Презентация на тему "Урок исследовательской деятельности"

  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • ppt
  • 07.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециали-зированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Иконка файла материала Урок исследовательской деятельности.ppt
Урок исследовательской  деятельности
АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ САВЕНКОВ, д.п.н., д.пс.н., профессор Исследовательское поведение в современном  мире  рассматривается не как узкоспециали­ зированная деятельность, а как неотъемлемая  характеристика личности, входящая в  структуру представлений о  профессионализме в любой сфере  деятельности. И даже шире – как стиль жизни  современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской  деятельности, его обучение умениям и  навыкам исследовательского  поиска становится важнейшей  задачей современного образования.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ –  ОДИН ИЗ  ВАЖНЕЙШИХ ИСТОЧНИКОВ  ПОЛУЧЕНИЯ РЕБЕНКОМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТ  важнейшую функцию – ФУНКЦИЮ РАЗВИТИЯ,  обеспечивающую АДАПТАЦИЮ к динамичному  окружению и являющуюся ГАРАНТИЕЙ ВЫЖИВАНИЯ  организма и вида в целом
                  Исследование – процесс поиска неизвестного,  новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В  отличие  от  проектирования  исследование  всегда  творчество,  и,  как  отмечает  А.И.Савенков,  «в  идеале  оно  представляет собой вариант бескорыстного поиска истины… При этом само новое знание, добытое в итоге исследования,  может  быть  как  полезным,  так  и  малополезным,  с  точки  зрения  общества,  и  даже  вредно  и  опасно».  Исследователь  зачастую не знает, что он получит в конечном результате.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕГОСЯ СПОСОБНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТВОРЧЕСКИ ОСВАИВАТЬ И ПЕРЕСТРАИВАТЬ НОВЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема: Растения. Цель урока: сформировать первичное представление о  растениях и их роли в жизни человека . Задачи образовательные: ввести  детей в новую тему;  развивающие: развитие творческих исследовательских  способностей учащихся через чёткое планирование своей  работы, развитие умения находить нужную информацию из  различных источников; умения обобщать данную информацию,  умения задавать и отвечать на вопросы; формирование умения   двигаться к намеченной цели;воспитательные: формировать  толерантность в отношениях учащихся  в группе; умение  распределять роли в общем деле и оценивать собственный  результат.
Оборудование: 1.  Карточки с символическими изображениями «методов  исследования»:   ! Подумать самостоятельно   Провести эксперимент  Понаблюдать Спросить у другого человека   Посмотреть в книгах   Связаться со  специалистом  Посмотреть по телевизору   Получить информацию у компьютера
2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных  детских исследований (не менее 10­12). Они могут быть по  теме урока.  3. Дополнительная литература по темам возможных детских  исследований. Желательно, чтобы данные темы  находились в различных сборниках.  4. Небольшие листочки для фиксации детьми полученной в  ходе исследования информации.
Ход урока. 1. Организационный момент. ­ Решить загадку  «Что здесь лишнее?»  (на доске  картинки с изображением объектов природы обозначающими  темы возможных детских исследований: берёза, дуб, бабочка,  подорожник, виноград, ель, одуванчик, яблоня, тростник)  ­   Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем  говорить? (о растениях). ­ Чтобы вы хотели узнать о растениях?
2. Определение проблем исследования.       На данном этапе проходит подготовка к исследовательской  деятельности. Класс выдвигает проблемы, а учитель  вывешивает или записывает их на доске. Например, 1. Какие растения растут в лесу? 2. Какие растения выращивает человек? 3. Какие растения помогают поддерживать здоровье человеку? 4. Какие растения опасны для жизни человека? И т.п. (не менее  10 проблем)     3.   Выбор темы. На данном этапе класс делится на группы.  Каждая группа определяется с темой своего исследования –  выбирается своя карточка (рисунок). Оставшиеся карточки  с рисунками, записи проблем убираются с доски.
4. Составление плана исследования. Ставится задача ученикам – получить как можно больше новых  сведений о том, что (кто) является предметом их  исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой  доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо  исследовать всё, что можно, собрать всю доступную  информацию и обработать её. Как это можно сделать?  (Учащиеся предлагают свои варианты. А учитель вывешивает  соответствующую карточку с символическим изображением.)  Подводящим диалогом надо добиться названия всех методов  исследования. В ходе коллективного обсуждения выстраивается план  проведения исследования в классе ­ путём выбора доступных  методов учащимся.  Например: 1.     1.  «Подумать самостоятельно». 2.     2.  «Спросить у другого человека». 3.     3.  «Узнать из книг».
5. Сбор материала. Для повышения информативности детского исследования и обучения  ребёнка умению систематизировать информацию можно предложить  определённый алгоритм систематизации полученных данных. Для  этого предлагается схема, способная стать специфическими ключами  к поиску. Например, 1.      Как называется? 2.      Где растёт? 3.       Основные особенности:  ­         вид; класс; отряд; семейство. 4.      Какую роль играет в жизни растений, животных?  5.      Как человек использует растение в своей жизни?   Работа по сбору информации. 1 – «Подумать самостоятельно». Каждый ребёнок фиксирует на  листочке (рисунком, словом, пиктограмой, цветом и т.п. символами)  то, что он знает об объекте. Затем в коллективном групповом  обсуждении отбирается та информация, которая не совпала.
2 –   «Спросить у другого человека». Здесь есть несколько  вариантов: из каждой группы выделяется по 1 человеку, который  идёт в другую группу за информацией; спросить у учителя; (если  в класс приглашены взрослые) спросить у взрослых и др.  варианты. Вся информация фиксируется на листочках. Затем в  коллективном групповом обсуждении отбирается та  информация, которая не совпала. 3 –   «Узнать из книг». Здесь также возможны варианты работы:  можно просто ограничиться просмотром иллюстраций, прочитать  отрывок одному из группы хорошо читающим ребёнком и др.  Новая информация фиксируется на листочках. 4.  возможности  предоставить  оборудование  для  проведения  эксперимента  каждой группе. Новая информация фиксируется на листочках. эксперимент».  При  ­  «Наблюдение  и
6.  Обобщение полученных знаний. Теперь собранные сведения надо проанализировать и  обобщить. Учащиеся в группе раскладывают листочки и  выделяют вначале главные, затем второстепенные  сведения.  Выстраивается рассказ ­применяется метод работы с  деформированным текстом.
7.  Сообщение докладов. Как только информация обобщена, делается  сообщение одним из представителей группы. После  выступления исследователей – завершения доклада,  надо обязательно устроить его обсуждение, дать  слушателям возможность задать вопросы.  Естественно, что процесс обсуждения нуждается в  умелом руководстве педагога.  8.  Итог урока.