Мой опыт работы с детьми ОВЗ в сенсорной комнате. Работа приносит результат и при занятиях с аутистами, и с ЗПР и с умственно отсталыми детьми и с ДЦП. Мультисенсорная среда направлена на развитие моторики, восприятия аудиального, визуального и кинестетического, релаксацию и снятию тревожности и мышечного напряжения.
Васенева НА КОНКУРС.pptx
Презентация о работе в сенсорной комнате
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК
СРЕДСТВО ДЛЯ УСПЕШНОГО
РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Педагог-психолог Васенева И.И.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Современная школа в условиях ФГОС ставит своей
главной целью гармоничное развитие ребенка.
Разумеется, гармоничное развитие предполагает не
только интеллектуальное развитие, связанное с
содержанием образования, но и развитие физическое,
эмоциональное, личностное и т. д.
Наша школа –
особенная. В ходе работы
приходится сталкиваться с
некоторыми нарушениями в
развитии наших младших
школьников. В этой связи
особенно значимой является
работа службы полного
сопровождения ребенка в
образовательном процессе,
которое взаимосвязанно
осуществляет учитель,
воспитатель, дефектолог,
логопед и психолог.
Презентация о работе в сенсорной комнате
В настоящее время в школах широко
используются разные виды тренингов, но довольно
редко — специально разработанные программы
развивающих занятий в сенсорной комнате.
Прежде всего, такие занятия показаны детям
с чрезмерной утомляемостью,
эмоциональной истощаемостью,
непоседливостью,
вспыльчивым, замкнутым,
с нарушениями характера,
с задержками психического
и речевого развития,
а также страдающими
психосоматическими
заболеваниями.
Презентация о работе в сенсорной комнате
На таких занятиях дети изучают
различные приемы саморегуляции, что
помогает им преодолевать барьеры в
общении, лучше понять себя и других,
снять эмоциональное напряжение, дает
возможность выразить свое «Я».
Основная цель данных занятий
— развитие ребенка как субъекта общения,
как субъекта отношения к самому себе и к
другим людям.
Актуальность занятий состоит в том,
что сокращается адаптационный период к
изменяющимся условиям среды у детей с
вышеперечисленными особенностями
психического состояния. Занятия
способствуют полноценному развитию
личности ребенка, профилактике
отклоняющегося поведения. Они
представляют собой современные
технологии развития детей в условиях ОУ.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Психогимнастические упражнения, включаемые в каждое
занятие, являются важным элементом, позволяющим улучшить
самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших
объемов информации. Дыхательные упражнения успокаивают и
способствуют
внимания. Стимулирующие
упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и
обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают
внимание,
и
уравновешивают.
произвольность
концентрации
движений,
успокаивают
Оптимизация тонуса - одна из самых важных задач занятий.
Любое отклонение от оптимального
тонуса может являться как причиной,
так и следствием изменений в
психической и двигательной
активности ребенка и негативно
сказаться на общем ходе его
развития. На занятиях ребенку
необходимо дать почувствовать
его собственный тонус,
одновременно обучая
возможным приемам релаксации.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Основные задачи комплексных занятий:
1. Обеспечить успешную адаптацию детей с ОВЗ к
изменяющимся условиям окружающего мира.
2. Формировать у них представления о внутреннем
мире человека, о его месте в окружающем мире.
3. Развивать умение чувствовать и понимать
других.
4. Повысить уровень их самооценки, уверенности в
себе.
5. Развивать творческие способности и
воображение детей
6. Развивать любознательность, наблюдательность
Занятие продолжительностью 20–30 мин. Количество
детей в группе не должно превышать 5–7 человек.
Возраст детей от 7-13 лет. Каждое занятие начинается
этюды по теме занятия и может варьироваться в
зависимости от творческой задумки психолога.
этюдом приветствия, а заканчивается этюдом-
прощанием. Основная часть каждого занятия включает
психогимнастические упражнения, игры, музыкальные
Методические приемы,
используемые на занятиях:
беседы; подвижные игры, игры в
круге; релаксационные
упражнения, тренинги; рисование,
песочная терапия; сказкатерапия;
психогимнастические упражнения;
музыкальная терапия.
Презентация о работе в сенсорной комнате
В сенсорной комнате происходит воздействие на три
основных канала восприятия человеком окружающего мира —
кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными
ощущениями, звуком и цветом), что помогает снимать мышечное
и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции
ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.
Она создает ощущение
безопасности и защищенности,
положительный эмоциональный
фон, снижает беспокойство
и агрессивность,
снимает нервное
возбуждение и тревожность,
активизирует мозговую
деятельность.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Сенсорные игры используются периодически в зависимости от индивидуальности
ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид
работы предлагается чаще. Например, песочная терапия имеет успокаивающее действие
на ребенка с РДА.
Игры с песком имеют и терапевтический эффект для любого ребенка с ОВЗ. Сама
фактура песка оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную
разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается
микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, развивается
мелкая моторика, (что несомненно необходимо нашим ученикам с ДЦП) например при
игре «Угадай что», «Найди на ощупь», а в целом этот вид деятельности доставляет
ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Пучок фиброоптических
волокон с переливающимся
цветным свечением «Дождь»
словно струи воды
способствует успокоению,
снятию напряжения, позволяет
концентрировать внимание.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Волокна приятно трогать,
перебирать в руках, сквозь них
можно проходить, касаясь лицом.
Разноцветные волокна
стимулируют тактильные
ощущения, помогают воспринимать
пространство и своё тело в этом
пространстве. Зайдя внутрь можно
посмотреть вверх и увидеть себя,
наблюдать за своими эмоциями. За
«струями» лент можно спрятаться
от внешнего мира, что особенно
важно для замкнутых детей.
Волокна безопасны при ударе, при
взятии в руки, обматывании вокруг
тела и при лежании на них.
Изменяющиеся цвета стимулируют
сосредоточение внимания и
обладают успокаивающим
эффектом. Также это особенно
эффективно для детей с
ограниченным зрением.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Пузырьковая колонна. В
прозрачной колонне из
прочного пластика,
заполненной
дистиллированной водой,
поднимаются бесконечное
число воздушных
пузырьков. Если в колонну
запустить пластмассовых
рыбок или шарики, то они
начинают резвиться,
подталкиваемые
пузырьками воздуха. Они то
всплывают вверх, в
цветных, переливающихся
струях, то опускаются вниз.
Это завораживающее
зрелище не оставит
равнодушными ни детей, ни
взрослых. Если прижать
ладони к трубке, можно
ощутить нежную
расслабляющую вибрацию.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Общеоздоровительный
блок состоит из
гимнастических, массажных
мячей с ручками, мягких
модулей. Из модулей
разлучных форм и цвета
можно сооружать различные
конструкции, развивая при
этом цветовосприятие,
пространственное мышление,
воображение и творческую
составляющую личности.
Сюда же можно отнести
соляную лампу.
Презентация о работе в сенсорной комнате
При подборе
занятий я
руководствуюсь
способностями и
возможностями детей
при формировании их
в группы либо при
индивидуальном
занятии,
придерживаясь
концепции
сопровождения,
которая сегодня
является одной из
эффективных
педагогических
технологий.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Уже первые занятия в сенсорной комнате
показывают, какой мощный развивающий,
лечебный, профилактический и коррекционный
потенциал содержит ее оборудование.
Самостоятельность ребенка в безопасном
пространстве сенсорной комнаты ставит его в
ситуации свободного выбора и формирует опыт
стрессоустойчивого поведения. Активное
использование сенсорной комнаты позволяет
проводить корригирующие мероприятия в
щадящих и комфортных условиях для ребенка с
ОВЗ. При этом ребенок постоянно испытывает
ощущение успеха.
Результативность. Проводя занятия в
сенсорной комнате мы получаем более
гармонизированное психоэмоциональное
состояние наших учеников, удается
корригировать агрессивное и отклоняющееся
поведение, уменьшить невротические реакции
(тики, гиперкинезы, непроизвольные движения
и др.). Развиваем познавательную деятельность
детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальность.
Даже дети с мутизмом показывают
прогресс в работе с психологом
посредством воздействия на
визуальнокинестетическое
восприятие.
Ребенок допускает в свою зону
комфорта, изучает цвета, озвучивая их,
что является сравнительно высоким
показателем относительно их
индивидуальности.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Эффективность работы
отслеживается по данным
психологической диагностики,
проводимой перед началом курса
реабилитации и по завершении
занятий, по результатам
анкетирования педагогов (экспертная
оценка), наблюдений за учениками на
занятиях.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Таким образом целью моей работы с учениками с
использованием мультисенсорной среды, является формирование
умения понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и
окружающих, приобретение навыков произвольной
саморегуляции, снижение тревожности, восстановление
психологического статуса, формирование коммуникативных и
социального значимых навыков для успеха в дальнейшей
социализации.
Презентация о работе в сенсорной комнате
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.