МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Сибирская иконопись
Секция история
Работу выполнил (а, и):
Хорева Дарья, ученица 8 г класса
Руководитель: Загидуллина Ирина
Владимировна,
учитель истории
БЕРДСК – 2018
Актуальность:
В древнерусской культуре икона имела глубокий смысл: несла в себе высокую
символику основ веры, выражала мировоззрение и нравственные ориентиры
эпохи, отражала жизнь церкви и государства, имела неразрывную связь с
духовной жизнью христианина. Постепенный отход от традиций привел к
забвению изначального смысла и предназначения иконы. Древнерусская
икона стала рассматриваться только как произведение искусства или
археологический предмет, вызывая интерес коллекционеров и любителей
русской старины
Цели работы:
•узнать, как появились иконы в Сибири;
• узнать все о иконописи сибирских мастеров.
Задачи:
•познакомить учеников с миром иконописи
•развить самостоятельность в поиске информации
•рассмотреть историю открытия и оценить важность открытия.
За сибирской иконописью не
утвердилось понятие школы.
Школа предполагает наличие
общих
художественно
стилистических признаков.
Сибирская
иконопись
сформировалась
основе
традиций разных иконописных
школ.
на
Начало сибирского иконописания,
сибирской
организацией
связано
епархии в г. Тобольске в 1621 г.
с
Первый сибирский иконник Матвей
Мартынов. Написал икону Абалакской
богоматери,
объявленную
чудотворной и наиболее чтимую в Сибири.
вскоре
Сибирские иконописцы обслуживали
города и остроги около Тобольска, и
работали для Восточной Сибири, мастера
еще были наперечет.
В связи с этим перед тобольской
обучения
жителей,
местных
кафедрой
иконописанию
сибиряков, приезжих.
встала
задача
К середине и второй половине XVII в.
варианты
местные
появляются
канонических сюжетов.
«Богоматерь Абалакская».
1637 г. Тобольск. М. Мартынов
Стилистические
особенности
сибирской иконописи складывались под
влиянием тенденций светских и духовных
властей Сибири и своеобразия культуры
местного населения.
Наиболее характерными для Сибири
«иконы с лицами и целыми фигурами,
выступающими вперед в виде рельефов».
Для другого направления сибирской
иконописи XVII в. типична ориентация на
архаические
лаконичность
композиции и форм, «темновидный»
колорит краски словно покрыты слоем
потемневшей олифы.
традиции:
Во второй половине XVII в. Возник
культ сибирских святых
Василия
Мангазейского и Симеона Верхотурского.
был
покровителем охотниковпромысловиков,
что отражало своеобразие сибирского
быта.
Василий Мангазейский
«Симеон Верхотурский».
XIX в. Верхотурье.
В начале XVIII в. на сибирскую
сильное влияние
иконопись оказывают
украинская школа и школа Демидовых при
Нижнетагильском
заводе,
ориентировавшаяся на западноевропейские
принципы искусства.
Результатом
стало
распространение «фряжской» живописи»,
работа маслом на холсте.
влияний
в
Часть
собственности
В 60е гг. XVIII в. в связи с изъятием
церковной
пользу
государства, Тобольский архиерейский дом
лишился даровых иконописцев.
и
резчиков
возвратились в места прежнего жительства
и там забыли свое мастерство, другие
продолжали заниматься, но в меньшем
масштабе и постепенно теряя высокий
профессиональный уровень.
иконописцев
«Богоматерь Казанская»
стали
писали
работы
иконописи
в Сибири
К началу XIX в. своеобразие сибирского
стиля
сохранялось, но постепенно
нивелировалось.
Для поддержания уровня иконописного
мастерства
обучать
иконописанию местное духовенство
(священнослужители
и
ревизовали
других),
тип в церковной
общеевропейский
сибирской
окончательно
закрепился.
В XIX
создаются
в.
иконописные мастерские, где работа
над иконами велась коллективно.
же
Народные
так
В
изготавливали
Сузуне
работала
иконописцев.
Возникновение сузунской иконописной
школы относится к последней четверти
XVIII в. Иконописцы выставляли работы,
продавали иконы на зимних Никольских
ярмарках,
на
заказы
изготовление икон, роспись храмов.
Иван Васильевич Крестьянников (1858
1941 гг.) является одним из последних
представителей Сузунского письма.
мастера
иконы.
принимали
группа
«Архангел Михаил»,
Крестьянников И.В.
Вывод:
Благодаря всем людям, которые собирают,
коллекционируют, изучают сибирские иконы
и возрождают традиции иконописи, можно
уверенно говорить, что сибирская икона не
только была, но есть и будет!
Список литературы:
http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/o_sibirskojj_ikonopisi_ikony_krestj
annikova
Н. Г. Велижанина / К ИСТОРИИ ИКОНОПИСАНИЯ В ЗАПАДНОЙ
СИБИРИ. // Традиционные обряды и искусство русского и коренных
народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. С. 125141.