Презентация была подготовлена для выступления на конференции учителей начальных классов. Тема очень актуальная для учащихся начальной школы. В презентации представлены личные наработки, фотографии из опыта работы. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Материалы данной презентации помогут в работе педагога.
Формирование читательской
компетентности учащихся начальной
школы
Подготовила: Корыстина Т. В.
учитель начальных классов
МКОУ «Новоусманская СОШ №2»
Чтение детей – это ключ к жизни
Чтение детей – это ключ к жизни
в информационном обществе.
в информационном обществе.
читательская
читательская
пассивность
пассивность
детей
детей
Цели ФГОС
начального
образования по
литературному
чтению
Основные цели
Приоритетная
цель
Овладение базовыми
навыками чтения
Развитие
творческих и
познавательных
способностей
Обогащение
нравственного
опыта
Формирование
читательской
компетентности
Читательская компетентность
определяется:
– владением техникой чтения;
– приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения;
– знанием книг и умением их
самостоятельно выбирать;
– сформированностью духовной
потребности в книге как средстве
познания мира и самопознания.
4
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ
НАЧИТАННОСТЬ
УМЕНИЕ
РАБОТАТЬ С
КНИГОЙ
НАВЫКИ И УМЕНИЯ
СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
ЧТЕНИЯ
УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ;
ВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ
ЧТЕНИЯ(ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ,
ПОИСКОВОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ )
Используемые приёмы:
чтение слоговых таблиц
Речевые разминки, игровые упражнения на
развитие артикуляции, чтение фраз с различной
интонацией, силой голоса.
Чтение в парах, работа со
скороговорками и т.д.
НАЧИТАННОСТЬ
ЗНАНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ
ПОНЯТИЯХ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
ЗНАНИЕ КНИГ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ КРУГА
ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЁМЫ:
ведение читательских дневников,
тетрадей по чтению
Изготовление собственных обложек к
произведениям, книжекмалышек, стенгазет
Проведение конференций, литературных
викторин, праздников, инсценировка
произведений.
Умения работать с книгой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР КНИГ ПО ЖАНРАМ,
АВТОРАМ, ТЕМАМ;
ЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КНИГ;
(РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ, СПРАВОЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕК)
НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОБСТВЕННО
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие, интерпретация и оценка
художественного произведения (на
доступном школьникам каждого года
обучения уровне)
Разносторонняя работа с текстом
Приемы работы :
Приемы активного чтения
Приемы активизации ранее полученных
знаний
Приемы графической организации
учебного материала
Приемы, требующие творчества
учащихся
Методы и приемы, используемые при
групповой работе
Методы и приёмы работы с текстом
иллюстрирование
Книжки
самоделки
драматизация
Лепка и
аппликация
Виды
Творческих
работ
рассказывание
инсценирование
интегрирование
Важно, чтобы ученики:
– думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своим
жизненным опытом;
– старались поступать в
соответствии с воспринятыми
нравственными нормами.
Читательская компетентность
учащихся начальной школы – это
прочтения книги.
сформированная у детей
способность к целенаправленному
индивидуальному осмыслению книг
до чтения, по мере чтения и после