Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)
Оценка 4.8

Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
технология +1
Взрослым
24.03.2017
Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)
Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что если дети много и усердно играют с куклами – в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские куклы."Народная кукла"
Презентация проекта.pptx

Проект Русская народная кукла

Проект Русская народная кукла

Проект Русская народная кукла

Автор Яганова Лилия Викторовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» ГО ЗОТО Г.Фоктно (п.Дунай)

Эпиграф Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики

Эпиграф Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики

Эпиграф

Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Е. Флерина

Тема проекта: «Русская народная кукла»

Тема проекта: «Русская народная кукла»


Тема проекта: «Русская народная кукла» Вид проекта:
творческий, исследовательский
Возраст детей: от 9 до 14 лет
Взаимодействие: Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.
Сроки реализации: краткосрочный Образовательные области: -социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд.

Паспорт проекта

Сфера исследования: народные традиции

Сфера исследования: народные традиции

Сфера исследования:
народные традиции.
Предмет исследования:
русская народная кукла .
Проблема:
Осознание принадлежности народной куклы к древней русской культуре.

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало.
В 1990 году произошёл всплеск интереса именно к тряпичной народной кукле.
Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии.
она впитала в себя многочисленные виды народного творчества - изготовление костюмов, ткачество, вышивку, плетение , кружево.
Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле- мифология и фольклор. То есть сведения о мифологических персонажах, обрядах ,праздниках.

Актуальность проекта

Гипотеза: На Руси обрядовые куклы были символами, олицетворяли определённый жизненный цикл или время года

Гипотеза: На Руси обрядовые куклы были символами, олицетворяли определённый жизненный цикл или время года

Гипотеза:
На Руси обрядовые куклы были символами, олицетворяли определённый жизненный цикл или время года.

Цель нашего исследования узнать :
1.Для чего служили обрядовые куклы на Руси, какие свойства им приписывались.
2. Выполнить обрядовые куклы своими руками.

Задачи проекта: Изучение истории возникновения народной куклы; изучить виды кукол; изучить технологию изготовления народных кукол; изготовить обереговые, обрядовые и игровые куклы; создать технологические карты по…

Задачи проекта: Изучение истории возникновения народной куклы; изучить виды кукол; изучить технологию изготовления народных кукол; изготовить обереговые, обрядовые и игровые куклы; создать технологические карты по…

Задачи проекта:
Изучение истории возникновения народной куклы;
изучить виды кукол;
изучить технологию изготовления народных кукол;
изготовить обереговые, обрядовые и игровые куклы;
создать технологические карты по изготовлению кукол:
тестов для проверки знаний.

Формы работы , методы Деятельность педагога

Формы работы , методы Деятельность педагога

этапы

задачи

Формы работы , методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап – подготовительный:

определить направление работы, изучить и оценить различные виды источников информации для проекта;

Беседы с детьми об истории возникновения народной куклы.

Формирует проблему проекта, вводит в сюжетную ситуацию

Посещение библиотеки, изучение различной литературы, интернет ресурсов

Этапы работы

II этап – исследовательский: накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

II этап – исследовательский: накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

II этап – исследовательский:

накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

Создание микрогрупп:
Инициативная
Творческая группа
Организация предметно-развивающей среды:
тематические зоны
игрушки-маркеры,
«предметы оперирования»

Организует деятельность, предлагает спланировать деятельность по решению задач
Возможные формы презентаций результатов
Распределение обязанностей между детьми.

Осуществляет планирование работы
– Выбор формы и способа презентаций
– разбивку на группы

Распределение ролей

III этап – творческий: изучить и изготовить различные виды кукол, создать методические папки «О народной игрушке», «Куклы –обереги» и подготовить презентацию проекта;

III этап – творческий: изучить и изготовить различные виды кукол, создать методические папки «О народной игрушке», «Куклы –обереги» и подготовить презентацию проекта;

III этап – творческий:

изучить и изготовить различные виды кукол, создать методические папки «О народной игрушке», «Куклы –обереги» и подготовить презентацию проекта;

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации
« Знакомство с русской народной куклой»
Изучение и изготовление различных видов кукол
Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы­

Создает атмосферу сотворчества
Работа с детьми на занятиях.
Ненавязчиво контролирует
Подсказывает по необходимость помогать в подготовке презентации
Поддерживать интерес детей и укреплять их веру в себя
Проведение мастер­классов, посвященных тряпичной кукле, и изготовление кукол(в школе, библиотеке)

Активно работают, помогают друг другу.
Привлекают родителей добывать недостающую
информацию.

IV этап – заключительный Обсуждение, защита проекта

IV этап – заключительный Обсуждение, защита проекта

IV этап – заключительный

Обсуждение, защита проекта

Презентация
Обсуждение, саморефлексия

Принимает отчет:
– обобщает и резюмирует полученные результаты
– Оценивает умения общаться, слушать, толерантность
– акцентирует внимание на умении работать в группе на общий результат

Демонстрируют найденный способ решения проблемы
Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало

До 1990 годов о тряпичной кукле было известно очень мало.
В 1990 году произошёл всплеск интереса именно к тряпичной народной кукле.
Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии.
она впитала в себя многочисленные виды народного творчества - изготовление костюмов, ткачество, вышивку, плетение , кружево.
Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле- мифология и фольклор. То есть сведения о мифологических персонажах, обрядах ,праздниках.

Актуальность темы

Богата земля русская обрядами , участников которыми бывают куклы

Богата земля русская обрядами , участников которыми бывают куклы










Богата земля русская обрядами , участников которыми бывают куклы.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе , в красный угол.
Они имели ритуальное назначение.
Считалась раньше что , если в доме есть сделанная своими руками кукла « Плодородие « , то будет достаток и урожай в семье.
Кукла « Купавка « - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде , тесемки , привязанные к её рукам , забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воде.
Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода.
Кукла « Кузьма и Демьян « изготовлялись из лечебных трав.

Обрядовые куклы

Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)

Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)

Оберег. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей а так же предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле…

Оберег. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей а так же предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле…

Оберег.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей а так же предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
На Руси куклы – обереги делали из подручного материала.
Кукла « Крупеника » приманивала в дам достаток.
Если над кроватью младенца висела кукла « Куватка » , то она отгоняла злую силу.
Кукольные платья также шили со смыслом.
Кукла – полено оберег для семьи.
Характерной чертой славянских кукол является , то что они безлики.

Берегиня - это символ женского начала

Берегиня - это символ женского начала

Берегиня

- это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.
Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

В ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу , сохранившую имя создавшего её народа

В ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу , сохранившую имя создавшего её народа

В ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего её народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Эта кукла сопровождала ребенка с самого детства и до тех
пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.

Схема изготовления вепсской куклы

Схема изготовления вепсской куклы

Схема изготовления вепсской куклы

Игровые куклы Игровые куклы , предназначались для забавы детям

Игровые куклы Игровые куклы , предназначались для забавы детям

Игровые куклы

Игровые куклы , предназначались для забавы детям.
К игровым свернутым куклам относят – закрутки , которые изготовлялись очень просто.
Наиболее ранняя среди игровых традиционных тряпичных кукол в России была « полено «.
Наиболее простой игровой куклой считается « Барыня «.
Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры.

Зайчик-на-пальчик Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника

Зайчик-на-пальчик Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника

Зайчик-на-пальчик
Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как с живым человеком.

Виды традиционных кукол по значению

Виды традиционных кукол по значению

Виды традиционных кукол по значению.

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушка

Куватка

Неразлучники

Малышок-голышок

Берегиня

Мировое дерево

Барыня

День и ночь

Масленица

Зайчик на пальчик

Параскева

Коляда

Кукла нарядная

Вепская

Кукушечка

Девка-баба

Колокольчик

Купавна

С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

Кукла День и Ночь День и Ночь — куклы-обереги жилища

Кукла День и Ночь День и Ночь — куклы-обереги жилища

Кукла День и Ночь

День и Ночь — куклы-обереги жилища.
Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь).
Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную.

Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)

Презентация "Народная кукла" (Дополнительное образование)

Тест – испытание «Алгоритм изготовления оберега кукла «Лялька» скатать плотный валик и перевязать его ниткой; возьмем кусок ткани(подходящий по размеру)накроим им туловище четко по центру,…

Тест – испытание «Алгоритм изготовления оберега кукла «Лялька» скатать плотный валик и перевязать его ниткой; возьмем кусок ткани(подходящий по размеру)накроим им туловище четко по центру,…

Тест – испытание «Алгоритм изготовления оберега кукла «Лялька»

скатать плотный валик и перевязать его ниткой;
возьмем кусок ткани(подходящий по размеру)накроим им туловище четко по центру, при необходимости добавить наполнитель;
Натянем ткань и закрепим в том месте, где должна быть шея;
Разведем в разные стороны два противоположных угла квадрата

Кукла на выхвапку выполненные на занятиях

Кукла на выхвапку выполненные на занятиях

Кукла на выхвапку выполненные на занятиях

Кукла которую выполняли девочки показывая свое мастерство

Мастер класс в библиотеке

Мастер класс в библиотеке

Мастер класс в библиотеке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кукла- знак человека, его игровой образ-символ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кукла- знак человека, его игровой образ-символ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Литература по изготовлению кукол

Литература по изготовлению кукол

Литература по изготовлению кукол

Методическая литература 1. Блинов

Методическая литература 1. Блинов

Методическая литература

1. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птица. - Москва, Детская литература, 1997.
2. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - Издательство, Малыш, 1983.
3. Смирнов Н.В. И … оживают куклы.- Москва,1982.
4. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. - Москва, Просвещение, 1979.
5. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера . – Москва, Просвещение,1994.
6. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – Москва, Просвещение, 1981.
7. Лебедева Г.А. Методические разработки народного мастера России
8. http://mp3.retroportal.ru/index.html - музыка для музыкального сопровождения презентаций
9. http:// dictionary.fio.ru - информация о музее игрушек
10. http://oreltoys.narod.ru/pleshkov.htm - Плешковская игрушка
11. http://www.goodhotels.ru/myzei.html - Музей игрушки
12. http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.htm - Русская крестьянская игрушка. (Богородская)
13. http://www.rustoys.ru/psycholog/index.htm - Cтатьи психологов о роли игры и игрушек в обучении и воспитании детей.

В ходе изготовления куколок мы познакомились с традицией русского народа

В ходе изготовления куколок мы познакомились с традицией русского народа

В ходе изготовления куколок мы познакомились с традицией русского народа. Смогли самостоятельно изготовить куколок своими руками.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017