«Хороший учитель –
не тот, кто хорошо учит,
а тот, кто сам учится»
(Народная мудрость)
«САМООБРАЗОВАНИЕ:
целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая
самой личностью;
приобретение систематических
знаний в какой-либо области науки,
техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования –
интерес занимающегося в органическом
сочетании с самостоятельным изучением
материала.»
(Педагогический словарь)Самообразование
это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.
А.Г. Мысливченко,
И.Л. Наумченко
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
Имени Героя Российской Федерации
Дмитрия Леонидовича Рычкова
Шура Наталья Викторовна,
учитель МАОУ СОШ №10
РГО СО
г. Реж 2016
«Воспитатель и
учитель должен
находить сильный
стимул к истинному
самообразованию
в себе самом и в своём
призвании.»
А. Дистервег
(Немецкий педагог)
(1790 – 1866)
Самообразование педагога
«Хороший учитель –
не тот, кто хорошо учит,
а тот, кто сам учится»
(Народная мудрость)
«САМООБРАЗОВАНИЕ:
• целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая
самой личностью;
• приобретение систематических
знаний в какойлибо области науки,
техники, культуры, политической жизни и
т.п.
В основе самообразования –
интерес занимающегося в органическом
сочетании с самостоятельным изучением
материала.»
(Педагогический словарь)
это высшая форма самовыражения личности, в которой
адекватно участвуют все физические и духовные силы
человека; это вид творческой деятельности, в процессе
которой
человек, саморазвиваясь и самоизменяясь,
создает не только духовные, но и материальные ценности,
обладающие как объективной общественной,
так и
субъективной значимостью.
А.Г. Мысливченко,
И.Л. Наумченко
•Попутное самообразование. Занимаясь
целенаправленной деятельностью, человек
узнает что-то новое, позволяющее ему
использовать эти знания и умения дальше.
•Целенаправленное самообразование -
ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ
•Самоцельное самообразование - это
определенный вид деятельности, который
провоцирует и создает мотивы у человека
для устойчивого интереса и освоения
знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
связано с тем, что человек сам ставит себе
цель в определенной области. Эта цель
определяет дальнейшие шаги, поиск
средств для реализации цели,
самостоятельность в постановке задач, в их
решении и в анализе результатов.
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим
человеком;
4. Необходимо для совершенствования
какихлибо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку,
выступлению, родительскому собранию, классному часу,
общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает
необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий
человек не сможет из года в год работать по одному и тому же
пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть
интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и
педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в
первую очередь отражаются на учениках, формируют их
мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ
учителя как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в
школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или
классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у
администрации, методического совета, отдела образования, он имеет
больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его
«хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение
аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже
звания и правительственные награды – все это зависит от
квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых
знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!
Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно
учиться ! Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя:
• профессиональное (предмет преподавания)
• психологопедагогическое (ориентированное на
учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния,
лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы,
методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационнокомпьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научнопопулярная,
публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
видео, аудиоинформация на различных носителях;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом; мастерклассы; уроки
коллег;
работа в творческих группах;
курсы повышения квалификации;
путешествия;
Формы
самообразования
Групповая
Участие в работе ШМО,
семинаров,
практикумов, курсов
повышения
квалификации
Индивидуальная
читать, изучать,
апробировать,
анализировать,
наблюдать и писать.
Процесс самообразования учителя:
•Посещать уроки коллег и участвовать
в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии
и педагогики
• Систематически интересоваться событиями
современной экономической, политической
и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой
и общей культуры
Технология организации самообразования
1 этап – установочный. Формулирование цели работы,
личной темы, осмысление последовательности своих
действий.
2 этап – обучающий. Знакомство с психолого
педагогической и методической литературой по выбранной
теме.
3 этап – практический. Накопление педагогических фактов,
их отбор и анализ, проверка новых методов работы,
постановка экспериментов.
4 этап – теоретический. Осмысление, анализ и обобщение
накопленных педагогических фактов.
5 этап – итогово – контрольный. Подведение итогов
самостоятельной работы, обобщение, наблюдения,
оформление результатов.
разработка комплекта электронных уроков, объединенных
предметной тематикой или методикой преподавания;
создание главы или страницы электронного учебника;
выработка методических рекомендаций по применению новой
информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным,
новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер
классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
«Учитель живёт до тех пор, пока
учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель».
К.Д.Ушинский
(Русский педагог, писатель,
основоположник научной
педагогики в России)
Компоненты готовности педагога к
самообразованию
Когнитивный
Базовая
культура
личности,
Профессиона
льные знания
и умения их
применять
Мотива
ционный
Осознание
личной и
общественной
значимости
непрерывного
образования
Организа
ционный
Умение
выбрать
источники
познания и
формы
самообразован
ия
Нравственно
волевой
Любознатель
ность,
критичность,
трудоспособ
ность
Определите свой уровень
профессионального роста РавичЩербо И. В.
(российский психолог, одна из основоположников
отечественной генетической психологии)
Нулевой уровень слабая методическая подготовка.
1й уровень стабильные результаты при использовании
традиционных программ и учебников.
2й уровень применение новых технологий обучения.
3й уровень разработка новых форм учебных занятий.
4й уровень разработка новых методик при частичном
изменении
содержания.
5й уровень изменение содержания курса без изменения
идеологии предмета.
6й уровень создание авторского курса с изменением
целевой и содержательной части.
7й уровень создание авторского курса, не имеющего
аналога, но востребованного социальным заказом и
образовательным учреждением.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает
личный план работы над поставленной перед собой
проблемой.
В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе
работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ
(ПРОБЛЕМОЙ)
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно
методической работы:
•ознакомление с литературой;
•ознакомление с нормативноправовыми документами;
•изучение прогрессивного педагогического опыта по
проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством
литературных источников:
•составление картотеки литературных источников;
•выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта
плана индивидуальной научнометодической работы
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы;
разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий
педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической
деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы
над научнометодической темой (проблемой), формулирование
выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных
результатах перед коллегами.
технологии;
практике;
•результаты, которые могут быть получены после ее применения на
Программа самообразования педагога
1. Учитель должен знать:
•историю возникновения технологии;
•теоретическое обоснование новых результатов;
•проблемы, которые могут быть решены с помощью данной
•методы и приемы, используемые в данной технологии;
•методы и приемы работы учащихся;
•этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2. Учитель должен уметь разработать:
•рабочие программы;
•календарнотематическое планирование;
•планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией,
учебные модули и раздаточный материал к ним;
•содержание учебных проектов;
•задания для учеников к учебным проектам; контроля, тестовые
•контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
•методы и приемы новой технологии;
•проводить учебные занятия различных типов;
•анализировать занятия и вскрывать недостатки;
•обучать учащихся новым приемам учебной
деятельности;
•проводить самоанализ;
•оценивать результативность использования
новой технологии, применяя методы педагогической
диагностики;
•осуществлять контроль за самостоятельной
работой учащихся и др.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать
отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Формами отчетных работ могут быть:
• обобщение опыта;
• доклад;
• сбор и анализ отчетной документации;
• презентации результатов работ перед педагогическим
сообществом.
Пояснительная записка (схема написания):
проблема;
тема;
цели и задачи;
основные формы и методы работы;
прогнозируемый результат.
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать
в течение дальнейшей жизни, и знает способ и
средства, как он это может осуществить в качестве
индивидуума, воздействующего на мир».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Никогда не останавливайся! …
Лишь до тех пор являешься способным
начать образование других, пока
продолжаешь работать над собственным
образованием и видишь в самой школе, в
общении с детьми и преподавании главное
образовательное средство.
Таким образом, чем больше информации, методов и
инструментов в своей работе использует учитель, тем
больше эффект от его работы.
Самое главное – это желание учителя работать
над собой и способность учителя творить, учиться,
экспериментировать и делиться своими знаниями и
опытом, приобретенными в процессе самообразования,
улучшая качество образования обучающихся.
«Даже если вы на правильном пути,
вы не сможете на нем удержаться,
если будете просто стоять на месте»
Уилл Роджерс