Тема проекта: «Русская народная кукла»Вид проекта:
творческий, исследовательский
Возраст детей: от 9 до 14 лет
Взаимодействие: Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.
Сроки реализации: краткосрочный Образовательные области:-социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд.
Паспорт проекта
До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало.
В 1990 году произошёл всплеск интереса именно к тряпичной народной кукле.
Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии.
она впитала в себя многочисленные виды народного творчества - изготовление костюмов, ткачество, вышивку, плетение , кружево.
Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле- мифология и фольклор. То есть сведения о мифологических персонажах, обрядах ,праздниках.
Актуальность проекта
Гипотеза:
На Руси обрядовые куклы были символами, олицетворяли определённый жизненный цикл или время года.
Цель нашего исследования узнать :
1.Для чего служили обрядовые куклы на Руси, какие свойства им приписывались.
2. Выполнить обрядовые куклы своими руками.
Задачи проекта:
Изучение истории возникновения народной куклы;
изучить виды кукол;
изучить технологию изготовления народных кукол;
изготовить обереговые, обрядовые и игровые куклы;
создать технологические карты по изготовлению кукол:
тестов для проверки знаний.
этапы | задачи | Формы работы , методы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап – подготовительный: | определить направление работы, изучить и оценить различные виды источников информации для проекта; | Беседы с детьми об истории возникновения народной куклы. | Формирует проблему проекта, вводит в сюжетную ситуацию | Посещение библиотеки, изучение различной литературы, интернет ресурсов |
Этапы работы
II этап – исследовательский: | накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре; | Создание микрогрупп: | Организует деятельность, предлагает спланировать деятельность по решению задач | Осуществляет планирование работы |
III этап – творческий: | изучить и изготовить различные виды кукол, создать методические папки «О народной игрушке», «Куклы –обереги» и подготовить презентацию проекта; | Изучение специальной литературы, поиск других источников информации | Создает атмосферу сотворчества | Активно работают, помогают друг другу. |
IV этап – заключительный | Обсуждение, защита проекта | Презентация | Принимает отчет: | Демонстрируют найденный способ решения проблемы |
До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало.
В 1990 году произошёл всплеск интереса именно к тряпичной народной кукле.
Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии.
она впитала в себя многочисленные виды народного творчества - изготовление костюмов, ткачество, вышивку, плетение , кружево.
Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле- мифология и фольклор. То есть сведения о мифологических персонажах, обрядах ,праздниках.
Актуальность темы
Богата земля русская обрядами , участников которыми бывают куклы.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе , в красный угол.
Они имели ритуальное назначение.
Считалась раньше что , если в доме есть сделанная своими руками кукла « Плодородие « , то будет достаток и урожай в семье.
Кукла « Купавка « - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде , тесемки , привязанные к её рукам , забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воде.
Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода.
Кукла « Кузьма и Демьян « изготовлялись из лечебных трав.
Обрядовые куклы
Оберег.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей а так же предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
На Руси куклы – обереги делали из подручного материала.
Кукла « Крупеника » приманивала в дам достаток.
Если над кроватью младенца висела кукла « Куватка » , то она отгоняла злую силу.
Кукольные платья также шили со смыслом.
Кукла – полено оберег для семьи.
Характерной чертой славянских кукол является , то что они безлики.
Берегиня
- это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.
Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
В ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего её народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Эта кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех
пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.
Игровые куклы
Игровые куклы , предназначались для забавы детям.
К игровым свернутым куклам относят – закрутки , которые изготовлялись очень просто.
Наиболее ранняя среди игровых традиционных тряпичных кукол в России была « полено «.
Наиболее простой игровой куклой считается « Барыня «.
Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры.
Зайчик-на-пальчик
Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как с живым человеком.
Виды традиционных кукол по значению.
Игровые | Обереговые | Обрядовые |
Столбушка | Куватка | Неразлучники |
Малышок-голышок | Берегиня | Мировое дерево |
Барыня | День и ночь | Масленица |
Зайчик на пальчик | Параскева | Коляда |
Кукла нарядная | Вепская | Кукушечка |
Девка-баба | Колокольчик | Купавна |
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.
Тест – испытание «Алгоритм изготовления оберега кукла «Лялька»
скатать плотный валик и перевязать его ниткой;
возьмем кусок ткани(подходящий по размеру)накроим им туловище четко по центру, при необходимости добавить наполнитель;
Натянем ткань и закрепим в том месте, где должна быть шея;
Разведем в разные стороны два противоположных угла квадрата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Методическая литература
1. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птица. - Москва, Детская литература, 1997.
2. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - Издательство, Малыш, 1983.
3. Смирнов Н.В. И … оживают куклы.- Москва,1982.
4. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. - Москва, Просвещение, 1979.
5. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера . – Москва, Просвещение,1994.
6. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – Москва, Просвещение, 1981.
7. Лебедева Г.А. Методические разработки народного мастера России
8. http://mp3.retroportal.ru/index.html - музыка для музыкального сопровождения презентаций
9. http:// dictionary.fio.ru - информация о музее игрушек
10. http://oreltoys.narod.ru/pleshkov.htm - Плешковская игрушка
11. http://www.goodhotels.ru/myzei.html - Музей игрушки
12. http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.htm - Русская крестьянская игрушка. (Богородская)
13. http://www.rustoys.ru/psycholog/index.htm - Cтатьи психологов о роли игры и игрушек в обучении и воспитании детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.