Презентация на тему:«Самообразование педагогов - один из факторов повышения качества образования обучающихся»

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Хороший учитель – не тот, кто хорошо учит, а тот, кто сам учится» (Народная мудрость) «САМООБРАЗОВАНИЕ: целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (Педагогический словарь)Самообразование это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью. А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко
Иконка файла материала ДОКЛАД Шура Наталья Викторовна.ppt
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10"    Имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова                                                                                                                                                                  Шура Наталья Викторовна, учитель МАОУ СОШ №10                                                                                                                                                                             РГО СО           г. Реж 2016
«Воспитатель и                       учитель должен  находить сильный   стимул к истинному  самообразованию   в себе самом и в своём   призвании.»                       А. Дистервег (Немецкий педагог)    (1790 – 1866)
Самообразование педагога         «Хороший учитель –   не тот, кто хорошо учит,   а тот, кто сам учится»    (Народная мудрость)
«САМООБРАЗОВАНИЕ:  •  целенаправленная познавательная    деятельность, управляемая    самой личностью;  •  приобретение систематических     знаний в какой­либо области науки,     техники, культуры, политической жизни и  т.п.                    В основе самообразования –            интерес занимающегося в органическом           сочетании с самостоятельным изучением           материала.»                               (Педагогический словарь)
это  высшая  форма  самовыражения  личности,  в  которой  адекватно  участвуют  все  физические  и  духовные  силы  человека;  это  вид  творческой  деятельности,  в  процессе  которой  человек,  саморазвиваясь  и  самоизменяясь,  создает не только духовные, но и материальные ценности,  обладающие  как  объективной  общественной,  так  и  субъективной значимостью.                                                                           А.Г. Мысливченко,                                                                                    И.Л. Наумченко
•Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше. •Целенаправленное самообразование - ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ •Самоцельное самообразование - это определенный вид деятельности, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др. связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим  человеком; 4. Необходимо для совершенствования      каких­либо качеств или навыков,            … то речь идет о самообразовании.
Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку,  выступлению, родительскому собранию, классному часу,  общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает  необходимость поиска и анализа новой информации Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий  человек не сможет из года в год работать по одному и тому же  пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же  доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть  интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и  педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.  Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в  первую очередь отражаются на учениках, формируют их  мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ  учителя как      «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в  школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или  классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у  администрации, методического совета, отдела образования, он имеет  больше прав в выборе классов, нагрузки и др. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его  «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение  аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже  звания и правительственные награды – все это зависит от  квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых  знаний этого не добиться. Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!                  Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно                  учиться !  Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя:      • профессиональное (предмет преподавания) • психолого­педагогическое (ориентированное на    учеников и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния,   лидерские качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы,    методы и приемы обучения) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • историческое • иностранные языки • политическое • информационно­компьютерные технологии • охрана здоровья • интересы и хобби
телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно­популярная,  публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет; видео­, аудиоинформация на различных носителях; семинары и конференции;  мероприятия по обмену опытом; мастер­классы; уроки  коллег; работа в творческих группах; курсы повышения квалификации; путешествия;
Формы  самообразования Групповая Участие в работе ШМО,  семинаров,  практикумов, курсов  повышения  квалификации   Индивидуальная читать, изучать,  апробировать,  анализировать,  наблюдать и писать.
Процесс самообразования учителя: •Посещать уроки коллег и участвовать     в обмене опытом • Периодически проводить самоанализ своей    профессиональной деятельности • Совершенствовать свои знания в области    классической и современной психологии    и педагогики • Систематически интересоваться событиями   современной экономической, политической    и культурной жизни • Повышать уровень своей эрудиции, правовой   и общей культуры
Технология организации самообразования   1 этап – установочный. Формулирование цели работы,  личной темы, осмысление последовательности своих  действий. 2 этап – обучающий. Знакомство с психолого­ педагогической и методической литературой по выбранной  теме. 3 этап – практический. Накопление педагогических фактов,  их отбор и анализ, проверка новых методов работы,  постановка экспериментов.  4 этап – теоретический. Осмысление, анализ и обобщение  накопленных педагогических фактов.  5 этап – итогово – контрольный. Подведение итогов  самостоятельной работы, обобщение, наблюдения,  оформление результатов.
разработка комплекта электронных уроков, объединенных  предметной тематикой или методикой преподавания; создание главы или страницы электронного учебника; выработка методических рекомендаций по применению новой  информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным,  новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; разработка модели образовательного процесса; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер­  классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
«Учитель живёт до тех пор, пока  учится, как только он перестает  учиться, в нём умирает учитель».                             К.Д.Ушинский                                          (Русский педагог, писатель,                                         основоположник научной                                         педагогики в России)
Компоненты готовности педагога к  самообразованию Когнитивный Базовая  культура  личности, Профессиона льные знания  и умения их  применять Мотива­          ционный Осознание  личной и  общественной  значимости  непрерывного  образования Организа­           ционный Умение  выбрать  источники  познания и  формы  самообразован ия Нравственно­ волевой Любознатель­ ность,  критичность,  трудоспособ­ ность
Определите свой уровень                     профессионального роста Равич­Щербо И. В.                           (российский психолог, одна из основоположников                           отечественной генетической психологии)     Нулевой уровень ­ слабая методическая подготовка.      1­й уровень ­ стабильные результаты при использовании                               традиционных программ и учебников.      2­й уровень ­ применение новых технологий обучения.      3­й уровень ­ разработка новых форм учебных занятий.      4­й уровень ­ разработка новых методик при частичном  изменении                               содержания.      5­й уровень ­ изменение содержания курса без изменения                               идеологии предмета.             6­й уровень ­ создание авторского курса с изменением                                      целевой и содержательной части.             7­й уровень ­ создание авторского курса, не имеющего              аналога, но востребованного социальным заказом и             образовательным учреждением.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает  личный план работы над поставленной перед собой  проблемой.                         В плане указываются: ­ название темы ­ цели ­ задачи ­ предполагаемый результат ­ этапы работы ­ сроки выполнения каждого этапа ­ действия и мероприятия, проводимые в процессе        работы над темой  ­ способ демонстрации результата проделанной работы ­ форма отчета по проделанной работе
АЛГОРИТМ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА  НАД   ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ  ТЕМОЙ    (ПРОБЛЕМОЙ) 1.Выбор темы (проблемы)  индивидуальной научно­ методической  работы: •ознакомление с литературой; •ознакомление с нормативно­правовыми документами; •изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования. 2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: •составление картотеки литературных источников; •выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта       плана индивидуальной научно­методической работы      ­ обоснование выбора темы;      ­ актуальность и новизна;      ­ выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;      ­ формулирование цели и задач работы;      ­ разработка календарного плана индивидуальной работы.  4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий      педагогической деятельности.  5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической     деятельности.  6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы    над научно­методической темой (проблемой), формулирование    выводов и предложений.     7. Литературное оформление работы,  отчет о полученных     результатах перед коллегами.
технологии; практике; •результаты, которые могут быть получены после ее применения на  Программа  самообразования  педагога 1. Учитель должен знать: •историю возникновения технологии; •теоретическое обоснование новых результатов; •проблемы, которые могут быть решены с помощью данной  •методы и приемы, используемые в данной технологии; •методы и приемы работы учащихся; •этапы освоения технологии учителем и учащимися.  2. Учитель должен уметь разработать: •рабочие программы; •календарно­тематическое планирование; •планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией,     учебные модули и раздаточный материал к ним; •содержание учебных проектов; •задания для учеников к учебным проектам; контроля, тестовые •контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике: •методы и приемы новой технологии; •проводить учебные занятия различных типов; •анализировать занятия и вскрывать недостатки; •обучать учащихся новым приемам учебной  деятельности; •проводить самоанализ; •оценивать   результативность   использования    новой   технологии, применяя методы педагогической  диагностики; •осуществлять контроль за самостоятельной  работой учащихся и др.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать  отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.                      Формами отчетных работ могут быть: • обобщение опыта; • доклад; • сбор и анализ отчетной документации; • презентации результатов работ перед педагогическим  сообществом.                            Пояснительная записка (схема написания):                            ­ проблема;                            ­ тема;                            ­ цели и задачи;                            ­ основные формы и методы работы;                            ­ прогнозируемый результат.
«Воспитание, полученное человеком, закончено,       достигло своей цели, когда человек настолько созрел,    что обладает силой и волей самого себя образовывать      в течение дальнейшей жизни, и знает способ и  средства, как он это может осуществить в качестве  индивидуума, воздействующего на мир».                      Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Никогда не останавливайся! … Лишь до тех пор являешься способным  начать образование других, пока  продолжаешь работать над собственным  образованием и видишь в самой школе, в  общении с детьми и преподавании главное  образовательное средство.
Таким образом, чем больше информации, методов и  инструментов в своей работе использует учитель, тем  больше эффект от его работы.         Самое главное – это желание учителя работать  над  собой  и  способность  учителя  творить,  учиться,  экспериментировать  и  делиться  своими  знаниями  и  опытом, приобретенными в процессе самообразования,       улучшая качество образования обучающихся.
«Даже если вы на правильном пути,            вы не сможете на нем удержаться,            если будете просто стоять на          месте» Уилл  Роджерс

Посмотрите также