В ходе анализа литературы я выяснила, что национальный осетинский женский костюм
обладает уникальным духовным наследием, так как в нем отражается быт, культура и традиции народа.
Осетинская национальная одежда имела много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, но никогда не имела абсолютного сходства.
Современный осетинский женский костюм сохранился лишь в качестве праздничного костюма.
Национальн
ый
осетинский
женский
костюм
Работа ученицы 9«Б»класса
Дагуеваой Карины
Руководитель Малиева Сафят
Агубеевна
Предмет исследования:
Национальный осетинский
женский костюмы.
Методы исследования:
*Анализ литературы и
материалов
сайтов в Интернете.
*Наблюдения и беседы.
Цель работы: исследовать
историю и особенности
национального осетинского
женского костюма.
Основные задачи :
*Изучить литературу по
истории костюмов
Кавказа;
*Дать характеристику
отдельным частям
осетинского женского
костюма.
1.В ходе анализа литературы я
выяснила, что национальный
осетинский женский костюм
обладает уникальным духовным
наследием, так как в нем
отражается быт, культура и
традиции народа.
2.Осетинская национальная одежда
имела много общего с костюмом
горцев Северного Кавказа, но
никогда не имела абсолютного
Современный осетинский национальный
женский костюм – это связь между прошлым и
будущим. Красивое переплетение древних
культур: аланской, скифской, кобанской и
современной осетинской. Национальный костюм,
богато украшенный вышивкой, орнаментом и
бисером. Перламутровые и стеклянные бусинки
сплетаются в причудливые узоры.В них кроются
вековые заветы предков.
Каждая деталь осетинского национального
женского костюма имеет свою историю. Каждая
веками впитывала красоту, грацию, доблесть и
честь славных предков. Каждая деталь
выполняла определённую функцию.
Мы узнали, что национальный костюм не был
белым у осетин. Это тоже веяние времени и
влияние других народов. Костюм был красный,
бархатный. На женском свадебном костюме в
основном изображались символы благородия,
Обязательным дополнением к женскому
национальному
костюму являлась шапочка. Головной
убор осетинки менялся с ее возрастом.
Девушка дома и на дворе могла ходить
без головного убора; собираясь на танцы
или в путь, она накидывала легкую шаль,
под которую обычно надевала шапочку
или белую вязаную шелковую косынку.
После замужества она уже больше не
имела права появляться без головного
убора.
Фата невесты (чындзы хыз) будто
окутывает девушку со всех сторон. Фата
считалась оберегом невесты от внешних
враждебных сил.
А основанием для этой сложной
Нагрудные застёжки-
œгънœджытœ
Они пришивались на платье.
Исследователи связывают их
происхождение с аланами. К концу
XIX в. в комплект нагрудных
застёжек входило нечётное
количество от 7 до 19 пар, в
зависимости от размера и плотности
их размещения. Застежки были
разного размера. Различались они
также и шириной. На аланских
застежках помимо головок хищных
птиц встречалось изображение,
подобное скифской богине, двух
Кафтанчик - Цыбыр
куырœт.
Девушка начинала
носить кафтанчик с
момента, когда вступала
в брачный возраст и
начинала ходить на
танцы. Он надевался
поверх рубахи под
распашное платье.
Шили его из дорогих
тканей(бархата, атласа,
шёлка).Кафтанчик
стягивал фигуру от
плечей до талии. Ворот,
борта, подол
Пояс -
Камари
Поверх распашного платья
одевался пояс (камари),
который, как и кафтанчик,
девушка начинала носить в
период, когда её уже можно
было сватать.
По своей форме, качеству и
материалу пояса отличались
разно-образием и зависели от
материальных возможностей.
Поначалу пояс был из бархата
Распашное платье -разгом къаба
Поверх
кафтанчика
надевалось распашное платье
(разгом къаба) светлых тонов.
многом
Покрой
мужской
совпадало
черкеской (цухъа).
его
во
с
Рукав-
Уæларм
Особенностью свадебного
платья считается висячий
широкий рукав. Он характерен
не только для праздничной
одежды, но и для одеяния
феодалов. Такие рукава были
неудобны при работе, поэтому
подчеркивали праздность:
постоянную для женщин
высшего сословия либо
кратковременную на праздниках
и свадьбах.
Рукава и подол платья были украшены
растительным и геометрическим орнаментом,
который, как и нагрудные застежки,
символизировал древо жизни (невесту в
осетинском фольклоре часто сравнивали с
плодоносящим деревом) и служил в качестве
магического оберега.
Мы можем с уверенностью сказать,что
свадебный наряд удивительный по красоте и
символической глубине сохраняет
национальный дух и колорит. Поэтому его
выбор не менее важен ,чем сам свадебный
ритуал.
Сверкающий наряд осетинской невесты
украшенный вышивкой,бисером и орнаментом
что может сравниться с ним по красоте.
Благодаря символам, происходит связь времён
и поколений. Свадьба у осетин давно
появилась, но конкретно наряд стал появляться
Источники
Измаил
«Ирон
Фарн»,
•Айдаров
Владикавказ: Ир-1996г.
•Андиев Б., Андиев Р. «Осетинский
орнамент» Северо-Осетинское книжное
издательство 1960г.
•Челехсаты Казбек «Осетия и осетины»
Владикавказ-Санкт-Петербург 1994г.
•Материалы интернета:
http//nyhas.ru
http//www.osetins