статистика – наука, которая знает всё» и др.
«Статистика – наука, которая знает всё» и др.
1616
Средства развития
логического мышления:
Практикоориентированные
индивидуальные и групповые проекты
(результаты в виде буклетов, памяток и
памятки «Правила построения доказательств»,
т.д.)
«Приемы тренировки памяти»,
словарь математических терминов
«Математика от А до Я»,
буклеты «Великие русские математики»,
«Занимательные головоломки», и др.
1717
Результаты повторной
диагностики:
2020
Результаты повторной
диагностики:
2121
Трансляция опыта
проектной деятельности:
размещение материалов на сайте школы, на сайтах
«Сеть творческих учителей», «Открытый класс»;
выступления по теме исследования на педсовете,
заседаниях МО;
участие в форумах.
2222
Основной вывод:
поставленная цель – развитие логического
мышления обучающихся
с помощью метода проектов достигнута,
выдвинутая гипотеза о том,
что активизация использования проектной
технологии позволяет сформировать на
надлежащем уровне отдельные элементы
логического мышления,
доказана, поставленные
задачи решены.
2323
Список источников
1. Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в
современном мире / Б.В. Гнеденко. М., 1985. – 172 с.
2. Голиков, А. И. Теоретические подходы к феномену
«математическое мышление» / А.И. Голиков //
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus
3. Ильенков, Э. Школа должна учить мыслить / Э. Ильенков //
http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/ilenkov/2/
4. Леонтьев, А.Н. Логическое и психологическое мышление /
А.Н. Леонтьев // Журн. Вестник Московского университета серия 14:
Психология. 2003. №2 – С.418.
5. Никольская, И.Л. Учимся рассуждать и доказывать /
И.Л. Никольская, Е.Е. Семенов. – М., 1989. – 182 с.
obedinenii/library/formirovaniekommunikativnoikompetentsiimladshi
6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников /
К.Н. Поливанова. – М.. 2011. – 192 с.
7. Черкашина И.А. Проектная деятельность учащихся на уроках
математики // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php
2424