Одной из проблем, волнующих учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. В презентации приведены суть проблемного обучения, главная цель. Описана проблемная ситуация, приемы создания проблемной ситуации на уроках и во внеурочной деятельности в игровой форме. В завершении рассматриваются достоинства и недостатки проблемного обучения.Презентация о проблемном обучении младших школьников.
Проблемное обучение как
средство активизации
познавательной
деятельности учащихся
через использование
современных форм и
методов обучения
МАОУ СОШ № 90
Учитель начальных
классов
Макарова Л.Р.
Учебная мотивация
• За оценку За похвалу За
подарки
• на основе познавательного интереса
Как же построить урок, чтобы учесть особенности детей,
чтобы он стал любимым занятием наших учеников?
ИДЕИ
ЖЕЛАНИЕ
МЕРСТВО
МАСТЕРСТ
ВО
СПОСОБНО
СТИ
ИНТЕРЕС
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это ориентация
учебного процесса на потенциальные
возможности человека и их реализацию.
Суть проблемного обучения: ученик не
только усваивает конкретные знания и навыки,
но и овладевает способами действий,
обучается конструировать и управлять своей
учебной деятельностью.
Главная цель: обеспечить каждому ученику
такие условия для развития его личности,
чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.
Основное звено проблемного обучения:
проблемная ситуация.
Проблемная ситуация в
.
обучении
спланированное,
специально
задуманное средство,
направленное на
пробуждение
интереса у учащихся
к обсуждаемой теме.
Сущность понятия
«проблемная ситуация»
Проблемные ситуации
основаны на активной
познавательной
деятельности учащихся,
состоящей в поиске и
решении сложных
вопросов, требующих
актуализации знаний,
анализа, умение видеть за
отдельными фактами
В качестве проблемной
ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с
недостающими, избыточными,
противоречивыми данными, с
заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема,
правила решения);
различные точки зрения на один и
тот же вопрос;
противоречия практической
деятельности.
Типы проблемных
ситуаций
Проблемная ситуация возникает при
условии, если уч-ся не знают
способа решения поставленной
задачи, не могут ответить на
проблемный вопрос, дать объяснение
новому факту, т.е. определяется
недостаточность прежних знаний для
объяснения нового факта.
Проблемная ситуация возникает при
столкновении учащихся с
необходимостью использовать ранее
усвоенные знания в новых
практических условиях, однако
Приёмы создания
проблемной
ситуации
Противоречивые факты,
точки зрения
Разные мнения учеников
Задания невыполнимые
вообще
Задание не сходное с
предыдущим
Противоречие между
житейским
и научным фактами
С удивлением
С затруднением
Технология
проблемног
о обучения
на уроках
математики
Уровни проблемного
обучения.
1 уровень (высокий)
подсказки нет
2 уровень(средний)
1 подсказка
3 уровень(низкий)
2 подсказки
1 уровень
54 46 29 64
+
38 27 43 26
+
+
+
Рассмотри примеры. Составь
алгоритм вычислений. Вычисли.
Определи новый способ сложения
двузначных чисел с переходом
через разряд.
1
1
1
2 уровень
54 46 29 64
+
38 27 43 26
+
+
1
+
Рассмотри примеры.
Составь алгоритм вычислений.
Какое число получается при
сложении единиц? Оно однозначное
или двузначное?
Обрати внимание на подсказку.
Вычисли. Определи новый способ
сложения двузначных чисел с
переходом через разряд.
3 уровень
****+ ******** =
Найди значение графических
моделей.
1
1
1
54 46 29 64
38 27 43 26
+
+
1
+
+
Рассмотри примеры. Составь
алгоритм вычислений. Обрати
внимание на подсказку. Определи
новый способ сложения
двузначных чисел с переходом
через разряд.
Проблемные
ситуации,
возникшие
"с удивлением"
Тема «Умножение двузначного числа
на однозначное»
3, 8, 26, 18, 4, 54, 6.
3 • 7 = 21
26 • 7 = ?
8 • 7 = 56
18 • 7 = ?
4 • 7 = 28
54 • 7 = ?
6 • 7 = 42
Тема: «Порядок действий в
выражениях»
3 + 5 • 2 = 16 ?
3 + 5 • 2 = 13
(3 + 5) • 2 = 16
3 + (5 • 2) = 13
Проблемные
ситуации,
возникшие
"с
затруднением"
Измерьте
длину класса
шагами.
Почему
разные ответы?
Практическое задание, с которым до настоящего момента не
сталкивались.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника»
5 см
4 см
4 см
5 см
Найдите площадь.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 ( кв. см ) S = 5 х 4 = 20 (кв.см)
Проверим правильность выполнения задания с помощью
палетки.
Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание
выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение
проблемной ситуации
Умножение «палочками»
21х34=
• Шаг 1: карандаш, лист бумаги
6
• Шаг 2:
11
4
714
УСТНЫЙ СЧЕТ
12 х 13 = 156
(+)
12Х 13 =
(Х)
15
6
и
Достоинства
недостатки
проблемног
о обучения
Обеспечивает особый тип мышления, глубину
убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их
применение в практической деятельности.
Способствует формированию мотивации
достижения успеха, развивает мыслительные способности
обучающихся (Хекхаузен Х.).
Является наиболее перспективным (развивает
умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины
возникновения трудностей и проблем в деятельности,
спланировать и осуществить специальную деятельность по
преодолению этих трудностей . Эти способности являются
одними из базовых для современного специалиста).
• Требует больших затрат времени для усвоения одного и того
же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
– это:
Помните, что учитель
• свеча, которая светит другим,
сгорая сама;
• человек, который может
делать трудные вещи легкими;
• человек, который с добротой
выводит блуждающего на его
дорогу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!