Для чего ученику портфолио? "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Нам всем придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
ПОРТФОЛИО
ПОРТФОЛИО
ПОРТФОЛИО
ПОРТФОЛИО
ученика начальной
ученика начальной
ученика начальной
ученика начальной
школы
школы
школы
школы
Планируемые
результаты начального
общего образования
Личностные результаты
• Самоопределение личности –
• Смыслообразование – поиск и установление
сформированность внутренней позиции
школьника, выражающиеся в принятии
гуманистически ориентированных норм и
правил, принятых в обществе, и реализации их
на практике.
личностного смысла (т.е. «значение для себя»)
учения на основе устойчивой системы учебно-
познавательных смыслов и социальных
мотивов; понимания границ того «что я знаю»,
и того, «что я не знаю», и стремления к
преодолению этого разрыва;
• Морально-этическая ориентация –знание
основных моральных норм и ориентация на
выполнение норм на основе понимания их
социальной необходимости; способность к
моральной децентрации – учёту позиций ,
мотивов и интересов, развитие этических норм
– стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения.
Основное содержание оценки
личностных результатов
• Сформированность внутренней позиции школьника, которая находит
отражение в эмоционально-положительном отгошении школьника к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности –
уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями;
• Сформированность основ гражданской идентичности - гордости за свою
Родину, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей
национальности, уважение культуры и традиций народов России, отказ от
деления на «своих» и «чужих»…
• Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, умении видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и
верить в успех;
самосовершенствованию своих способностей...
способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих
поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения, нарушения
моральной нормы.
• Сформированность мотивации учебной деятельности, стремления к
• Сформированность моральных норм и морально-этических суждений,
• В планируемых результатах, описывающих эту группу,
отсутствует блок «Выпускник научиться». Это означает, что
личностные результаты не подлежат итоговой оценке.
Данная форма оценки – оценка индивидуального прогресса
личностного развития учащихся. Такая оценка осуществляется
только по запросу родителей (или по запросу педагогов либо
администрации и при согласии родителей) –проводит психолог.
Процедуры и механизмы оценки
• Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка,
учителя, школьного психолога, администрации). Она
выражается в текущих отметках учителя, в результате
самооценки учащихся, в результате наблюдений учителя и
психолога, в промежуточной и итоговой оценках учащихся, в
решении педагогического совета школы о переводе
выпускника в следующий класс.
• Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними
по отношению к школе службами, уполномоченными вести
оценочную деятельность. Внешняя оценка может проводиться
в рамках:
1. государственной итоговой аттестации выпускников ( в
соответствии с законом «Об образовании» гос.итоговая
аттестация выпускников начальной школы не
предусматривается, поэтому прямое включение внешней
оценки в итоговую мл.шк. исключается!)
2. аттестации педагогических работников;
3. аккредитация ОУ;
4. мониторинговые исследования качества.
– Накопительная оценка – организация портфолио
учащегося (коллекция работ и результатов
учащегося).
• Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть
индивидуальный "портфель" образовательных
достижений - результаты районных, областных
олимпиад, интересные самостоятельные проекты и
творческие работы. Это очень важно при
определении готовности школьника к
углубленному изучению ряда предметов". (министр
образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда"
14.01.2003)
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной
накопительной оценки и, наряду с результатами
экзаменов, определять рейтинг выпускников
основной школы.
Нам всем придется привыкнуть к
• аттестат + портфолио = образовательный
формуле:
рейтинг выпускника школы
• Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в
течение всего периода обучения. Портфолио
является формой аутентичного оценивания
образовательных результатов по продукту,
созданному учащимся в ходе учебной, творческой,
социальной и других видов деятельности. Таким
образом, портфолио соответствует целям, задачам
и идеологии практико-ориентированного обучения.
Портфолио помогает решать следующие
важные педагогические задачи:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию
школьников;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели,
планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки и
возможности для успешной специализации.
• Как выглядит портфолио ученика
•
начальной школы?
Как правило, для создания портфолио
требуется папка "на кольцах" (обычная
или архивная), которая наполнена
файлами с перфорацией. Желательно
приобрести разноформатные файлы
для хранения документов или работ
формата А4, А5 и А3. Дополнительно
можно вложить разделители, которые
помогут структурировать папку по
разделам.
5. Возможный вариант составления
портфолио ученика начальной школы.
1. Примерная структура портфолио
РАЗДЕЛИТЕЛ
РАЗДЕЛ
Ь
ВКЛАДЫШ
ВКЛАДЫШ ВКЛАДЫШ ВКЛАДЫШ ВКЛАДЫШ
Титульный
лист
Мой мир
Моя учеба
Моя общественная
работа
Моё творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы и
пожелания
Работы, которыми
я горжусь
Содержание
Как и чем наполнить портфолио
ученика начальной школы
• ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию
(фамилия имя и отчество; учебное
заведение, класс), контактную
информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
•
•
•
•
•
•
•
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и
важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать
о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка
редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том,
что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или
составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его
интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную
вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы
на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог,
светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается
ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях
дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о
любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне
нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием
"Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о
каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов
посвящены конкретному школьному
предмету. Ученик наполняет этот
раздел удачно написанными
контрольными работами, интересными
проектами, отзывами о прочитанных
книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами
•
РАЗДЕЛ "МОЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ
РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок
учебной деятельности можно отнести к
общественной работе (поручениям). Может быть,
ребенок играл роль в школьном спектакле, или
читал стихи на торжественной линейке, или
оформил стенгазету к празднику или выступал на
утреннике… Вариантов очень много. Оформлять
этот раздел желательно с использованием
фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ
ТВОРЧЕСТВО"
•
В этот раздел ребенок помещает свои творческие
работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена
объемная работа (поделка), нужно поместить ее
фотографию. Родителям необходимо предоставить
полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке
или участвовала в конкурсе, также необходимо
дать информацию об этом мероприятии: название,
когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.
Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо
найти эту информацию. Если проводилось Интернет-
порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
•
В начальной школе дети принимают активное
участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают
музеи. Необходимо в завершение экскурсии или
похода предложить ребенку творческое домашнее
задание, выполняя которое, он не только вспомнит
содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления. Если в школе это не
практикуется, родителям имеет смысл прийти на
помощь учителю и разработать и размножить
типовой бланк "Творческого задания". В конце
учебного года возможно проведение презентации
творческих заданий с обязательным награждением
лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ"
•
Здесь размещаются грамоты, сертификаты,
дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости.
Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе
(похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать
расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И
ПОЖЕЛАНИЯ"
•
В портфолио ученика начальной школы этот раздел
включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает
самооценку ребенка, как положительная оценка
педагогом его стараний. К сожалению дневники
школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями
типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей
похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же
"Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио?
Например: "Принял активное участие в подготовке к
внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и
великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно
подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению
своих товарищей."
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк,
где учителя могут высказать свои рекомендации и
пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ,
КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
•
В начале нового учебного года необходимо
внимательно изучить портфолио,
проанализировать собранный в нем
материал. При переходе в старший класс
содержимое всех разделов надо полностью
обновить.
Менее значимые работы и документы
извлекаются (можно поместить в отдельную
папку), а то, что представляет бОльшую
ценность, размещается в специальном
разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ,
КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
• РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением
этого листа, так как его придется
обновлять довольно часто.
• Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает
работать над составлением портфолио, без помощи
родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Старайтесь с самого начала построить работу
ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал
определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование
личного отношения к полученным результатам и
осознание своих возможностей.