Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы
нравственного воспитания
нравственного воспитания
младших школьников
младших школьников
Общество нуждается в подготовке широко
Общество нуждается в подготовке широко
образованных, высоко нравственных людей,
образованных, высоко нравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными
обладающих не только знаниями, но и прекрасными
чертами личности.
чертами личности.
В современном мире ребенок развивается,
В современном мире ребенок развивается,
окруженный множеством разнообразных источников
окруженный множеством разнообразных источников
сильного воздействия на него как позитивного, так
сильного воздействия на него как позитивного, так
и негативного характера на еще только
и негативного характера на еще только
формирующуюся сферу нравственности.
формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого
Само по себе образование не гарантирует высокого
уровня нравственной воспитанности.
уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах
Нравственные знания информируют ребенка о нормах
поведения в современном обществе, дают
поведения в современном обществе, дают
представления о последствиях нарушения этих норм
представления о последствиях нарушения этих норм
или последствиях данного поступка для окружающих
или последствиях данного поступка для окружающих
людей.
людей.
Нравственность — — моральное качество
Нравственность
моральное качество
человека, некие правила, которыми
человека, некие правила, которыми
руководствуется человек в своём выборе. Термин,
руководствуется человек в своём выборе. Термин,
чаще всего употребляющийся в речи и литературе
чаще всего употребляющийся в речи и литературе
как синоним морали, иногда — этики.
как синоним морали, иногда — этики.
Википедия
Википедия
противоположный телесному,
противоположный телесному,
плотскому, духовный,
плотскому, духовный,
душевный. Нравственный быт
душевный. Нравственный быт
человека важнее быта
человека важнее быта
вещественного.» «Относящийся
вещественного.» «Относящийся
к одной половине духовного
к одной половине духовного
быта, противоположный
быта, противоположный
умственному, но
умственному, но
сопоставляющий общее с ним
сопоставляющий общее с ним
духовное начало, к
духовное начало, к
умственному относится истина
умственному относится истина
и ложь, к нравственному -
и ложь, к нравственному -
добро и зло. Добронравный,
добро и зло. Добронравный,
добродетельный,
добродетельный,
благонравный, согласный с
благонравный, согласный с
совестью, с законами правды,
совестью, с законами правды,
с достоинством человека с
с достоинством человека с
долгом честного и чистого
долгом честного и чистого
сердцем гражданина. Это
сердцем гражданина. Это
человек нравственный,
человек нравственный,
Василий Александрович
Сухомлинский говорил:
«Никто не учит маленького
человека: «Будь равнодушным к
людям, ломай деревья, попирай
красоту, выше всего ставь свое
личное». Все дело в одной, в
очень важной закономерности
нравственного воспитания. Если
человека учат добру- учат умело,
умно, настойчиво, требовательно,
в результате будет добро. Учат
злу (очень редко, но бывает и
так), в результате будет зло. Не
учат ни добру, ни злу - все
равно будет зло, потому что и
человеком его надо сделать».
Формирование нравственности происходит
Формирование нравственности происходит
в школе на всех занятиях. И в этом
в школе на всех занятиях. И в этом
отношении нет главных и неглавных
отношении нет главных и неглавных
предметов. Воспитывает не только
предметов. Воспитывает не только
содержание, методы и организация
содержание, методы и организация
обучения, учитель, воспитатель, его
обучения, учитель, воспитатель, его
личность, знания, убеждения, но и та
личность, знания, убеждения, но и та
атмосфера, которая складывается на
атмосфера, которая складывается на
занятиях, стиль отношений педагога и
занятиях, стиль отношений педагога и
детей, детей между собой. Воспитывает
детей, детей между собой. Воспитывает
себя и сам ученик, превращаясь из
себя и сам ученик, превращаясь из
объекта в субъект воспитания.
объекта в субъект воспитания.
3. Особенности и условия
3. Особенности и условия
нравственного воспитания.
нравственного воспитания.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших
школьников, надо учитывать их возрастные и психологические
возрастные и психологические
школьников, надо учитывать их
особенности:
особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок
1) Склонность к игре.
В условиях игровых отношений ребенок
добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.
добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.
2) Невозможность долго заниматься монотонной
2) Невозможность долго заниматься монотонной
деятельностью..Дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание
деятельностью
Дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание
на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов
на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов
деятельности во время занятий.
деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в
связи с небольшим опытом.
связи с небольшим опытом.
4) Может существовать противоречие между знанием, как
4) Может существовать противоречие между знанием, как
нужно, и практическим применением(это касается этикета, правил
нужно, и практическим применением
(это касается этикета, правил
хорошего тона, общения).
хорошего тона, общения).
5) 5) Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми
Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми
и сверстниками(в быту и дома, в школе и на улице).
(в быту и дома, в школе и на улице).
и сверстниками
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла,
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла,
обмана, несправедливости. Будь непримиримым к
обмана, несправедливости. Будь непримиримым к
тому, кто стремится жить за счет других людей,
тому, кто стремится жить за счет других людей,
причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Процесс формирования нравственных
Процесс формирования нравственных
привычек сводится к следующим
привычек сводится к следующим
правилам:
правилам:
необходимо знать, отсутствие каких привычек
необходимо знать, отсутствие каких привычек
мешает школьнику; нужно выбрать именно ту, в
нужно выбрать именно ту, в
мешает школьнику;
которой прежде всего нуждается ученик;
которой прежде всего нуждается ученик;
необходима опора на положительный образец;
необходима опора на положительный образец;
формирование нравственных привычек требует
формирование нравственных привычек требует
ежедневного упражнения в их применении;
ежедневного упражнения в их применении;
следует соблюдать ко всем ученикам единые
следует соблюдать ко всем ученикам единые
требования при любых формах воспитания;
требования при любых формах воспитания;
необходимо воспитание положительной мотивации
необходимо воспитание положительной мотивации
к формируемой привычке;
к формируемой привычке;
необходим контроль (от прямых указаний до
необходим контроль (от прямых указаний до
косвенных напоминаний);
косвенных напоминаний);
необходимо добиться прежде всего
необходимо добиться прежде всего
отрицательного отношения к этой привычке
отрицательного отношения к этой привычке
самого ученика.
самого ученика.
Школа, решая задачи воспитания,
Школа, решая задачи воспитания,
должна опереться на разумное и
должна опереться на разумное и
нравственное в человеке, помочь
нравственное в человеке, помочь
каждому воспитаннику определить
каждому воспитаннику определить
ценностные основы собственной
ценностные основы собственной
жизнедеятельности, обрести чувство
жизнедеятельности, обрести чувство
ответственности за сохранение
ответственности за сохранение
моральных основ общества.
моральных основ общества.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Смелый и решительный.
Смелый и решительный.
Свободолюбивый и ответственный.
Свободолюбивый и ответственный.
Самостоятельный и законопослушный.
Самостоятельный и законопослушный.
Чувствующий свою связь со своим народом,
Чувствующий свою связь со своим народом,
страной, культурой.
страной, культурой.
Бережно относящийся к слову, к своим речевым
Бережно относящийся к слову, к своим речевым
поступкам.
поступкам.
Добрый, не причиняющий зла живому.
Добрый, не причиняющий зла живому.
Честный и справедливый.
Честный и справедливый.
Любящий и заботливый.
Любящий и заботливый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Патриотичный (готовый поступиться своими
Патриотичный (готовый поступиться своими
интересами ради «своих» - класса, школы,
интересами ради «своих» - класса, школы,
города/села, России).
города/села, России).
Толерантный (уважающий других, не похожих на
Толерантный (уважающий других, не похожих на
((недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться).
недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться).
него).
него).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.