Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
pptx
администрации
5 кл—9 кл
18.10.2018
Презентация составлена в помощь молодым начинающим учителя. В ней кратко представлены особенности целеполагания как регулятивного учебного действия на уроках по ФГОС. Поможет с конструкцией урока, где содержание будет идти от целеполагания. Поможет в реализации деятельного подхода в обучении. Содержит пример.
Особенности целеполагания в основной школе.pptx
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Особенности
целеполагания в
основной школе
МБОУ Черёмушкинская СОШ
Учитель истории и обществознания
Кивистик Е.Ю.
с. Черёмушка 2016
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Сущность и особенности целеполагания
в соответствии с требованиями ФГОС.
• Целеполагание относится к регулятивным учебным
действиям
• Целеполагание - это процесс выявления целей и задач
субъек¬тов деятельности (учителя и ученика), их
предъявления друг другу, согласования и достижения.
Оно должно быть субъектным и соответствовать
планируемому результату.
• Целеполагание – самая важная часть конструирования
урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от
содержания. Предметные цели не должны заслонять
главное – воспитание и развитие личности.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Целеполагание является проблемой
современного урока. В чем суть проблемы?
• Подмена цели средствами урока
• Формальный подход при постановке цели.
• Завышение цели.
• Постановка собственной цели учителя.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Цели должны быть:
• Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются
средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии
измеримости бывают качественные и количественные.
• Конкретные.
• Понятные.
• Осознанные.
• Описывающие желаемый результат.
• Реальные.
• Побудительные (побуждать к действию).
• Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует
употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать»,
« понять».
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Основные категории
учебных целей
Характеристика
целей
Ключевые слова для постановки целей
Образовательная
Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания,
применения.
Повторить, дать определение, познакомить, описать,
объяснить, демонстрировать, использовать,
проконтролировать, обеспечить, закрепить.
Развивающая
Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности,
нервномышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков,
развитие мыслительных операций.
Обеспечить развитие, способствовать формированию
умений.
Воспитательная
Формирование эмоциональноличностного отношения к явлениям
окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание
тех или иных чувств.
Обеспечить, содействовать формированию,
стимулировать.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Цель урока (локальная цель) начинают
формулировать с глагола в
неопределённой форме. Цель должна
включать в себя:
• предмет – это объект воздействия, то на что воздействует
педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает
педагог;
• средство отражает каким образом происходит это воздействие,
т.е. средства достижения цели;
• конечный результат – это конкретное знание, умение , которому
хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью
конкретного инструментария);
• способ действия.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Например: «Развивать умение составлять
рассказ с опорой на иллюстрацию учебника»
• Предмет – умение составлять рассказ
• Средство – процесс составления рассказа
• Результат (проверяемый) – составленный ребёнком
рассказ
• Способ – опора на сюжетные картинки.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
пять правил постановки цели,
осознание которых учащимися и
должен формировать учитель.
• Правило 1. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной
• Правило 2. Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в
конкретный момент или нет.
• Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно
достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что
недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.
• Правило 4. Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только
на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.
• Правило 5. Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её
достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной
корректировки цели и методов её достижения.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому
очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить
детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
• Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается,
при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь
необходимо поставить задачи (это можно сделать через
действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать
конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать
значения слов и так далее). Задачи также записываются на
доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и
предложить учащимся не только проанализировать, что им
удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а
в зависимости от этого –формулируется домашнее задание.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Например, для темы урока "Как
изменяются имена прилагательные?"
построили план действий:
• 1. Повторить знания об имени прилагательном.
• 2. Определить, с какими частями речи сочетается.
• 3. Изменить несколько прилагательных вместе с
именами существительными.
• 4. Определить закономерность изменений, сделать
вывод.
• Это сформулированы конкретные учебные цели.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Предлагается тема урока и слова
"помощники":
• Повторим
• Изучим
• Узнаем
• Проверим
• С помощью слов "помощников" дети формулируют цели
урока.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
• - Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
• - Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно
формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов
ребёнка;
• - Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.
Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы
думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
• - Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
• - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся
общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
• - Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими
эмоциями и учу этому детей.
• - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем
поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не
был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то
у ребенка он не оставил следа.
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Презентация "Особенности целеполагания в основной школе"
Рекомендуемая литература
• Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли Система заданий Пособие для
учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение»
2010
• Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
http://festival.1september.ru/articles/527236/
• Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Автор:
Якушина Е.В. Источник: Справочник заместителя директора
школы, №10, 2012 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.