федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598)
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599
Инклюзивное (включенное) образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к:
1) структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему);
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
ФГОС для детей с ОВЗ нацелен на обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормативно-развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. А это значит, что дети с ОВЗ могут жить полноценной жизнью, общаться со своими сверстниками и получать радость от этого общения.
три направления
Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ;
Обогащение организационных форм и методов обучения в ДО и НОО.
Задачи сотрудничества ДО и НОО
Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс ребенка с ОВЗ и его семьей;
Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей начальной школы, детей с ОВЗ и детей с нормативным развитием и их родителей;
Задачи сотрудничества ДО и НОО
Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении в школу;
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей с ОВЗ.
Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования ребёнка с ОВЗ
Для обучающихся с ОВЗ при составлении заключения необходимо описать особые образовательные потребности ребенка, охарактеризовать необходимые специальные условия обучения, в том числе, предложить рекомендации по организации коррекционной работы, определить необходимость предоставления технических специалистов, указать рекомендованный ФГОС для обучающихся с ОВЗ (один из девяти) и необходимый вариант АООП (1,2,3,4).
п. 3.2. Стандарта
требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей.
Работа с родителями
Родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений (ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ).
родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения.
являются участниками образовательного процесса
Необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья;
Наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В содержание консультативной беседы входят следующие моменты:
1. Осведомление о задачах, которые родители ставят перед обучением ребенка («Что родители ждут от образования своего ребенка?»)
2. Ознакомление родителей с лицензией, свидетельством об аккредитации и уставом образовательной организации, учебным планом с указанием на ту специфику образовательного учреждения, изложенную в этих документах, которая согласуется или противоречит желаниям родителей относительно процесса и результата образования ребенка.
3. Экскурсия по территории школы и пришкольного участка с демонстрацией тех сложностей, которые могут возникнуть у ребенка при ориентировке и передвижении, а также тех положительных особенностей среды, которые созданы в учреждении.
4. Знакомство с педагогом, в классе которого планируется обучение ребенка; с помещением, где будет проходить обучение; с режимом работы в первом классе; объемом ежедневной нагрузки; задачами родителей по обеспечению ребенку комфортных условий обучения; другими проблемами, которые могут возникнуть в обучении ребенка
5. Знакомство с учебниками, по которым планируется обучения в перовом классе с указанием тех умений, которыми ребенок должен владеть к началу школьного обучения в данном образовательном учреждении, по данной основной образовательной программе и в конкретных образовательных условиях.
6. Развернутые ответы на вопросы родителей с позиции обеспечения ребенку наиболее комфортных условий для эффективного обучения.
1.Информационно-аналитический блок.
представлен двумя направлениями:
просвещение родителей (формы: лекции, индивидуальное и групповое консультирование, информационные листы, библиотека, игротека, видеотека и т. д.);
организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (формы: создание условий для ситуативно-делового общения, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунки, поделки, книги, праздники и т. д.). В этом блоке выявляются знания, умения, навыки родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ и с нормативным развитием.
2. Практический блок
включает в себя интерактивное общение с родителями в форме «виртуальной приемной» ( с использованием информационных технологий: скайп-общение, электронная почта и т. Д. работа специалистов зависит от информации первого блока. Непосредственное проведение тех мероприятий, которые в большей мере помогут родителям повысить свой компетентностный уровень знаний об особенностях развития своего ребенка и их грамотного применения.
3. Рефлексивный блок
представлен как анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий (формы: опрос, книги, отзывов, оценочные листы, самоанализ педагога) с учетом заинтересованности и активности родителей.
Потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями
• специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;
• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно – коррекционного процесса;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
• необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно – развивающей области;
• необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
• необходима индивидуализация обучения глухих детей с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
• необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации;
• следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно – коррекционных задач, специальную психолого – педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка .
учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил
сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
Ст. 48 № 273-ФЗ «Обязанности и ответственность педагогических работников»
обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинским организациями.
Алгоритм создания специальных образовательных условий
1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).
3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк.
4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.
5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями слуха
Организационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха
Организация медицинского обслуживания
Организация питания
Организация взаимодействия с родителями
Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями
Материально-техническая база общеобразовательного учреждения
«Бегущая строка» (на этажах).
Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности
Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами
Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой
Первая парта/стол (около окна и учительского стола)
Световая индикация начала и окончания урока
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Общеобразовательные программы начального общего образования
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса
Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом
Занятия с логопедом
Кадровое обеспечение
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ,
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии
Коррекционная работа не является неким самостоятельным разделом в учебно–воспитательной деятельности, она пронизывает все направления деятельности школы: общеобразовательные уроки; индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и речи; внеурочную деятельность; занятия воспитателей; дополнительное образование; практическую деятельность учащихся во внеурочное время; работу с родителями; самообразование педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.