Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 г.Нарофоминск Московская область
Тема: «Русская земля — русская культура»
для детей подготовительной группы
Выполнила и провела воспитатель Землякова Валентина Николаевна
Цели: формировать нравственнопатриотические чувства посредством
русской музыки, живописи и русской поэзии.
Задачи: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно
решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как
можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через
потешки, игры, русские сказки, русскую музыку, произведения русских
композиторов. Через представления о русских православных праздниках,
особенностях быта, о подвигах русских богатырей у детей формируются
духовнонравственные качества, такие как терпение, усидчивость, любовь к
окружающим, воспитывается любовь к Родине, понимание силы добра и
окончательной победы над злом.
Обогащение словарного запаса детей.
Предварительная работа:
Чтение книги «На поле Куликовом» О Тихомирова. Заучивание и обсуждение
стихотворения С.Есенина «Белая береза». Беседа и обсуждение репродукции
картины «Три богатыря» В.Васнецова.
Материалы и оборудование:
репродукция картины художника М.Нестерова «Видение отроку
Варфоломею»,портрет из книги «Князь Дмитрий Донской».
икона святого Сергия Радонежского;
портреты композитора М.Мусоргского, поэта С.Есенина, художников
М.Нестерова и В.Васнецова
диск с музыкальным произведением «Рассвет на Москвереке»
М.Мусоргского;
Содержание организационной деятельности детей.
1. Организационный момент
Дети все сидят по кругу вместе с воспитателем.
Воспитатель: Дети, в какой стране мы с вами живём? Правильно, в России.
Все мы говорим на русском языке. Должны ли мы знать свою русскую
культуру?
На прошлом занятии мы говорили, что слово «культура» означает
наследие. Сегодня мы продолжаем говорить о русской культуре, о жизни, о
добре и зле.В этом нам поможет музыка. Пока она будет звучать, попробуйте
ответить, какие звуки природы вы в ней услышали.
(звучит муз.произведение «Рассвет на Москвереке» М.Мусоргского)
Какие звуки природы вы услышали?
Вы только что говорили о дожде, а комуто показалось, что распустился
цветок. Произведение называется «Рассвет на Москвереке». Просыпается
природа, птицы поют. Кто же мог написать такую музыку: русский или
зарубежный композитор? Конечно, русский композитор. Ведь его музыка
так напоминает русскую протяжную песню.
(на доске вывешивается портрет М.Мусоргского)
2. Проведение русской народной игры «Платочек»
Педагог встает в центр круга. Дети, взявшись за руки, идут под музыку
вокруг взрослого. Воспитатель поворачивается в обратную сторону. Когда
музыка заканчивается, все останавливаются. Педагог вручает двум детям,
которые оказываются напротив него, по платку. Дети по команде бегут
вокруг круга в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять свое
место. Игра повторяется.
3. Русская культура — это наши святые.
(на доске репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку
Варфоломею»)
Посмотрите на доску и скажите, кто изображен на переднем плане
картины? Это мальчик и монах. Рассказ о Сергии Радонежском.
«700 лет тому назад жил мальчик по имени Варфоломей. Он был тихим и
кротким. Пас жеребят, помогал маме и папе по хозяйству. Однажды
потерялись в лесу два жеребенка, и, отец попросил Варфоломея поискать
их. Долго он не мог найти жеребят, но встретился ему на пути монах.
Увидел монах кроткого мальчика, спросил что случилось. Варфоломей
рассказал о своей беде, но монах спокойно ответил, что жеребята
найдутся. Тогда мальчик рассказал, что не дается ему учеба, буквы не
может запомнить. Монах обещал помолиться за него. И… О чудо! Придя
домой, Варфоломей смог без запинки прочитать целую главу книги. С тех пор
успешно он учился. Когда родители умерли, мальчик пошел в монастырь,
чтобы стать монахом. В монастыре он получил новое имя — Сергий. Жил
он далеко в лесу и к нему даже
приходил медведь, попросить хлеба. Сначала Сергий его боялся, но потом
даже кормил его с руки хлебом. И это исторический факт. К Сергию стали
приходить люди за советом, да так и оставались жить рядом со святым
человеком. Пришел к нему однажды и русский князь Дмитрий Донской ( мы
читали о нем в книге). Московский князь попросил молитв святого Сергия,
чтобы отправиться на битву с врагами монголотатарами и отстоять
Землю русскую.
«Все время Сергий преподобныйна поле том незримо был.
И к вечеру во храме Божьем
Всем о победе возвестил» так пишет летописец в русской истории.
И святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской прославили свою
Землю русскую своими подвигами.
4. Физкультминутка.
«Утром солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется»
5. Воспитатель: Недавно мы рассматривали картину художника
В.Васнецова «Три богатыря». Как звались богатыри? (Илья Муромец, Алеша
Попович и Добрыня Никитич)
А почему художник изобразил их рядом стоящими? Да, они охраняют
границы родной земли. Они прославили нашу Россию своими подвигами.
Мы можем гордиться этими людьми? Да, это наша культура, это наши
герои.
6. Чтение стихотворений наизусть.
Какой знаменитый русский поэт писал стихи о нашей русской земле, о
красоте русской природы? (портрет Сергея Есенина)
Кто хочет прочитать стихотворения С.Есенина?
Дети читают стихи: «Белая береза», «Нивы сжаты».
Какие чувства выражает поэт этими красивыми словами: «солнце
колесом скатилось», «береза распустила косы», «Русьмоя родина кроткая»?
Да, Сергей Есенин очень любит свой русский край, говорит нежные слова о
природе.
7. Итог занятия.
Давайте вспомним, какие картины и портреты каких художников мы
сегодня увидели на занятии. Чьи стихи мы вспоминали?
Можно ли сказать, что святой Сергий Радонежский, Сергей Есенин, Виктор
Васнецов, Модест Мусоргский и Михаил Нестеров — это наша русская
культура?