Цель: выявление возможностей и условий нравственного воспитания младших школьников, обеспечение влияния их на общее нравственное развитие личности и разработка концепции нравственного воспитания младших школьников. .
Гипотеза:нравственное воспитание младших школьников будет эффективным в том случае, если:А) оно проводится с опорой на аксиологический и деятельностный подходы;Б) оно, параллельно осуществляясь в учебной и внеурочной деятельности учащихся, носит творческий характер;В) оно реализуется посредством применения системы специальных методов и приемов;Г) оно проводится с привлечением родителей учащихся, с легализацией их деятельности в процессе выполнения школьниками различных учебных, проектно-исследовательских и творческих работ.
Задачи:1. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.2. Выявить условия нравственного воспитания в учебной и внеурочной деятельности школьников.3. Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этической культуры у младших школьников.4. Показать значение средств и методов воспитания этической культуры младших школьников.5. Познакомить с приемами воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной и во внеурочной деятельности.6.Описать опыт нравственного воспитания младших школьников на базе МОУ «Гимназии №19».7. Разработать рекомендации для педагогов по формированию нравственных качеств младших школьников.
Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;- наблюдение за организацией и реализацией процесса целенаправленного нравственного воспитания младших школьников в ходе учебной и внеурочной деятельностей;- диагностический опрос;- анкетирование;- ранжирование;- эксперимент;- сравнение.
Приложение №1
Класс | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Экспериментальный | 31% | 58% | 11% |
Контрольный | 33% | 57% | 10% |
Формирование у учащихся нравственного опыта
Анализ исследования нравственного опыта учащихся 2-х классов
Класс | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
Экспериментальный | 21% | 63% | 16% |
Контрольный | 33% | 57% | 10% |
Рекомендации для педагогов по формированию нравственных качеств младших школьников:
1. На уроках необходимо использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы.
2. Важна непрерывность и последовательность в изложении материала.
3. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. В этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например уроки-праздники, экскурсии.
4. Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать.
5. Осуществлять нравственное воспитание нужно как на положительных, так и на отрицательных примерах.
6. Педагог должен создавать такие условия (мотивационные, операционные, содержательные), чтобы ребёнок мог самостоятельно проявить свою доброту, отзывчивость, чуткость, чтобы он знал, что делать, как и для чего.
7. Важно предлагать ребёнку самому высказываться, обсуждая ту или иную ситуацию.
8. Необходимо на занятиях поддерживать у детей положительное эмоциональное состояние.
От тона, стиля, манеры общения с детьми зависят результаты нравственного воспитания. Требовательность, разумная строгость необходимы, но при этом не должны проявляться раздражительность, бестактность.
10. Важно предлагать ребёнку самому высказываться, обсуждая ту или иную ситуацию.
11. Необходимо на занятиях поддерживать у детей положительное эмоциональное состояние.
12. От тона, стиля, манеры общения с детьми зависят результаты нравственного воспитания. Требовательность, разумная строгость необходимы, но при этом не должны проявляться раздражительность, бестактность.
Выводы:
1. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих оптимальных педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных.
2. Работа по нравственному воспитанию у младших школьников должна проводиться последовательно, систематически и продуманно, в единстве учебной и внеучебной деятельности, когда осуществляется их уместная и целесообразная интеграция.
3. Работа по нравственному воспитанию у младших школьников должна носить творческий характер.
4. Работа по воспитанию нравственной культуры младших школьников должна проводиться с привлечением родителей учащихся.
5. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
6. Опытная работа в гимназии показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.
7. Хотя в опытном 2 «а» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности необходимо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.