Презентация на тему: "Подготовка к сочинению- рассуждению по тематическому направлению "Честь и бесчестие" (русский язык, 11 класс)

Презентация на тему: "Подготовка к сочинению- рассуждению по тематическому направлению "Честь и бесчестие" (русский язык, 11 класс)

Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
15.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок 11 класс.doc
МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей­инвалидов г.Улан­Удэ » Учитель русского языка и литературы Зубкова Галина Петровна Урок   русского   языка   в   11   классе   по   подготовке   к   сочинению­рассуждению (тематическое направление «Честь и бесчестие») на тему  «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв) Цели урока: анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию   сочинения­ рассуждения;  формировать   умение   определять   основную   проблему   текста,   формулировать авторскую   позицию;   умение   создавать   систему   аргументов,   подтверждающих справедливость   выводов;   стимулировать   мыслительную   деятельность,   творческие способности; формирование гражданской позиции через  размышление о чести и бесчестии, и благородстве и подлости, о верности и предательстве. Оборудование: презентация, раздаточный материал                                                            Ход урока 1. Оргмомент Учитель:   3 Что:  1­знаем, 2­ хотим узнать, 3­ узнали Знаем: требования к оцениванию сочинения, композицию сочинения­рассуждения Хотим узнать:  Актуализация темы. Догадайтесь, каково тематическое направление нашего сочинения по следующим примерам. Известный ученый, археолог, историк, специалист в области античной культуры,  специалист по исламскому искусству и архитектуре. Хранитель и директор Пальмиры –  памятника ЮНЕСКО. Халед Асаад родился, жил и работал в Пальмире. Более 50 лет   посвятил изучению античности.. Именно Асаад возглавил всемирно известный музей под  открытым небом и заботился о сохранности сокровищ Пальмиры. В 2015 году он был  арестован боевиками ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в России),  которые требовали выдать им исторические артефакты знаменитой Пальмиры. Больше  месяца боевики пытали 81­летнего ученого, пытались заставить Халеда Асаада открыть  места, где были спрятаны ценные исторические сокровища. Халед Асаад стойко выдержал  пытки. Боевики казнили его, отрубили голову, затем повесили рядом с одной из колонн  знаменитой Пальмиры и устроили «фотосессию». В памяти сына Халеда Асаада остались  слова отца: «Я родился здесь и останусь в Пальмире, защищая ее. Даже если это будет  стоить мне жизни». «Я стар. Куда мне бежать и зачем? Пусть со мной произойдет то, что  происходит сейчас с моим народом».  Другой пример. Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904) – художник,  литератор, признанный мастер батальных сцен. Художник считал невозможным писать  батальные сцены, не участвуя в сражениях. Все свои полотна он создает на основе  увиденного и прочувствованного. Он говорил: «Правда требует правды». Написать  правдивую картину жизни можно, лишь увидев и осознав реальность. В.В. Верещагину было уже 62 года, когда он принял предложение командующего Тихоокеанской эскадрой С.О.  Макарова принять участие в походе флагманского броненосца «Петропавловск». Весть о  нападении японцев на русский флот вновь настойчиво позвала его в дорогу. В день гибели корабля художника заметили за зарисовкой видов, открывающихся с палубы  маневрирующего судна. Всего полторы минуты хватило подорвавшемуся на японских  минах «Петропавловску», чтобы скрыться в пучине Жёлтого моря, унося вместе с собой  тела Макарова, Верещагина и шестисот сорока человек команды. До конца своей жизни  художник своими картинами боролся  против войны. Он говорил: «Нужно не бояться  жертвовать своею кровью…»  Великий поэт А.С.Пушкин, защищал это нравственное понятие на дуэли с Дантесом. И мы знаем , что он поплатился за это жизнью.  А теперь объединим эти примеры и ответим на вопрос: каким же нравственным  понятием руководствуются люди в своих поступках? Его отстаивают, защищают, дорожат,  берегут, боятся потерять и готовы отдать за это жизнь. Предпочитают умереть, но это  сохранить.  Тематическое направление «Честь и бесчестие» Примерноые темы сочинений  « Береги честь смолоду»  Б) «Истинная честь не может терпеть неправду»      (Генри Филдинг). В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится       смерти» (Жан Жак Руссо) г)«Честь — это достоинство нравственно живущего человека»  (Д.С. Лихачёв) д)Честь и честность ум рождают, а  бесчестность его забирают.   Е) Что значит идти дорогой чести?   Ж) «Чести своей никому не отдам» З) «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.  И) Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?    «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв) Определимся с целью урока. Шаги на уроке. Найдите ключевые слова в цитате. Как вы понимаете эти нравственные качества? В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека:  быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём  предательства, лжи и лицемерия. Честь – человеческое достоинство, порядочность, благородство, доброе имя, прямота, верность слову, честность. «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» словарьВ. И. Даля). Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его  соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение.  Устойчивые словосочетания: долг чести, дело чести, суд чести.  Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое  как трагедия, бесславие, обида, позор, предательство.  Подберите определения к понятию честь: офицерская, военная, купеческая,  гражданская, мужская, женская, девичья, человеческая, личная… Вспомните пословицы о чести. Береги платье снову, а честь смолоду.  Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь.   Не кусок пирога, а честь дорога.  . Где честь, там и правда.  Всяк честен своими заслугами.  Всякому своя честь дорога.  Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит.  Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.  Честь тверда, в слове стойка.  Честь головой оберегают.  Лучше смерть на поле, чем позор в неволе. Бесчестье хуже смерти. .  По заслугам и честь.  Афоризмы Честь дороже жизни.  Шиллер Ф. Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.  Франклин Б. Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.  Шекспир У. Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.Корнель Пьер Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.Роллан Р. Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий. Мы не вправе жить, когда погибла честь. Корнель Пьер Вывод: Как же мы сможем охарактеризовать понятие «Честь»? 1. Вступление­ это тезис сочинения оно может  представлять собой 1) ­ Цепочку вопросительных предложений, которые призваны  зафиксировать внимание на  ключевых понятиях темы; ­В форме назывных предложений, которые отражают базовые  понятия будущего  сочинения; ­В форме риторических вопросов вопросительных по форме, но утвердительных по  содержанию; ­ В форме лирического вступления, представляющего личные впечатления, связанные с  темой Что такое честь? Почему она так ценится во все времена? Какие качества в человеке формирует честь? В чём различие между честью и бесчестием? Честь – это постоянное качество человека или оно проявляется только в определённых  ситуациях? Честь­это моральное качество каждого человека или особенность отдельных людей? Почему в одних и тех же обстоятельствах один ведёт себя как герой, а другой думает  только о себе? Рекомендуемая литература:  А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин»  Б.Васильев «Завтра была война»  М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»   И. С. Тургенев «Отцы и дети»  А. П. Чехов «Дуэль»   А. И. Куприн «Поединок»  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»  Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»  В.Распутин «Живи и помни»  В.Быков «Сотников»  Ч.Айтматов «И дольше века длится день»  М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» В В.Быков «Сотников» 1. Слово о писателе 2. Знакомство с исходным текстом Проблемная задача: объяснить смысл несостоявшегося названия повести «Два пути к  одной петле» (текст повести «Сотников» В.Быкова.) Работа с текстом Итак, объясните смысл несостоящегося названия «Два пути к одной петле» Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз  католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало  усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он  сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли,  которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это  не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. 2. Определите тему текста       3. О чем же этот текст?  4. Над какими вопросами размышляет автор?  ­Так какую же проблему поднимает автор?  (1 способ: В.Быков поднимает проблему предательства. Как становятся предателями? 2 способ: «Когда становится ясно, где слава, а где позор? (когда человек становится перед выбором жить подлецом или умереть, отстаивая свою честь) ­Сформулируйте   проблему,   используя   один   из   предложенных   вариантов.   Запишите ответ в тетрадь.  ­К какой категории относится проблема? (нравственная) С какой целью В.Быков вводит в эпизод гибели Сотникова маленького мальчика ?Как  ведут себя Р. И С. в плену? (Р. ловчит, пытается обмануть немцев. С. не идёт на  компромисс и пытается взять всё на себя, чтоб сохранить жизнь другим людям.) 1.Давайте сделаем вывод о нравственной позиции героев (как они поступают?): 2. Какие качества лежат в основе их поступков?           Сотников 1.Готов умереть, только бы спасти жизнь других  людей. Верен долгу перед Родиной.                Рыбак 1.Идёт на сделку с   врагом, чтобы спасти  свою жизнь. 2.В основе мужества Сотникова лежит сила духа,  чувство ответственности за жизнь других людей,  честность, принципиальность, бескомпромиссность. 2.В основе поступков – хитрость,  приспособленчество, ложь, лицемерие, страх  за свою жизнь, компромисс с совестью. В чём причина падения Рыбака?  (он  думал о себе, а не об окружающих его людях (не бросил больного Сотникова только  потому, что боялся осуждения товарищей, ) Вот как говорит об этом автор. В.Быков: «Мне думается, что причина падения Рыбака в его душевной всеядности,  несформированности… Нравственная глухота не позволяет ему понять глухоту падения.  Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить  не лучше, чем умереть…   В итоге — духовная гибель, которая оказывается горше и  позорнее физической гибели»  Можем ли из данных слов определить авторскую позицию? (духовная гибель,  горше и  позорнее физической гибели)  Согласны ли вы с мнением автора? В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные  проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей  силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить  жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”   Итог: Человек всегда может оказаться перед нравственным выбором: защитить свою честь и остаться верным своим принципам или навсегда потерять  собственное достоинство.  Сделка с собственной совестью ведёт к бесчестию.Перекликается ли это мнение с цитатой  сочинения? ­Актуальная  ли  эта  проблема  в  наши дни?   Что   делает   ее   актуальной?   (Да.   Мы начинали урок с жизненных примеров, подтверждающих эту мысль.) Дом.задание: написать сочинение по данной теме.
скачать по прямой ссылке