Приложение 1. Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на первом этапе
1. Педагог достает мешочек для КРУГа и играет на флейте. Дети и взрослые рассаживаются на ковре. Если ребенок в силу двигательных нарушений не может сидеть сам, его поддерживает сидящий сзади педагог.
2. Мягкий звенящий медвежонок «здоровается» с каждым ребенком: ведущий подносит медвежонка к ребенку, говорит: «Здравствуй, Петя!» Ребенок может потрогать медвежонка, погладить его по голове, пожать лапу и т. д.
3. Ритмическая игра Дождь идет на подражание.
4. Игра «Дует ветер». Игра повторяется несколько раз, пока под платком не побывают все дети.
5. Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.
6. Игра «Ты, веревочка, крутись». Игра повторяется несколько раз, чтобы игрушку поймали все дети.
7. Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.
8. Сенсорная игра «Черепаха». Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.
9. «Шалтай-Болтай».
10. Ведущий объявляет об окончании КРУГа. Медвежонок прощается с детьми, говоря: «До свидания, ребята!», и уходит, забрав с собой мешочек. Дети машут рукой медвежонку, говорят: «Пока» (педагоги помогают тем, кто не может сам помахать рукой).
Описание игр‚ используемых на занятии КРУГ на 1 этапе.
Волшебный мешочек
Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди.
Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на уроке теме (например, виды транспорта).
Дождь идет
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
Дует ветер
Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус / Васю / накрывает.
Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.
Раз-два-три, посмотри
Раз-два-три, посмотри,
Это – я, это – ты.
Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.
Ты, веревочка, крутись...
Ритмическая игра с правилами. Позволяет решать следующие задачи: развитие координации и взаимодействия рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания.
Ты, веревочка, крутись.
Заинька, остановись,
Мне в ладошку попадись.
Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой – получается кольцо, за которое могут взяться все участники КРУГа. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней.
Вариант: на веревочке может быть привязан предмет из темы, которая сейчас изучается на других занятиях. Например, это могут быть две шишки – еловая и сосновая. Когда стихотворение закончилось и веревочка остановилась, ведущий спрашивает, у кого какая шишка.
Черепаха
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
Шалтай-Болтай
Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.
Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.